Нужен фикх меньшинств для России

За последние годы у нас стало более-менее известно о фикхе меньшинств. Растет интерес к этой очень актуальной теме. Правда, в основном о фикхе меньшинств говорят в контексте Запада, т.е. мусульманских меньшинств, проживающих в Европе и Северной Америке. О фикхе мусульманских меньшинствах не-Запада почти не говорят. Еще меньше, а точнее ничего, мы не знаем о фикхе мусульманского меньшинства нашей страны, которая вообще представляет собой особый случай.

Для богословов, разрабатывающих фикх меньшинств, Россия – это, безусловно, не Запад. Но сегодня ее уже нельзя отнести и к традиционному случаю государств Азии с крупными мусульманскими общинами.

На Западе мусульмане - некоренное население. Для их случая есть особый фикх меньшинств. Опыт европейских, и в целом западных, мусульманских меньшинств, несмотря на его недолгую историю, сегодня оказался значительно более изученным, чем аналогичные процессы в Азии. Оно и понятно: то, что происходит в центре мира, заботит экспертов много больше остального.

Но для нас, живущих в России, крайне важно знать то, как Ислам бытовал и бытует в таких странах, как Индия (мусульманская община этой страны, кстати, самая крупная в исламском мире), Китай, Таиланд, Филиппины, Шри-Ланка и даже Бирма и Вьетнам в какой-то степени. К этому же типу, видимо, с оговорками надо отнести следующие восточно-европейские страны: Болгария, Греция, Сербия, Македония, Черногория, Украина, Польша, Белоруссия и Литва.

Это не менее, а, может, и даже более важно, для комплексного понимания ситуации. У России в плане Ислама с этими странами много общего; того, что заставляет поставить ее с ними в один ряд «азиатского» типа отношения к мусульманским меньшинствам. Во всех этих странах мусульмане – коренное меньшинство.

С другой стороны, по мере роста среднеазиатской составляющей российской уммы мы по многим показателям приближаемся к европейскому типу мусульманских меньшинств. Через несколько десятилетий мусульмане Урало-Поволжья и Северного Кавказа в рамках всего исламского сообщества РФ могут даже вместе не дотягивать до численности среднеазиатов. (Об этом я подробно писал в статье «Из лучшего «азиатского» в проблемное «европейское»).

Таким образом, Россия уже сегодня представляет собой особый – переходный - случай для исламских правоведов. Соответственно, и фикх меньшинств для нее должен иметь свои особенности.

Сегодня в мире широко обсуждается фикх меньшинств для Запада. Внимание к этому привлекает рост напряженности в странах Европы из-за проблем миграции, мультикультурализма, экстремизма и проч. Случаются также интересные форумы богословов для разработок фикха для коренных мусульманских меньшинств – Китай и Индия по своим каналам способствуют развитию этого направления. При Организации исламского сотрудничества, кстати, есть соответствующий комитет по проблемам мусульманских меньшинств. В России и для России, которая является наблюдателем в ОИС, же пока тут мало чего сделано, может быть, за исключением Московской Богословской Декларации.

А работать в этом направлении надо и, безусловно, придется. По крайней мере, серьезно изучить опыт всех мусульманских меньшинств, существующие наработки в этой области и возможности их применения и адаптации у нас. Без этого развитие школы нашего оригинального исламского богословия вряд ли будет идти адекватно.

Тут не надо думать, что фикх меньшинств – это некая искусственная попытка облегчить Шариат или же вообще какой-то новый фикх, призванный одурачить мусульман. Нет. Это самый что ни есть фикх Ислама, который на основе Корана и Сунны дает шариатские ответы на вызовы мусульманских общин, являющихся меньшинствами в своих странах с их условиями и особенностями.

Да, фикх меньшинств иногда дает «облегченные» решения для отдельных ситуаций. Но иногда он, наоборот, предполагает более строгие фетвы. Особенно это касается бытового и морального поведения мусульман, их отношений с окружающими, друг с другом. Ведь в своих немусульманских обществах они – лицо Ислама, по ним судят обо всей религии, и то, что может быть, например, порицаемо, рекомендуемо или даже совершенно нормальным в мусульманских странах, становится греховным, нежелательным или обязательным в немусульманских.

