Известный мусульманский просветитель Мухаммад Карачай о своем переезде из Москвы и призыве к Исламу в кавказском контексте рассказал в интервью журналисту Gumilev-center.ru Светлане Мамий.
С.М.: Досточтимый шейх Мухаммад, двор молельного помещения, служившего мечетью на Даниловской набережной едва вмещал желающих совершить джамаат-намаз с Вами и послушать Вашу хутбу, а по мусульманским праздникам численность собиравшихся мусульман напрягала окрестность. По медийной информации, в настоящее время Вы ведете тематический курс в Пятигорске по Исламу при Духовном Управлении мусульман Ставрополья, означает ли это, что Вы оставили просветительскую деятельность в Москве, и отныне Вы служите Всевышнему и Исламу на родине, на Кавказе?
Шейх Муххад Карачай: Прежде всего позвольте поблагодарить вас, что даете возможность на вашей медийной площадке поделиться своими мыслями и новостями.
Что касается деятельности, то примерно полтора года назад я полностью завершил свою 30-летнюю деятельность в Москве и перебрался на Кавказ. За это время перенес 2 тяжелые хирургические операции, проходил необходимую реабилитацию. Хотя, в основном, все эти полтора года я занимался своим здоровьем, но как говорят карачаевцы: «Эшек джюксюз къалмаз» – ослик без работы не останется, я старался быть полезным Умме.
Мне повезло в том, что вот уже многие годы я был знаком лично с муфтием Ставропольского края Мухаммадом Рахимовым, и у нас сложились близкие дружеские отношения. Он пригласил меня читать пятничные проповеди в мечетях Пятигорска и Кисловодска, а также лекции для некоторых социальных групп, в частности для мусульманок. На что с удовольствием и с благодарностью я согласился.
С.М.: По сложившейся в Исламе норме, мусульманки посещают мечети только по важному поводу, насколько слушательницы курсов при мечети ДУМ Ставрополья в Пятигорске заинтересованы в занятиях, в познании Ислама: Просветительский проект «Сердцем к Исламу» – долгосрочный?
М.К: В исламе женщина имеет равные с мужчиной права, в частности в посещении мечети. Пророк Мухаммад, мир и благословение ему, наставлял своих сподвижников не запрещать своим женщинам посещение мечети.
В наших современных условиях светского государства, да еще после долгих лет правления Богоборческого режима, когда большинство женщин не имеют возможности получить знания религии ни у себя дома, ни в школе, ни в вузе, я считаю, что нужно поощрять посещение ими мечетей. Тем более, что многие сестры стремятся получить знания, хотят расширить то, что где-то усвоили. Многие из них говорят, что боятся ошибиться, случайно попасть в какие-нибудь маргинальные сектантские группы. У мусульманок много вопросов. Мы стараемся сделать из каждого вопроса целостное обсуждение. Насколько я могу судить, сестры с интересом посещают занятия.
Что касается проекта «Сердцем к Исламу», то он придуман активистками – мусульманками в Пятигорске и о его перспективах они смогут рассказать вам больше.
С.М.: Шейх Мухаммад, думаю, что и в Москве Вы знали и интересовались текущей ситуацией в исламе в Карачаево-Черкессии и на территории Духовного управления мусульман Ставрополья. На сегодня, отношение к исламу на Ставрополье имеет два стандарта: школьниц в хиджабе не допускают на занятия. И при этом в светском вузе – Пятигорском лингвистическом госуниверситете под патронатом Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (офис в Москве) пытаются пропагандировать толерантность. Похоже, что политическая элита серьёзно озабочена социализацией шариата в СКФО. На Ваш взгляд, есть ли тому основания? Грозит ли распространение религиозного фанатизма в ставропольском регионе Кавказа?
М.К.: Я убежден, что нет в природе ни одного вопроса, которые невозможно было бы решить за столом переговоров, политическим путем, – было бы желание.
