От Ибн Масуда известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал в кругу своих сподвижников: «Различаете ли вы того, кто действительно искренне раскаивается?» Они ответили: «Мы не знаем». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), пояснил: «Если человек кается (раскаивается), но обиженные им, не удовлетворены этим, то его раскаяние не принимается. Ежели он кается, но не меняет свой прежний греховный образ жизни (например, кичится богатой одеждой, богатством, украшениями и т.д.), тогда его покаяние не принимается.
Если человек раскаивается, но не меняет свое дурное окружение, не меняет греховный образ своих мыслей, значит, его раскаяние неискренне. Если он кается и в то же время утопает в роскоши, в мягкой постели, в излишнем богатстве, нажитым нечестным неправедным путем, значит, его раскаяние не принимается. Если кто-то кается, но одновременно нетерпимо и жестоко относится к окружающим людям, не откроет своего сердца другим, не станет мягкосердечным и не станет щедрым на благодеяние к другим, не будет давать милостыню и не станет терпимым к людям, значит, его раскаяние не принято Всевышним».
Ученые объяснили: «Чтобы удовлетворить обиженных тобой, надо вернуть все то, что незаконно отобрано у них, их деньги, имущество, долги и т.д. А также необходимо обязательно попросить прощения у них за содеянное тобой в отношении к ним (за клевету, оскорбления в их адрес, сплетни, унижение чести и достоинства, особенно, за проклятия, за все то зло, что причинил им). Необходимо искренне помириться с ними, чтобы от души простили тебя. Тогда Всевышний примет раскаяние.
Необходимо изменить нескромную, вызывающую одежду (харам) на простую одежду (халяль). Человек должен измениться как внешне, так и внутренне. Надо избегать чревоугодия, обжорства, похоти, пустословия, траты времени впустую от безделья, избегать азартных игр, алкоголя.
Надо страшиться невежества и тянуться к знаниям, слушать советы ученых, мужей и мудрецов. Но главные изменения должны происходить в мышлении (в образе мыслей) и в морали грешника. Надо переходить от жестокосердия к милосердию, надо открыть свое сердце нуждающимся и быть готовым помочь людям, быть щедрым.
Свои прежние дурные привычки нужно искупить угощением верующих «медом и молоком». За прежнее прелюбодеяние же положено обеспечить вдов и сирот пропитанием, одеждой, всяческой помощью. Человек должен горько сожалеть об упущенных годах, прожитых в грехе. Таким образом, Аллах примет тауба (покаяние).
В аятах Корана сказано: «Будут прощены грехи тех кающихся, которые уверовали и вершили добро и шли по истинному пути».