Судьба и предопределение. Хутба шейха Мухаммада Карачая

В пятницу, 1 апреля, по приглашению администрации Соборной мечети города Пятигорска и местной мусульманской общины, пятничную проповедь и Джума-намаз провел имам Московской мечети "Даруль-Аркам", шейх Мухаммад Карачай.

В качестве темы проповеди гость выбрал пятый столп Имана (веры) - вера в Предопределение, Судьбу (Къадар). И в частности имам сказал: "Вера в судьбу является частью Имана, исламского мировоззрения и вероубеждения. Верующие должны точно знать, что такое судьба и предопределение. Многие мусульмане часто задают вопросы: что такое судьба, волен ли человек выбрать свою судьбу или она навязана ему? Все ли предопределено в Судьбе или в ней есть место нашему выбору? Что человек свободен выбрать, и где его свобода заканчивается? Иногда приходиться слышать от некоторых верующих: "Если Аллах определил для каждой вещи судьбу, то почему Он будет меня судить за совершенные грехи? Ведь я не могу выбрать свою нацию, место и время рождения. Также и с грехами, получается у меня нет другого выхода, кроме как совершать их?".

"Дело в том, что дела человека известны Аллаху заранее и записаны в Книге Судеб (Хранимой Скрижали), - пояснил Мухаммад Карачай. - Они предопределены, но только в знании Аллаха. У людей же есть право выбора и они выбирают сами, что совершать. Это подобно тому, как предположить, что у тебя родиться сын и он поступит в университет. Если так случится, то это не значит, что причиной послужило твое предположение. Это выбор твоего сына. Твое предположение сбылось, не потому, что так пожелал ты, а потому, что твой сын выбрал это решение и сделал причины для этого. Он мог не получать высшее образование, а пойти работать или посвятить себя спорту.

Все ли человек выбирает и все ли зависит от него? Нет, не все. В чем-то человек имеет свободу, но в чем-то он ограничен Творцом. Это значит, что свобода бывает двух видов. Первая - абсолютная свобода, вторая - ограниченная. Есть вещи, которые в твоих руках, ты их выбираешь, но есть вещи, которые вне твоего выбора. Свобода твоих действий - это ограниченная свобода. Вместе с ней есть свобода Всемогущего Аллаха, Творца и Создателя. Его свобода является абсолютной. Он утверждает это в следующем аяте: "Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!" (Коран, 28:68).

Нет ни у кого свободы выбора в создании или творении. Эти вопросы исходят из личной свободы Бога, потому Он не спросит тебя за то, что ты высокого роста, той или иной нации или расы, и никогда не накажет тебя за то, что ты не остановил движение Солнца по ее орбите. В этих вопросах ты вольно или не вольно подчиняещься Ему, так как здесь нет у тебя выбора.

Ты же будешь отвечать лишь за вопросы, в которых дана тебе свобода. Например: ты волен подавить в себе свои страсти, обуздать свой гнев, бороться со своей душой, справиться с низменными желаниями, поощрять свои хорошие намерения, ты волен жертвовать своим имуществом. Ты волен говорить правду и неправду, отказаться от запретного, увести взгляд от соблазна, уберечь свой язык от сквернословия и клеветы. В этих вопросах мы свободны и будем отвечать перед Всевышним Господом.

Свобода человека не превышает воли Аллаха. Он иногда совершает тяжкие грехи, неугодные Аллаху, противные Ему и вызываюшие Его гнев. При этом человек не в состоянии совершить что-либо, противоречащее воле Аллаха. Все, что мы совершаем - мы делаем по Его воле, иногда даже преступая Его законы, нарушая Его религию.

Выбор - наш, но воля Аллаха.
Наша свобода - подарок Господа нам по Его воле.
Наша свобода - есть Его воля.

Доброе мы совершаем или злое - это наш выбор. Однако и то, и другое свершиться, только если будет Его воля. Без Его воли невозможно совершение ни доброго, ни злого. Иными словами Он дает нам возможность совершить тот или иной выбор. Подобно тому, как многодетный отец приводит своих детей в детский магазин и дает им выбрать игрушки. Без воли или разрешения отца дети не могут преобрести игрушки. Выбор детей, но разрешение родителя.

Часть людей поднимают вопрос о судьбе и свободе выбора и полагают, что выбор их поступков навязан им насильно, без учета привычек, природных особенностей и естественных потребностей. В этом они заблуждаются. Аллах ясно опровергает их утверждение 256 аятом, суры "Бакъара":
"Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах - Слышащий, Знающий" (2:256).

Наличие свободы выбора у человека подтверждает и другой аят Корана: "Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле..." (10:99).

То что выбирает человек - это его выбор, то к чему он стремиться. Аллах приближает его к этому. Об этом сообщается в Коране: "Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в Последней жизни" (42:20).

То есть Аллах дает своему рабу, своему творению то, что у него в сердце, то что он возжелал. Также Он говорит: "Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали" (2:10). Это слова Всемогущего Аллаха про тех, кто допустил болезнь в свое сердце, кто не делает джихад (борьбу) со своим нафсом и не пытается исцелить свою душу. В отличие от этой категории людей, тем, кто пошел по Прямому Пути, Он обещает усилить прямоту: "Тем, кто следует Прямым Путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность" (47:17).