У нас своей богословской школы нет, а мусульманское сообщество не может быть стабилизировано и не может управляться без отвечающих соответствующим критериям богословских трудов и механизмов их применения. Фикх для российского мусульманского меньшинства направлен на выработку конкретных богословско-правовых решений для наших конкретных условий.

Семинары с участием иностранных (например, по линии Всемирного совета улемов) и отечественных исламских ученых и мыслителей могут стать первыми шагами к формированию отечественной современной мусульманской богословской школы, которая будет способна сформулировать и закрепить современную исламскую российскую идентичность. Сверхзадача – верующие должны ощущать себя полноценными мусульманами и полноценными гражданами России.

До сих пор соблюдающие мусульмане РФ не имеют четкого и серьезного обоснования легитимности с точки зрения Шариата проживания и легальной созидательной активности в России. Не от того, что это невозможно, а от того, что никто этим целенаправленно серьезно не занимается, за исключением нескольких энтузиастов.

Современное исламское богословие посредством того же фикха меньшинств такие задачи решает. Этими недоработками пользуются экстремисты, убеждающие слабо образованных, не разбирающихся в сложностях и тонкостях богословских толкований мусульман в греховности быть гражданами России и, соответственно, в необходимости вести войну за освобождение от «власти неверных» и в правильности прочих вульгарных и демагогических прочтений Шариата.

Все вышесказанное и есть реальная, а не виртуальная, забота о т.н. традиционном Исламе в России.

Современная модель традиционного для нашей страны Ислама только формируется. Надо этот процесс поддерживать осторожно, чтобы он шел в конструктивном ключе. Ислам – это живая ткань. Пытаться же блокировать развитие, консервировать то, что кому-то близко и нравится, тем более административно-силовыми методами, очень опасно.

Ислам в Булгарии отличался от Ислама в Золотой Орде и постордынских ханствах. Все они вместе сильно отличались от Ислама времен абызов и ОМДС и, тем более, от советских и постсоветских муфтиятов. Становление Ислама в Урало-Поволжье, на Северном Кавказе и в Средней Азии шло во многом по разным каналам. «Традиционный Ислам» тоже развивается.

В конце концов, будет своя модель традиционного для России Ислама, благотворно влияющая и цементирующая государственность и общество. Он, безусловно, сложится. Но это тяжелый и длительный процесс, порой мучительный.

Если о традиционном Исламе, на мой взгляд, и говорить, то речь может идти о модели, преломленной в соответствии с внутренними требованиями самого Ислама, к современным политическим, социальным, культурным условиям региона. Это некое согласование двух процессов развития: национально-государственного и религиозного. В какой-то точке они должны совпасть. Такими ситуациями, как в России, призван в рамках большого мусульманского богословия и правоведения заниматься фикх меньшинств.

Т.е. у фикха меньшинств и развития нашего традиционного Ислама (при адекватном понимании этого термина), о котором столько сегодня говорят, - одни и те же цели. Если глубоко разобраться, то, это одно и то же.

Речь именно о преломлении, а не, как порой это бывает, нагибании Ислама под какие-то политические требования в угоду чьим-то пожеланиям. Ислам сам должен адаптироваться, самоопределиться в конкретном времени и месте в соответствии со своей внутренней логикой и правилами.

То, что это обязательно произойдет, т.е. будет позитивное решение, сомневаться не приходится. История – тому яркое подтверждение. Ислам как вода. Он проникает в любые общества, культуры и политические системы, занимая в них свое месте и наполняя их живительной влагой. У Ислама есть эта удивительная особенность – преломляться к любым условиям, оставаясь самим собой.

Проблема в том, что данный процесс в России несколько затянулся. Почему – это отдельный разговор. Надо стимулировать самоопределение мусульманской общины как части российского гражданского общества и шире – российской политической нации, а не уводить в сторону разных мифов и миражей. Фикх меньшинств – реальный рабочий механизм для этого.