С.М.: Позвольте и Вам задать вопрос о пропавшем имаме мечети поселка Мирный Шамиле Хубиеве. Почему мусульманское сообщество не обратится к Полпреду Президента РФ в СКФО Александру Хлопонину, его резиденция в Пятигорске, к правозащитным органам федерального уровня, к волонтерскому движению? – оказали бы поддержку и содействие родным и близким без вести пропавшего в мирное время имама.
М.К.: Помочь в чем? Найти пропавшего имама? Мне кажется, все кому нужно – уже знают об этом преступном событии. И очень жаль, что до сих пор ничего не сделано, чтобы вернуть молодого имама к его родителям и детям.
С.М.: Какова социально-экономическая ситуация в Карачаево-Черкессии? И есть ли авторитет у исламской организации республики? Завершена ли Соборная мечеть в Черкесске?
М.К.: Социально-экономическая ситуация в Карачаево-Черкесии оставляет желать лучшего. Две большие беды: коррупция и кумовство разъедают тело республики.
Что касается авторитета исламской организации, если вы имеете в виду Духовное Управление мусульман, то, не знаю как сама структура, но есть отдельные личности очень авторитетные в обществе.
Причин в снижении духовности на Кавказе много
С.М.: Как Вы оцениваете региональную политику, которая не препятствует оттоку образованной части этнических мусульман в Москву и другие города России, за рубеж? У Вас как раз имеется практика проживания вне малой родины, в иной религиозной и культурной среде.
М.К.: Иногда мне кажется, что никому ничего не нужно.
С.М.: Не считаете ли Вы миграционную активность причиной снижения религиозной духовности мусульманских этносов на Кавказе?
М.К.: Причин в снижении духовности на Кавказе много. Это прежде всего семья, утрачивающая под воздействием реальности свои устои, это деградирующая школа, это бесконтрольный разврат на ТВ, в интернете…
Московское государство укреплялось ханами Золотой Орды
С.М.: Каким Вы видите значение Ислама, второй по численности религии в России в сохранении единства и целостности России, в укреплении международного авторитета России?
М.К.: Роль Ислама и мусульманской Уммы в создании, сохранении и укреплении государства до сих пор не оценены в должной степени. Известно, что Московское государство ставшее ядром будущей России, в свое время укреплялось ханами Золотой Орды. Российская империя, а за ней и ее правопреемник Советский Союз, никогда не достигли бы тех результатов ни в одной области без участия мусульман.
За счет мусульманских земель расширялось государство, за счет участия мусульманских личностей в том числе, добивались высот в самых разных областях. Сегодня умаляется роль ислама и мусульман, отсюда и непонимание роли и места Ислама, проявления исламофобии.
Чем раньше придет понимание того, что Ислам не опасность, а, наоборот, – союзник государства, и исходя из этого будут сделаны нужные шаги, тем скорее проявится потенциал мусульманской Уммы и это даст реальные позитивные плоды.
С.М.: Институциональное развитие Ислама отражает экономический разрыв, примерно такой же, как между олигархами и классом безработных. В столице России четыре миллиона мусульман (с цифрой 2млн –шииты не согласны, утверждают, что их, шиитов 2 млн), действуют три мечети – Историческая, Мемориальная на Поклонной горе и Ярдэм, функции снесенной Соборной мечети выполняет временный тонар, в котором проходят пятничные джамааты. При этом, небольшие сельские поселения в Чеченской республике украшают роскошные исламские храмы мирового уровня, и этот фактор бесспорно работает, -красота имеет притягательную силу. Как «выровнять» развитие Ислама в России на Ваш взгляд?
М.К.: Просвещение не имеет альтернативы.
С.М.: Шейх Мухаммад, чему будет посвящена Ваша дальнейшая богословская деятельность, – иншаа-Аллах?
М.К.: Только призыву к религии. Пятничные проповеди, лекции, книги…