Почему мусульмане в застое

В минувшие выходные саратовских мусульман почтил своим визитом долгожданный гость из Москвы: с лекциями по приглашению ДУМ Саратовской области приехал политолог, журналист, кавказовед Руслан Курбанов. Темой его выступления стали проблемы развития мусульманской общины в современной России.

По мнению Руслана Курбанова, несмотря на кажущееся возрождение - строительство мечетей, появление хафизов, соблюдение норм Ислама, российская умма после долгих лет советского атеизма до сих пор находится в ослабленном состоянии. И тому есть свои причины, которые не позволяют раскрыть весь потенциал мусульманской общины.

Умме нужны психологи

Самая основная из них - это катастрофическая нехватка людей знания. Безусловно, отметил Руслан, мы получаем знания об исламе через выпускников исламских вузов: из России ежегодно уезжают учиться заграницу, в арабские страны, десятки молодых людей, которые возвращаются специалистами по фикху, Корану, шариату. Но проблема состоит в том, что они не могут реализовать эти знания в своей родной стране.

По мнению политолога, исламское образование за рубежом на сегодня недостаточно полноценно. "Во многих учебных заведениях программы усеченные, а некоторые преподаватели, особенно в Саудовской Аравии, как они сами говорят, никогда в жизни не видели живого немусульманина. Поэтому они не могут научить студентов тому, как выстраивать отношения с людьми, с народами, не знающими об Исламе, и как применять полученные знания в немусульманском обществе", - поясняет саратовский гость.

В итоге многие студенты, которые приезжают после учебы домой, обладают лишь религиозными знаниями и не имеют представления о том, как организовывать жизнь местных мусульман, как строить диалог с властью, как налаживать отношения с земляками, не признающими Ислам, как повышать свой уровень образования, какие проекты запускать. "Многие выпускники как дети: не знают, с чего начать. Они закрываются в скорлупу, передавая свои знания только в мечети, в медресе, где знакомая для них обстановка, и боятся выйти в город, в открытое общество, потому что не знают, как там работать", - считает лектор.

Руслан Курбанов обратил при этом внимание, что для эффективной работы с населением необходимо знать психологию каждой социальной группы, к каждой из них нужно подходить индивидуально, как это делал пророк (мир ему), разговаривая на уровне понимания отдельного человека. Однако мы на сегодня не знаем, как правильно говорить со студентами, полицейскими, бизнесменами, христианами, учеными, политиками и пр. Мусульмане зачастую не могут составить заявление в органы власти: они пишут документы языком верующего человека, и в итоге чиновник откладывает полученное письмо в сторону, потому что привык понимать только канцелярский язык.

А знания психологии, как отметил Руслан, позволили бы мусульманам продвигать свою активность в обществе. Политолог напомнил, какими образованными были первые мусульмане - сподвижникам пророка (мир ему). Помимо религиозных, у них были и социально значимые знания. Они были специалистами в той или иной сфере – глубокими знатоками истории арабского народа, знатоками религий и языков соседних народов... И эти "светские" знания помогали им в деле распространения Ислама.

Однако у первых мусульман было и еще одно важное преимущество: если они учили Коран, то сразу же воплощали слова Аллаха на деле. "Почему так популярны среди молодежи кавказские боевики? Потому что когда до их разума доходит смысл аята или хадиса, в котором они усматривают описание вооруженной борьбы, они тут же оставляют все - семью, бизнес - и уходят в ряды боевиков", - говорит журналист.

Ущербность нашего знания о том, как мирными путями развивать ислам, подчеркнул Руслан Курбанов, состоит как раз в том, что мы не реализуем его на практике, как только до нас доводят смысл того или иного предписания в исламе.

Затерянный в Средневековье

Еще одной проблемой из-за которой российская община не может преодолеть кризис, по мнению Руслана, является застой фикха, застрявшего на уровне средних веков и давно переставшего отвечать на вопросы современного Ислама. Можно ли заключать никах по скайпу? Как делать намаз в космосе? Как соблюдать пост в условиях крайнего севера? и т.д. Этих вопросов не существовало во времена пророка (мир ему).

Фикх должен успевать за развитием общества, новых технологий. Однако он превратился в «мертвый» набор знаний. Для того, чтобы он стал постоянно развивающимся механизмом, России необходимы профессиональные муджтахиды, которые смогут выносить решения, учитывая наши реалии, отметил московский гость. В пример Курбанов привел страны Европы и Северной Америки, где эта проблема решена – там существуют собственные советы по фикху из исламских ученых-муджтахидов, как например, Европейский совет по фатвам и исследованиям и Северо-американский совет по фикху. Несмотря на то, что Ислам в этих государствах заявил о себе всего лишь 50 лет назад, европейские и североамериканские общины шагнули далеко вперед в деле распространения религии и, в частности, в отношении фикха. Со временем местные мусульмане поняли, что современный социальный и общественный фикх, разрабатываемый учеными Саудии или Египта, им не подходит, поскольку реалии арабских и европейских стран отличны. В результате верующие стали разрабатывать социальный и общественный фикх специально для нужд мусульманских меньшинств, то есть общин, проживающих в условиях немусульманской страны. Теперь мусульмане Европы дают ответы на такие вопросы, как: можно ли служить в армии, можно ли брать кредит, голосовать на выборах, быть замужем за неверующим...