14 комментариев


  1. (27.09.2012 17:06) #
    -2

    "На Западе мусульмане - некоренное население. Для их случая есть особый фикх меньшинств."
    Мусульмане жили в качестве некоренных уже при Пророке, и потом 14 веков. И обходились без особого фикха меньшинств.
    "Сегодня в мире широко обсуждается фикх меньшинств для Запада." Десятки ученых, которые к нам приезжали НИ ОДИН НЕ ОБСУЖДАЛ фикх меньшинств. Развитые общины со своими медресе, курсами хафизов, алимов, полностью проходят обучение в той же Англии. Виртуальные организации вообще там не причем.
    Это Сурковщина. То васатыю затащить, то фикх меньшинств.
    Ни одно утверждение не верно.
    Европейских мусульман можно так же как и у нас в стране разделить на традиционных и салафитов. Но там нет карадавийцев в мечетях,нет фикха меньшинств.
    Десятки моих друзей, родственников живут во Франции,Бельгии,Австрии,Германии,Норвегии, Швеции, Польше,США. Все в мечетях. Никто не говорил, про этих из меньшинств.
    Это реальность, только в головах кремлевских кукловодов. Притащить нам кувейтский Ислам, катарский-еще более виртаульный.
    Как говорил, покойный Валиулла Якупов: в мечетях есть суфии, салафиты, другие-но нет представителей васатыи. И иншаАллах не будет, как и представителей фикха меньшинств.
    Да, кстати надо им какое-нибудь пристойное название придумать:), а то представители фикха меньшинств. Представители, которые никого не представляют:) это кстати тоже Сурков.

  2. (27.09.2012 18:00) #
    2

    Меня наверно можно назвать "васытыстом", при этом хожу в мечеть. Чувствую где-то подвох...
    Хотя да, среди людей целыми днями сидящих в мечети, не работающих, живущих непонятно на что и постоянно ведущих "богословские дискуссии" "васытыстов" действительно немного.
    Вообще вопрос выйденного яйца не стоит. Во всех классических книгах по фикху написано, что фетвы должны учитывать реалии времени и места. С самых ранних веков Ислама, фикх отличался и менялся, фикх жителей Хиджаза это не фикх жителей Ирака. Очевидно, что жизнь в Европе отличается от жизни в Мавритании еще сильнее.

    • (27.09.2012 19:14) #
      -3

      Если вопрос не стоит и выеденного яйца, то зачем выедать его? Если "во всех классических книгах по фикху написано, что фетвы олжны учитывать реалии времени и места,ноникто не называл это особым фикхом?
      Особые условия были, но не было особого фикха.
      Вы можете сколько угодно высомерничать:"среди людей целыми днями сидящих в мечети, не работающих, живущих непонятно на что и постоянно ведущих "богословские дискуссии" "васытыстов" действительно немного".
      И сетовать на ваш узкий круг.
      Я был при родах этой самой васатыи у нас в стране. Сначала пошла разведка боем, прощупывание общественного мнения. А что если? Потом приехал гуру васатыи, он же единственный васатыйщик на тот момент в мире.
      После конференции за очередь поговорить с ним, бала давка. И не потому что он Шейх, а потому что из Кувейта. На ходу к нему в мерседес сели два брата, для обсуждения бизнес-концептов. А во время, его пастырского визита, из-за возможности увезти его в ресторан, была маленькая войнушка.
      Ездять к ним, потому что это халява. Хотя подбор преподавателей в последнее время надо отдать должное улучшился. И эти двух недельные курсы на халяву, это и вся наша подзарядка и все обучение. Во время курсов пишет Мухаметов, я спросил и мне сказали..Васатыя-это наше всё!
      А я ненавижу, это заискивание перед любым человком из стран Залива. То, что они в засос с нашими властями. И не понимаю, неужели так все плохо в вашем королевстве?! Это всё что вы можете?:) Гора родила пшик даже, а не мышь.Всё к чему имеет отношение власть лишено этого бараката.
      Хотя польза есть от этой васатыи, несколько человек получили оплачиваемую работу.
      А вам надо быть осторожней. Лидер васатыи боятся своих жен, некоторые их даже на работу не пускают. Приобретете себе от ваших шейхов,подобное послушание своим женам.

