В начале сентября в Москве началась реконструкция Соборной мечети – здание, частично начавшее разрушаться, было снесено. Однако до сих пор некоторые представители общественности, а также отдельные религиозные деятели не могут спокойно воспринять тот факт, что в столице идёт строительство главного мусульманского храма, который будет больше и вместительнее предыдущего. При этом в его облике будут воссозданы черты первоначального здания.
В информационном пространстве начались провокационные заявления со стороны противников реконструкции мечети, твердящих о «татаро-башкирском историческом наследии». Это не смотря на то, что сторонники возведения новой Московской соборной мечети, также относящие себя к татарскому народу, терпеливо доносят свою позицию, основанную на предписаниях шариата и на простом здравом смысле.
С чем связана столь продолжительная реакция? Об этом «Ансар.Ru» поинтересовался у сопредседателя Совета муфтиев России Мукаддас-хазрата Бибарсова.
- Я в очередной раз убеждаюсь, что кампания, которую мы наблюдаем в рунете, вызвана не столько заботой о мечети и московских мусульманах, сколько является очередной попыткой дискредитировать деятельность Совета Муфтиев России и его лидера Равиль-хазрата Гайнутдина, - считает наш собеседник.
Стоит вспомнить историю с подписями ряда российских муфтиев против сноса мечети. На деле оказалось, что часть тех подписантов, которые якобы обратились к общественности, а затем отозвали свои подписи, видимо поняв, что этот вопрос не имеет никакой религиозной подоплеки и шариатского обоснования. Ведь речь идет не о разрушении мечети и запрете намаза, а, наоборот, о том, чтобы выполнить одну из величайших обязанностей верующего - создать необходимые условия для молящихся.
Интерес вызывает и «голос общественности», который вдруг прорезался дирижируемым хором. Но ведь совсем недавно, когда московская умма действительно нуждалась в согласованном заявлении широкой мусульманской общественности, практически никого из сегодняшних радетелей слышно не было. Речь идёт о запрете строительства мечети в Текстильщиках. Тогда они свою позицию не обозначили. Это еще раз доказывает, что цель этой шумихи – не мечеть, не забота о мусульманах, а попытка очернения СМР. Грустно то, что эти люди так легко манипулируются откровенными исламоненавистниками.
Если вся эта истерия формируется узким кругом людей, то её поддерживают те, кто ходит в мечеть от случая к случаю, один раз в год или в несколько лет. Я бы посоветовал им ходить туда чаще, выполняя обязанность перед своим Создателем, и активнее участвовать в жизни общины. Если бы они это делали, они бы знали, что в реконструируемой мечети не было возможности для полноценного проведения намазов, она была тесной и ветхой. Честно говоря, это было здание уровня провинциального города. С учётом того, что строение не имело фундамента, понятно, что оно было временным. Такая ситуация с центральной мечетью столицы, а значит всей страны, не красила ни московских мусульман, ни мусульман России.
Равиль-хазрату делает честь, что он, понимая чаяния мусульман и предписания шариата, наперекор провокациям и откровенным инсинуациям реконструирует мечеть, возводя новый, большой, красивый комплекс. А тем братьям, которые по своей воле или по недомыслию вовлеклись в эту травлю и переводят процесс реконструкции в плоскость богохульства, обязательно будет стыдно. Когда их дети и внуки будут посещать новую мечеть, иншааАллах, скажут ли они им, что делали всё возможное, чтобы это здание не было построено? Сильно сомневаюсь.
Сопредседатель СМР также отметил, что реконструкции храмов - это нормальное явление.
- Мечеть как культовое здание в Исламе не несет сакральную функцию. Мечети перестраивались и раньше, так было и так будет всегда. Любой ответственный религиозный лидер на месте Равиль-хазрата принял бы такое же решение. Известна масса примеров, когда здания ломались, вместо них строились другие. Но даже эти примеры излишни для верующих, если для реконструкции нет канонического ограничения.
Что касается «татарского наследия», то всем известно, что мечети строят, чтобы заслужить себе благо перед Аллахом. Они не могут быть ни татарскими, ни кавказскими, ни русскими, ни азиатскими, ни чьими-то иными. Другой вопрос, что культура татарского народа, второго по численности в России, должна поддерживаться на самом высоком уровне. В этот процесс должны вовлечься самые широкие слои татарской общественности. Пока что это не так и даже те, кто сегодня протестуют против реконструкции мечети, апеллируя к татарскому наследию, в реальных делах по защите своей национальной культуры не замечены. Потому что они не созидатели по натуре. Но это уже другой, отдельный разговор.
А вообще-то смешно наблюдать, как противники реконструкции мечети мечутся между шариатом и татарской национальной культурой, ни там, ни там не находя реальных доводов для своей критики. Очень некрасиво, когда некоторые издают «фетвы» для несведующих, оперируя аятами священного Корана в неотносящихся к этим аятам ситуациях, тем самым показывая свою безграмотность. На дворе 21 век, мусульманская молодёжь сегодня, альхамдулиЛлах, имеет совершенно другой уровень образования, чем десять или двадцать лет назад, поэтому не нужно пытаться их обмануть.
Что же касается «историчности» московской мечети, построенной сто лет назад, то думаю, что всерьез говорить об этом никто не возьмется. ИншаАллах, строящийся комплекс действительно станет историческим и, в том числе, будет служить напоминанием о том, что на этом месте в начале XX века был построен дом Аллаха, и с тех пор эта мечеть расширялась и возвеличивалась, принимая всё больше и больше мусульман и отражая величие Ислама и российской уммы.
В целом нужно сказать, что реконструкция мечети это нормальный процесс, диктуемый заботой о мусульманах. Эта обязанность лежит на лидере СМР Равиль-хазрате и он её выполняет, при том что это общая задача. В принципе, в силу разных причин, недостаточного знания, например, или неправильной расстановки приоритетов, можно к реконструкции относиться критически. Но только до тех пор, пока вам не объяснят, чему отдаётся предпочтение с точки зрения шариата. После этого продолжение всяких нападок и протестов уже похоже на лицемерие. Как и транслирование этих вещей через околомусульманские, и, тем более, антиисламские СМИ.
Я призываю своих братьев прекратить инсинуации и провокации, начать рассуждать самостоятельно и вернуться к Корану и Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.