В России же "ситуация с неразвитием фикха дошла до того, что мы не можем спасти наших братьев, погибающих в братоубийственой войне на Кавказе", говорит Руслан Курбанов. "Мы не обладаем достаточным знанием, поэтому когда мы смотрим ролики, в которых с призывами обращаются боевики, порой нам нечем крыть против их доводов и далилей. И то, что мы не можем удержать молодежь от вступления в ряды боевиков, говорит о том, что у нас нет ответов на вопросы, которые они поставили", - считает кавказовед.

В связи с этим, в частности, напомнил Руслан, и была созвана в Москве в мае международная богословская конференция с участием ученых из разных стран мира. "Это была попытка сдвинуть с мертвой точки фикх, - пояснил Курбанов, - ученые в ходе конференции приняли Богословскую декларацию по вопросам джихада, такфира и халифата, основанную на положениях Корана и Сунны. Это тот ключ, который мусульмане России могут теперь использовать для развития общественного фикха в условиях России".

Руслан Курбанов обратил внимание, что радикализация молодежи, которая происходит отчасти из-за отрыва старшего поколения мусульман от молодого, также является причиной застоя Ислама. Молодые люди не видят примера для подражания во взрослых, они не советуются с ними, не учитывают их опыт, считая старших людьми, "предавшимися вопросам дуньи". В результате молодежь радикализируется. Однако, по мнению политолога, есть регионы, где мусульмане не допустил этого разрыва. "Для меня примером региона, где связь поколений еще сохранилась, является Саратовская область и республика Осетия... А вот в КБР, Ингушетии, Дагестане между поколениями сильный отрыв, и посмотрите - именно в этих регионах идет братоубийственная война", - отметил Курбанов.

Руслан при этом подчеркнул, что попытки исламизировать наше общество вооруженным путем со стороны боевиков не принесут желаемого результата. Политолог напомнил собравшимся, как распространялся ислам на Кавказе, когда туда прибыли первые сподвижники пророка (мир ему), обратив внимание, что на это потребовалось немало времени, и успеха мусульмане достигли в горах лишь путем мирного призыва.

В заключение своей лекции Руслан Курбанов призвал верующих к терпению на пути Ислама, отметив, что сегодня нет другого способа донести слова Аллаха до людей.



14 комментариев


  1. (31.07.2012 15:57) #
    0

    Вопрос обшение с не мусульманами .это отнють не просто вопрос нехватки религиозного образования.это вопрос плохого светского образования.Ребята приезжают настроенные на даваат.Но в наше время такие предметы как психология, этика и много других предметов побуждающих осторожно и с уважением подходить к вопросам даваата, к сожалению не изучаются должным образом.Поэтому бывшие студенты уже настроенны на обшение в мусульманской среде.

  2. (31.07.2012 20:22) #
    -1

    брат Руслан прав, по большому счету мы до сих пор не можем противопоставить боевикам аргументы, после которых молодежь изменила бы свои радикальные представления на созидающие..до тех пор, пока мы будем спорить между собой чей тахарат правильный, сдвинуть "мертвый" фикх не получится...

  3. (31.07.2012 21:40) #
    0

    НОВОСТИ!!! НОВОСТИ!!! СРОЧНЫЕ НОВОСТИ!!!В Казани имам мечети Закабанная,в прямом смысле "выпинул" брата за то, что он встал и сказал о Пикете который будет 29.07.12 в 15:00 часов возле театра Галиаскар Камала. Хазрата зовут СаидДжафар, и это происходит в Священный месяц Рамадан, говоря что это фитна. В других мечетях(Нагорная,Дербышках) имамы мечети приказывали прихожанам не выходить на пикет, и не поддерживать тех мусульман,которых коснулась беда. О мусульмане!!! Мы единая Умма и Аллах обязал ( фарз) нас помочь своему брату , когда он просит о помощи, и оправданием в Судный день за неисполнением фарза будет только смерть или сильная болезнь (не может встать с постели). О рабы Аллаха!!!Я призываю вас помочь братьям в этой трудной и не справедливой ситуации. Помощь с нашей стороны, это выйти на пикет,митинг с протестом об освобождении наших любимых братьев и прекращения насилия над ними в следственных изоляторах.
    Да! и призыв искренних мусульман на этом не останавливается 31.07.12 в 10-00 возле здания верховного суда Площадь Свободы будет ПИКЕТ согласованный с администрацией города организованный Профсоюзом мусульман,а так же 05.08.12 в 15-00 возле театра Камала МИТИНГ.Просьба прийти всех кому не безразлична судьба мусульман,и сделать максимальный перепост.Да поможет нам всем Аллах...