      • (28.09.2012 22:28) #
        -3

        Сайт подсадной что ли.
        Человек говорит реальные вещи,а ему минусы ставят,видимо по долгу службы.
        Насчет зарплаты,в точку попал брат,один из активных васатыйщиков долго ее искал.
        Не статья,а тихий ужас,просто болтовня.
        Раз автор так хорошо разбирается в этом вопросе,в чем сильно сомневаюсь,пусть напишет себе этот самый фикх,мы себя не относим к меньшинствам,у нас с ориентацией все в порядке.

        • (28.09.2012 23:47) #
          1

          Ассаламу Алейкум, брат! По всей видимости, мы действительно скоро останемся в меньшинстве, как в духовном, так и физическом.(((: Мне тоже очень интересно знать, что же это за "Традиционный Ислам России"?, который будет цементировать государственность и общественность??? Какое государство и какое общество? Что за разные фикхи? Даже представить себе не могу, что бы пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал бы - "Мы в Медине живем так то, а вы там, на территории Шама, живите так то" АузубиЛляхи. интересно очень... Я никого не хочу осуждать и обсуждать, но разве не достаточно нам Священного Корана, Сунны и Шариата? Разве не даны нам четкие указания в них, как жить и как поступать, что делать и для чего? Последние события в мире хорошо показывают, что муслимы стали очень умеренными, очень и очень. Сегодня на хутбе видел глаза имама со слезами, когда он говорил про пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. А мы? Сжиимается ли у нас сердце, когда идет клевета на него? Плачем ли мы в намазе? Братья, могила у нас за спиной и огненные сандали уже готовы. Что мы сделали, что бы не надеть их в жизни вечной?

  3. (28.09.2012 10:06) #
    -1

    Корень слова ,, умеренность" действительно ,,мера". Но в устах этих ,,богословов" оно имеет уже другой корень ,, умер". Не вера, а такой полутрупик. И нашим (карманам) и вашим (ворам и мошенникам от власти). Их вера мертва и смердит, чтобы притупить, приглушить вонь, смрад от этого трупика, они опрыскивают этот ego, денно и нощно, благовониями из словоблудия и нововведений. Сила , мудрость и истина Ислама - это простота, доходчивость и ясность.

  4. (30.09.2012 13:56) #
    -4

    Более 2-х лет невольно просматриваю статьи Мухаметова (потому что нам их упорно навязывает редакция сайта), и ни разу не увидел более менее адекватной мысли ни в одной статье. Это какой то позор.

  5. (30.09.2012 14:02) #
    -4

    Вот к примеру фраза "ислам как вода, проникает во все политические системы". И в коммунизм и демократию, где черным по белому написано - "Нет БОГА!" (статья 3 конституции РФ) - Ислам тоже должен проникнуть получается?!

  6. (14.10.2012 00:07) #
    -1

    Было бы интересно, если бы эти минусы и плюсы, были бы не обезличенными, как анонимки, а открытыми, личными и со статистикой.
    Думаю, я знаю, кто мне больше всех поставил минусов.Причем все "мои" сидят в одном здании. Причем в здании, сидя в котором, нельзя заниматься этими минусами.
    Вам это не поможет. Минусики погоду не сделают:)
    Вам придется говорить и говорить открыто, а не так как вы привыкли.
    Я так понимаю, что минусики, это от того, что сказать-то нечего! Нет той позиции, прежде всего в виде личности, чтобы сказать открыто.
    Ставлю вам нуль:)

    • (14.10.2012 00:17) #
      -2

      Я наоборот воспринимаю минусы как знак того,что на верном пути.

      • (14.10.2012 00:21) #
        0

        Ассаламу Алейкум, дорогой брат! Ты сам видел, как мне минусовали ХАДИСЫ! ХАДИСЫ! Что с людьми творится?

        • (14.10.2012 00:24) #
          0

          Ва алейкум салам.
          Ничего не творится.
          Просто некоторые люди не наши и их не мало.