Аллах определяет судьбу человека в соответствии с его намерениями. Таким образом, Он выстраивает нашу судьбу в соответствии с нашим выбором. Если мы идем по пути истины, Он облегчит нам это. Если же следуем путями гнева и заблуждения, то усилит нас на дорогах ведущих к Аду.
Говорит Посланник Аллаха Мухаммад, мир ему: "Во истину дела определяются намерением. И каждому человеку то, что он вознамерился". Говорит Всевышний Аллах в 286 аяте суры "Бакъара": "Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел". Приобрел, значит, совершил по своему выбору.

Человеческая свобода - величина не постоянная, а относительная: она может изменяться в зависимости от обстоятельств. Человек может расширить границы своей свободы посредством знаний. Изучая окружающую среду человек может господствовать над ней и использовать ее. Так, мы знаем, как победить жару, холод, мрак, как войти в пределы земли и выйти в просторы небес, тем самым расширяем свою свободу действий.

Знания и опыт - важные инструменты расширения границ свободы, однако главным средством, освобождающим выбор человека от цепей, дающим волю свободе является Иман (Вера). Благодаря вере человек приближается к Создателю, тем самим расширяет границы своей свободы. Чем больше знаний, тем больше интеллекта, чем больше интеллекта, тем больше веры, чем больше веры, тем ближе к Богу, чем ближе к Богу тем больше свободы. Имам Абу-Хамид Аль-Гьазали изложил проблему судьбы человека в одном предложении: "Человек свободен в том, что он знает, и не свободен в том, чего не знает".

Выводы: Человек свободен и его свобода реальна, да, ограничена, но реальна. Пророк Мухаммад, мир ему, был заключительным посланником и пророком Аллаха для всего человечества. До него было множество пророков и посланников, и все они, как и он, призывали к Аллаху к следованию Прямому Пути. Если есть Прямой Путь, значит есть и другие неправильные пути. О них Аллах говорит в суре "Аль-Фатиха". У человека есть три варианта пути: путь следования Истине, путь заблудших (греха) и путь тех, кто под гневом гнева (неверия).

Это примерно как в известной русской сказке, очевидно, отголосок проповеди пророков пришедших к предкам славян, где герой истории оказался на распутье трех дорог, в одной из которых предполаголось потеря коня, в другой его же гибель и лишь на одной из этих дорог предполагалось приобретение счастья. Дороги были созданы и существовали до этого героя, в не зависимости от его желания, однако в его свободе было выбрать один из этих путей, от которого зависело его жизнь и благополучие.

Или другой пример приведенный шейхом Юсуфом Аль-Кардави: пример игры в шахматы. Существуют шахматная доска и шахматы, предопределены ходы шахматных фигур, но сам шахматист выбирает чем ходить?"

Резюмируя свое выступление, шейх Мухаммад Карачай обратился к мусульманам: "Дорогие братья в Имане и Исламе! Каждый из вас подобен шахматисту собравшемуся играть. Перед вами, подобно шахматной доске, поле вашей жизни. Дороги этой жизни известны, уже созданы Аллахом и предопределены. Это: дорога греха и преступлений, дорога неверия и язычества, и дорога веры (Имана) и религии (Ислама). За нами - выбор одного из этих путей, и жизнь в соответствии с ее законами, за что мы и будем отвечать в Судный День".

В конце своей хутбы имам сделал дуа для мусусульман региона, страны и для всей мировой исламской Умме. Просил у Аллаха помощи, защиты и поддержки угнетенным народам арабских стран, прежде всего Ливии, Йемена и Сирии, в их борьбе за свои законные гражданские свободы и права. А также просил Всевышнего, Его милостей для Уммы Пророка Мухаммада, мир ему, единства и благополучия.



2 комментариев


  1. Муслима
    (06.04.2011 17:55) #
    0

    Известно пояснение последнего Аята Суры "Аль-Фатиха":
    под заблудшими (даллинь) подразумеваются христиане, а под теми, кто под Гневом Божьим (магдуби 'аляйhим), т.е.заслужившими жесточайшего наказания, имеются в виду иудеи.
    У Мухаммада Карачая, однако, своя версия в толковании смысла данного Аята. Вот только на чем она основана? Может, она появилось у него из-за желания быть "толерантным" к перечисленным категориям людей? "Толерантность" за счет искажения религии?!

  2. Муслима
    (07.04.2011 11:44) #
    0

    Совершенно абсурдно высказывание этого проповедника в отношении Воли Бога,что будто бы Бог "определяет судьбу человека в соответствии с его намерениями",и что якобы "Он выстраивает нашу судьбу в соответствии с нашим выбором".Воля Бога ни от чего и ни от кого не зависит - это одна из основ убеждения мусульман, одно из важнейших знаний о Единобожии. Как возможно думать,что Бог,отталкиваясь от велений наших созданных душ,определяет наши судьбы?! Он не нуждается в этом! И ни в чем другом созданном.