Об одном эффекте

Года два назад, листая "Эсквайр", я наткнулся на статью лауреата Нобелевской премии по экономике Даниеля Канемана, посвященную так называемому "эффекту фокусировки". Основная мысль профессора сформулирована так: "Ничто в жизни не является настолько важным, насколько кажется важным, когда вы о нём думаете".


Канеман рассказывает о различных сферах применения "эффекта фокусировки": от маркетинга, когда рекламщики преувеличивают роль второстепенных качеств товара и формируют у потребителя ложные приоритеты, до политики, когда (простите за тавтологию) политики выпячивают некоторую несущественную проблему, уделяя ей непропорционально много внимания, и убеждают людей в её чрезвычайной значимости.

С чего я вдруг вспомнил об этой статье?

А с того, что пробежался в очередной раз по новостным сайтам и сделал для себя открытие: в России больше нет вездесущих "чеченских бандитов", осточертевших "выходцев из Дагестана" и даже (не к ночи будет помянута) незаконной миграции.

"Национальный вопрос", который ещё недавно заполнял всё информационное просранство, был катастрофическим явлением в жизни России, угрозой её общественной морали и национальной безопасности, исчез с радио и телеканалов, со страниц газет, с наиболее популярных сайтов и из речей политиков.

Тут же о басурманах, от которых нет житья, перестали писать в блогах и на форумах, и даже бабушки на скамейках об этом больше не судачат.

Теперь "наше всё" - это Крым.

Теперь, если кто в Москве набедокурит, будь то таджик или русский, его тихо задержат, осудят и посадят, не крича о "понаехавших" и не объявляя священных войн. И никто никого в телеэфире перед министром внутренних дел в неприличные позы ставить не будет.

Так, может быть, масштаб (за)кавказско-среднеазиатского бедствия был несколько преувеличен? (Немного так, до размеров новой орды.) Может быть, всепоглощающая ненависть к инородцам, ставшая альфой и омегой общественного сознания в России, была результатом банальной пропаганды?

Может быть, миллионы россиян, никогда не видевшие кавказских свадеб, но считавшие их важнейшей проблемой современности, стали жертвами ЭФФЕКТА ФОКУСИРОВКИ?

Спросите у профессора Канемана.



12 комментариев


  1. (01.04.2014 00:45) #
    1

  2. (01.04.2014 03:43) #
    4

    Да, действительно. Вот бы еще прекратили незаконное уголовное преследование многих мусульман России, включая Куран-хафиза Али Якупова, защищать которого мне выпала честь.

    • (01.04.2014 18:40) #
      1

      Ирек абзый, мин кичә "В Контакте"да синең Америкада булган очрашуларың турында укыдым әле. Андагы татарлар турында бик яхшы язгансың.

      • (01.04.2014 18:46) #
        0

        Фламинго, кайда "В Контакте"да? Ссылка бармы?

        • (01.04.2014 19:20) #
          0

          Мин ссылка яза белмим шул. "Татарский исторический клуб "Заман" дигән страницада укыдым.

  3. (01.04.2014 05:27) #
    2

    Комментарий удален модератором.

  4. (01.04.2014 08:46) #
    6

    Всем империям и тиранам нужен культ врага без которого сложно удержать людскую массу. В америке это алькаида, в россие кавказци и имигранты, у сионистов это палестинци и арабы. Культ врага главная религия современого мира.

  5. (01.04.2014 13:16) #
    3

    Я рад услышать брата Мурада и поблагодарить его за интересную тему! Он "сфокусировал" мнение всех мусульман, которых власти пытаются представить населению России в образе врага.
    А вот украинская проблема сделала из мусульман чуть ли не ярых сторонников российской власти, которые вдруг вспомнили о неразрывных связях казанских и крымских татар. Воистину, нет худа без добра!
    Эксплуатация "образа врага" - это, конечно, не религия, а давно зарекомендовавший себя способ отвлечения народных масс от насущных проблем, способ канализации их энергии в ложное русло.
    Жаль только, что в эпоху системного кризиса мира на роль "врага" назначены мусульмане, которые, единственно, и могут вытащить людей из болота бездуховности и бесцельности жизни!