  4. (01.08.2012 00:30) #
    1

    Братья, может быть кто-нибудь из вас знает где и у кого Руслан Курбанов требовал шариатские знания? Свободно ли он владеет арабским языком и теми науками которые к нему относятся? Какие книги он изучил по фикху, усулюль фикху? Перед какими шейхами он сидел на коленях и сдавал суру "аль-Фатиха"? Может быть кто-то знает по каким книгам Руслан получил иджазу от шейхов на преподавание? Может быть кто-то знает, что Руслан закончил исламский университет в Медине, либо университет аль-Азхар, либо университет в Рияде, а может он закончил какой-нибудь сирийский исламский университет, в котором изучал годами те знания (усеченная программа), которые донесли до нас ученые?
    В данной статье написано, что Руслан Курбанов политолог, журналист, кавказовед, но ни слова ни сказано, о том, что он ученый, что он шейх. Ну зачем журналисту, который далек от фикха в публичном пространстве заявлять, что фикх мертвый, что он застыл и не прогрессирует. Ну как так можно? У нас же есть ученые, которые уже давно ответили про скайп, космос, пост в условиях крайнего севера, про сурагатное материнство, про чаты и форумы, про служение в не мусульманской армии, про обращения в светские суды, про учебу на юридических факультетах, про работу в не исламских банках, про кредиты и иппотеки, про презервативы и другие противозачаточные средства, про интернет и все что с ним связанно, про медицину и те заболевания, которые появляются вновь и вновь и так далее. В исламской умме есть настоящие ученые, которые день и ночь трудятся, дают фатвы по тем или иным новым вопросам. Сегодня, при определенном желании, можно выйти на связь с этими учеными, задать им вопросы, если владеешь арабским языком, то можно читать их книги, смотреть видео лекции в интернете, интернет ими просто забит. Фикх — это как раз та наука, которая постоянно развивается и прогрессирует, так как каждый день перед мусульманами возникают все новые и новые вопросы. Ну нет в России ученых муджтахидов, однако это не означает, что мы должны слушать журналистов, которые полные профаны в шариатских науках.У нас, в исламской умме, есть ученые, с которыми мы должны держать связь и советоваться, задавать вопросы и обучаться у них. Именно этим и занимаются братья, которые ведут вооруженную борьбу, они держут связь с учеными, поэтому все муфтияты, журналисты, политологи и кавказоведы проигрывают в чистую идеологическую борьбу. Ну откуда у журналистов могут быть доводы и аргументы в вопросах религии!? Ну как могут быть политологи авторитетами у исламской молодежи, когда они без знания налево и направо кричат, что средневековые догмы нужно переиначить!? Я считаю, что политолог, который компетентен в политологии имеет моральное право рассуждать и говорить о политологии, также и журналист о журналистике, но там, где вопрос касается фикха, шариата, то нужно нажимать на тормоза. На этом сайте один хороший брат (Станислав) как-то задал очень серьезный и правильный вопрос другому брату, он спросил его: «Скажите, а Вы кто джахиль или муджтахид?». Ислам, фикх, шариат не застыл на средневековых догмах, есть основы в религии ислам, которые неизменны до Судного Дня — это одно, есть вопросы, по которым ученые разногласят допустимым разногласием — это другое, есть вопросы, которые требуют ответов согласно реалиям и на которые ученые дают ответы — это другое. И не нужно все это бросать в один мешок и смешивать. Когда Руслан, Ринат и другие поднимают острые вопросы, когда они пытаются разбудить российскую умму, когда они ставят диагноз, указывают на болезнь и так далее, то все мы должны только услышать и откликнуться, но когда наши братья начинают говорить, что исламский фикх, шариат надо подправить, то хочется просто выключить телевизор. На мой взгляд, те братья, которые постоянно бросаются колкостями и позволяют себе шутки про бороду, усы, штаны, трусы, палец в аттахияте и так далее, то у меня складывается впечатление, что как раз они сами закаменели и застыли в фикхе. Все эти второстепенные вопросы уже многие давно прошли, но всякий раз, снова и снова от этих людей (журналисты, кавказоведы) слышишь сарказм и иронию в адрес братьев, которые, например, отпускают бороду или укорачивают брюки, следуя при этом словам пророка Мухаммада, мир ему и благословение.

    • (01.08.2012 05:57) #
      0

      все это так, вы правы.
      однако, брат, не знаете, есть ли на сегодняшний день в мире муджтахид-мутлак?

