Руслан Курбанов: активнее защищать свои права и овладеть новейшими технологиями

Предлагаем вашему вниманию интервью со старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН, руководителем Информационно-аналитического отдела Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя - Умеренность", кандидатом политических наук Русланом Курбановым.

- Каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние межнациональных отношений в России?

- Нынешнее состояние межнациональных отношений в России держится на той основе, которая сформировалась еще в советскую эпоху. К сожалению, те проекты, которые разрабатываются ответственными за эту сферу чиновниками для развития национальной политики сейчас, во многих случаях не работают. Состояние межнациональных отношений в стране в последнее время во многом определяется не гражданским обществом России, а ангажированной частью журналистского корпуса, весьма далекого от ценностей многонационального общества. Они преследуют лишь свои определенные цели, разжигая страхи и недоверие по отношению к кавказцам, мусульманам, мигрантам через телевизионные каналы и печатные СМИ.

- Как вы оцениваете потрясения в жизни российской уммы, произошедшие в последние месяцы?

- Российские эксперты и духовные лидеры постоянно твердят о недопустимости вмешательства религии в политику, о недопустимости политизации ислама и православия. В реальности же мы видим обратный процесс, когда политика вот уже на протяжении десятилетий вторгается в религиозную сферу. Происходит клерикализация власти. Вмешательство политиков, чиновников, силовиков в тонкую сферу религиозных отношений наблюдается как в православном поле, так и в мусульманском.

Чиновники в последние годы ищут в церкви дополнительный источник легитимности, используют ее для поддержки своего авторитета. Значительное количество федеральных чиновников и политиков открыто благоволят церковным иерархам, принимают многие политические и административные решения с оглядкой на церковь. На мусульманском же поле на уровне регионов, особенно в кавказских и поволжских республиках, весь пост-советский период происходило грубое вмешательство чиновников и силовиков во внутримусульманские дела.

Обеспечивалась государственная поддержка одним общинам, на другие общины обрушивалась вся мощь правоохранительной и судебной системы. Духовных лиц, близких к власти развращали большими денежными вливаниями, обеспечивали полным карт-бланшем на клеймение и преследование инакомыслящих. Как результат, происходит радикализация молодежи, борьба за бюджетные деньги, убийство высоких религиозных деятелей не только на Кавказе, но и в Поволжье.

Чем больше чиновники и силовики вмешиваются в дела религии, тем трагичнее вырисовывается картина. Для остановки этого негативного процесса необходимо, чтобы религиозным общинам самим позволили решать свои внутренние дела без вмешательства посторонних сил. Власть должна следить за исполнением законов, обеспечивать неприкосновенность прав и свобод совести и вероисповедания, защищать права всех верующих. Все остальные вопросы должны регулироваться самими верующими.

- Говоря в целом об исламе во всем мире, почему, по вашему мнению, все чаще мусульмане подвергаются различного рода провокациям и какую угрозу это может иметь для нашей российской уммы?

- На фоне того, что Россия постепенно теряет свои позиции в ближневосточном регионе многие державы, такие как США, Израиль, Китай и другие все агрессивнее пытаются реализовать свои планы и интересы относительно этого региона: наложить руку на энергетические, человеческие ресурсы и т.д.

Если говорить о Западе, то он в последние десятилетия по всем законам информационного общества пытается управлять процессами в мусульманском мире через информационные технологии – пропаганду, информационные вбросы, провокации, разжигание скандалов, сталкивание одних общин с другими, подрыв авторитета ислама.

Во многом с этим связано с тем, что мы наблюдаем в последнее время – всплеск волны провокаций в адрес всех мусульман: провокационные фильмы о мусульманах и исламе, карикатуры на пророка Мухаммада (мир ему). Пока мусульмане оказались не готовыми к таким ударам. Верующие очень болезненно реагируют на попытки высмеять ценности мусульман, оскорбить историческую память. Мы пока не можем себя полностью обезопасить от такого информационного наката со стороны западного мира.

Поэтому мы видим огромное негодование приверженцев ислама по поводу провокаций, исходящих от западных обществ. Но мы должны стать самодостаточными и взять свою судьбу в руки, чтобы с нашим мнением и нашими позициями считались. Для этого нам необходимо овладеть всеми современными информационными, политическими и общественными технологиями, которые использует Запад, но во имя общего блага.

- Как вы думаете, как лучше российским мусульманам, учитывая обстановку в стране и в мире, в целом реагировать на подобные провокации?

- Российские мусульмане имеют уникальный опыт проживания в многонациональной стране. Но мы пока не используем в полной мере свой потенциал, который наработали за сотни лет. Оттого западные мусульмане и не ставят российских мусульман в пример. Для того, чтобы нам реализовать полностью свой потенциал, необходимо научиться защищать свои права и свободы, знать свою религию. После этого мы укрепим свои позиции и послужим примером для мусульман во всем мире.

В последнее время жители Москвы выступают против строительства культовых зданий для мусульман. До этого был прецедент – запрет строительства мечети в Текстильщиках, теперь совсем недавно в Митино. О чем говорит сложившаяся ситуация вокруг строительства мечетей в столице?

В среде обывателей, так называемых «рассерженных» горожан, существуют страхи перед образом мусульман, в частности, перед кавказцами. Они считают, что якобы негативные проявления, связанные с мусульманами, будут происходить рядом с их домами, дворами, детскими садами и так далее. Рост исламофобских настроений в огромной степени подогревают СМИ, которые формируют такой негативный образ ислама в российском обществе.

Чиновники на местах также с недоверием относятся к мусульманам, просто прикрываются мнением местных жителей. Работа этих бюрократов с общественностью слишком формальна и безрезультативна, либо ее нет совсем. Действия чиновников в этом вопросе не соответствуют духу времени. Но и мусульмане пока значительно отстают в защите своих прав, формировании позитивного имиджа, влияние на общественное мнение.

Здесь российским мусульманам необходимо взять пример с афроамериканцев, которые в середине ХХ века мужественно боролись за свои права в США, требовали от общества и государства в корне изменить свое отношение к данной общине. Это также касается евреев и японцев, которые смогли в короткие сроки изменить негативное отношение к себе в том или ином обществе на положительное. Еще одним ярким примером служат мусульмане Нью-Йорка, которым удалось значительно снизить количество выступающих против строительства мечети на Ground Zero, в эпицентре событий 11 сентября, благодаря умелой работе с общественностью.

Беседовала Гульшат Башарова, собкорр. IslamRF.Ru



комментариев