  6. (01.04.2014 14:27) #
    0

    Ирек, салям!

    Зайди ко мне на сайт Партнерство содействия татарским предпринимателям Пензенской области.

    www.pstp.info

    через яндекс.

  7. (01.04.2014 16:23) #
    1

    Дело даже не в фокусе, а в его периодическом смещении, так можно маскировать в массовом сознании пропаганду и спецпропаганду. Динамический консерватизм, панимаш!

  8. (01.04.2014 19:19) #
    1

    СМИ это отличное оружие против человечества, им дают ту пищу которую, надо проглотить, и нет выбора, если ты не анализируешь, не размышляешь! А с фокусированием проблемы у них прекрасный опыт, лгут они складно, не подкопаешься! АстагафирУллах!

  9. (02.04.2014 13:07) #
    1

    СМИ является инструментом для управления массами , кто контролирует СМИ они управляют обществом , кормят тем что самим нужно, через СМИ.

  10. (03.04.2014 02:00) #
    0

    Согласен с уважаемым Мурадом , а также со всеми уважаемыми комментаторами. Небольшое уточнение по выражению "банальная пропаганда" в предложении: "Может быть, всепоглощающая ненависть к инородцам, ставшая альфой и омегой общественного сознания в России, была результатом банальной пропаганды?" Мне кажется, что словосочетание "банальная пропаганда" здесь не должно быть понято как тривиальное, незначительное действо.Конечно же,для того, чтобы "всепоглощающая ненависть к инородцам" стала "альфой и омегой общественного сознания в России", необходимы были достаточно серьезные решения и действия. И в этом смысле хотелось бы отметить, что ненависть к инородцам - ксенофобия, и ненависть к их религии - антиисламизм, уже давно действуют в общественной среде в самостоятельном режиме и представляют из себя вполне оформленную самостоятельную систему отношений. То есть это - явление системное. Со всеми присущими системным явлениям связями и функциями, такими как, например: самосохранение, саморазвитие и другие. Я не уверен, что какие-то люди заговорчески и скрупулезно продумывали действия по формированию этой системы. В этом,наверно, не было необходимости. Важно было задать вектор и в нужное время корректировать процессы для создания условий саморазвития. "Благо" для этого есть средства, инструменты и наличие "благоприятных" обстоятельств. И еще немного о своем понимании "эффекта фокусировки". Мне кажется, в данном контексте можно и нужно расширить это понимание, чем просто как сосредоточение взгляда, мысли на чем-то конкретном. Думаю, что точка фокуса здесь имеет очень важное функциональное предназначение. Она как бы может выполнять функцию фильтра, если на точке фокуса расположатся доминантные императивы, определяющие вектор общественных отношений. Собственно, для этих целей и выстраивается эффект фокусировки в общественных отношениях. Проще говоря, точка фокуса - это "игольное ушко" в сознании(подсознании) индивида, сквозь которое проходят только те идеи, явления, процессы, понимание которых коррелируется с действующим доминантным императивом в обществе. Например, если в обществе утвердился доминантный императив: "ислам - источник и вдохновитель терроризма", то все, что касается его прямо или косвенно, проходит фильтрацию в сознании (подсознании) индивида, подверженного влиянию этого императива, именно через такое понимание ислама, через этот императив. Все остальное отбрасывается, потому что оно не соответствует утвердившемуся общественному императиву. Под общественным императивом я имею ввиду явление или идею, которую общество (определяющая часть общества) выдвигает индивиду как требование(по Гумилеву Л.Н.)в категоричной форме " будь таким", "сделай так", "признай вот так" ("ислам -источник и вдохновитель терроризма") и т.п. Как бороться с этим явлением в нашем обществе? Очевидно, только изменением вектора доминантных общественных императивов, создавая другие точки фокусировки. Сказать - просто, осуществить бы.