      • (01.08.2012 12:05) #
        0

        Нет, таких ученых на сегодняшний день нет.

        • (01.08.2012 14:47) #
          0

          вот наверно поэтому и можно сейчас часто услышать про "застой иджтихада"...
          вспоминается один риваят, когда абу Ханифа, если мне не изменяет память, шел по улице одного города и спросил, сколько на этой улице ученых. ему ответили - 70. он сказал - мало...
          альхамдулиЛлях, сейчас ребята со всего мира выезжают требовать знания на пути Аллаха, они достойны уважения!
          только не думаю, что количество ученых от этого масштабно возрастет.. потому как в то время у людей была возможность, было время обучаться и не только, так как фарз претворения законов Аллаха у них выполнялся. чего не сказать о нас сейчас.
          поэтому, пока мусульмане не станут жить по Курану и по Сунне, править ими, судить ими, выстраивать все возможные отношения по ним, они не выберутся из "застоя", на которой так много кто сетует.
          так много предлагают решений, которые на самом деле картины не изменят, а отвергают единственно верное - как утопичное.. вот они, плоды "застоя" на самом деле

    • (01.08.2012 22:47) #
      0

      И Руслан и Ринат, постоянно контактируют с признанными мировыми ученными. Такими как шейх Кардави или шейх Ибн Байя. Так, что противопоставление журналистов и ученных надумано.

  5. (01.08.2012 01:40) #
    1

    Мусульмане не впервые(в Европе) оказались в меньшинстве. Мухаджиры( в Эфиопию) были уже во времена Пророка (савс). И жили они в меньшинстве и никому в голову не приходило придумывать отдельный, специальный фикх.
    Европеский Совет! Те кто не знают, могут подумать, что там все, ну или хотя бы значительная часть ученых Европы. Любой человек может пойти и зарегистрировать ООО или НКО, с любым названием. Хотите быть Главным межгалактическим шейхом? Это не дорого!
    Значимость того или иного персонажа легко манипулируется за счет телевидения и другой прессы.
    Я знаю, немного ситуацию с сертификацией халаль. Так вот, и в Европе и в мире, никто кроме каких-нибудь маргиналов, не работает по фетвам модернистов.
    Их даже никто не обсуждает. Почему в крупных, авторитетных центрах халал-сертификации и в исламских банках не прислушиваются к теме "застоя фикха и нобходимости его модернизации."
    Столько хороших сайтов по теме фатава!Согласен с Муслимом, проблема вообще не в этом.
    Как там? "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас".
    Вот приводят пример: студентам тяжело молится в неисламской среде и поэтому надо разрешить им сокращать и соединять намазы. Проблема есть? Ну да вроде. Сократим?
    А-а-а, позвольте, вам не позволить!
    Если этот студент, правильно, по шариату выстраивает свои отношения, серьезен. И с преподавателями и со студентами, ровные, уважительные отношения. Учится хорошо, с вахтерами приветлив, охране помогает морально:) ну кто ему не позволит прочитать намаз?!
    Везде, где я просил возможность прочитать намаз: в поезде,самолёте, в милиции, где угодно и кто угодно, всегда соглашался, по милости Всевышнего с тем, что надо дать место и время.
    Часто студенты меня спрашивают, вот я мол делаю намаз, а с родителями нет взаимопонимания. Я ему отвечаю,( извинюсь, что себя цитирую) что они тебя, как те судьи, оценивают по совокупности факторов.
    Намаз читаешь-хорошо, спишь до обеда плохо.
    Постишся- это великолепно, но учится надо хорошо.
    Ты за Сунну? Но не почтителен к старшим?Странное сочетание!
    Они ведь смотрят насколько тебя изменил приход в Дин, стал ли ты лучше? И если видят только слова и желание поспорить-то ествественно не доверяют тебе.
    Это вопросы больше из области психологии, если можно так выразиться. Зачем же фикх менять?
    Бином Ньютона устарел? Давайте также отменим все открытия науки и технологии. Ох уж эта застарелая таблица умножения! Там опять, двадцать пять!И так уже тысячелетия. Сколько можно?
    Так в начале прошлого века большевики мораль упраздняли, голые ходили по красной площади.
    Можно, конечно и Америку заново открыть. Ну так, для себя лично.

    • (01.08.2012 05:27) #
      0

      Я почему то понял, что ты брат под модернистами понимаешь салафитов, теперь вижу, что это далеко не так)))

  6. (02.08.2012 20:04) #
    1

    Братья и сестра! Сегодня один из жителей г. Нижнекамска Оеспублики Татарстан подал в Верховный Суд РТ заявление об обжаловании включения в федеральный список экстре-мистских материалов всей исламской литеры, Будем просить Аллаха, чтобы он даровал заявителю успеха в его начинании.

    • (02.08.2012 21:22) #
      0

      Один мало, надо десять и больше.