Аль-мутаффифины и аль-коррупционеры

Если взглянуть на карту уровня коррупции по различным регионам, то самая удручающая картина складывается в исламском мире, а самая благоприятная – на Западе. Как получилось так, что страны и регионы с преобладающим мусульманским населением, знакомые с обещанием Аллаха сурово наказать мздоимцев, погрязли в этом грехе? И в то же время страны, мало знающие об Аллахе и Его воздаянии, достигли в борьбе с этим пороком серьезных успехов?

Разве Шариат не предписывает строго пресекать коррупцию, разве все мусульманское общество не обязано создать вокруг этого явления во всех его проявлениях атмосферу нетерпимости, разве прозрачность и справедливость не являются одними из составляющих социально-экономической системы, за которую ратует Ислам? И почему, в конце концов, мы почти не видим ничего такого на практике?

Коррумпированный Восток

Слово «коррупция» происходит от латинского «corrumpere» («растлевать») и обычно означает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. На примере таких стран, как Сомали и Ирак, где отмечается наиболее высокий уровень коррупции, фиксируемый международной организацией «Transparency International», высвечивается роковая связь между нищетой, несостоятельностью государственных институтов и взяточничеством.

Индекс восприятия коррупции (ИВК), составляемый «Transparency International», измеряет уровни коррупции в государственном секторе той или иной страны по всему миру. ИВК проставляет всем странам оценки уровня коррупции по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший.

Наивысшую оценку делят Дания, Новая Зеландия и Швеция - каждая из этих стран получила по 9.3 балла, сразу за ними расположился Сингапур с 9.2 баллами. Замыкает список Сомали, набравшая 1.0 балл, выше которой с небольшим опережением разместились Ирак и Мьянма, набравшие по 1.3 балла и Гаити с 1.4 балла. В числе неблагоприятных стран по уровню коррупции большинство мусульманских стран Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки. Более благоприятно на их фоне выглядят только три страны – Оман, Иордания и Турция. Но и они бесконечно далеки от идеала.

Но нас, как мусульман, в первую очередь, интересует не идеал, нарисованный «Transparency International», а тот идеал, на который нас ориентирует Всевышний Аллах.

Пример Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)

Тот идеал, который предписан мусульманам их Господом, лучше всего на практике был реализован поколением сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Многим из нас известна праведность первых халифов, которые, живя в бедности и нищете, отказывались от богатых подношений.

В один из последних дней правления второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах) в Медину прибыли гонцы Саада ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) с радостной вестью о победе над персидским хосроем. Они привезли с собой в мусульманскую казну пятую часть контрибуции, захваченной в войне во имя Аллаха.

Умар (да будет доволен им Аллах) с изумлением взирал на принесенные ему трофеи. Среди них была украшенная жемчугом корона хосроя, его вышитая золотом одежда и царская перевязь, усыпанная драгоценными камнями. Там же находились его браслеты изумительной работы и множество других ценностей...

Поворошив эти сокровища своим посохом, Умар (да будет доволен им Аллах) огляделся, а затем сказал: «Воины добыли это для честных людей...». Присутствовавший при этом Али ибн Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если ты добродетелен, то добродетельны и твои подопечные, о вождь правоверных. А если бы ты пребывал в неге, то нежились бы и они...».

Пример Умара ибн Абд уль-Азиза (да будет доволен им Аллах)

Однажды Умар ибн Абд уль-Азиз (да будет доволен им Аллах), которого многие ученые Ислама называют пятым праведным халифом, собрал всех своих родственников и сказал, что у них скопилось много казенных денег, и что он сделает все, чтобы их вернуть мусульманам. Его удивленно спросили – почему?

«Вам дарили дворцы, давали дорогие подарки, вы вводили ненужные налоги, брали взятки…», - ответил он. Халиф начал собирать списки имущества, в итоге он отобрал богатства у своих же родственников, многим вообще ничего не оставил, так как их сокровища были собраны неправедным путем.

Потом Умар собрал опять всех своих родственников и сказал им: «Не думайте, что вы получите хоть какое-то преимущество у меня, поистине вы и самый последний мусульманин передо мной одинаковы, никакого преимущества или достоинства для родни». После этого он сразу же снял с должностей множество своих родных и тех, кто был ими назначен.

Другой пример. Умар (да будет доволен им Аллах) очень любил яблоки и один раз, сидя с мусульманами дома, сказал, что он сейчас очень хотел бы отведать их. В это же время случайно сосед отправил ему в подарок корзину с яблоками. Тогда халиф написал записку, где благодарил человека, но дар отправил обратно. Тогда люди спросили, почему он не взял любимые яблоки? На что Умар ибн Абд уль-Азиз (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пророк (мир ему) принимал подарки, но я боюсь того, что этот дар похож на взятку».

Однозначный запрет

Таких примеров из истории Ислама можно приводить сотнями и тысячами. Как, к примеру, историю, когда однажды халиф Мансур, выказывая уважение к имаму Абу Ханифе (да будет Аллах Милостив к нему), послал ему в подарок невольницу и 10 тысяч дирхамов серебром. Имам подарка не принял, чем разгневал халифа.

Так что же двигало всеми этими людьми, которые не боялись разгневать людей и правителей, отказываясь от их щедрых подношений? Разве не нуждались они в материальном достатке, как нуждаются другие? Нуждались, но дело в том, что они боялись Аллаха больше, нежели этой нужды или недовольства людей и правителей.

Взятка (подкуп) - это деньги, даваемые с целью претворения личных, человеческих интересов, которые на самом деле должны реализовываться без этого. Аяты и хадисы ясно свидетельствуют и служат убедительным доказательством, подтверждающим то, что взятка является харамом (категорически запретным), и это не подлежит сомнению.

По рассказу Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему) сказал: «Проклятие Аллаха на дающего взятку и на взяточника». Ат-Тирмизи передал от Абдуллы ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что Пророк (мир ему) сказал: «Проклятие Аллаха на дающего взятку и взяточника». Ахмад передал от Саубана, что Посланник Аллаха (мир ему) проклинал не только дающего взятку и взяточника, но и посредника между ними.

Средства, добытые таким способом, приобретены незаконным образом, через нарушение прав людей. Ими нельзя пользоваться никаким образом. Это относится к проеданию имущества путем нечестия, который запрещен в Священном Коране Аллахом Всевышним: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).

«Аль-мутаффифины» – «обвешивающие»

Аллах также, кроме прямого получения взятки, запретил любые злоупотребления своим положением в целях получения неправедной прибыли, запретил манипуляцию правами людей, их обман, обделение, обмеривание и обвешивание во всех сферах жизни. Те же, кто пытается заработать на том, что обманывают людей при торговле или при реализации их прав, будут сурово наказаны Аллахом в День Суда.

Все эти люди названы в Коране «аль-мутаффифин» - «обвешивающие». Им посвящена даже отдельная сура под этим же названием, в которой Аллах говорит: «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (83:1-6).

Таким образом, Ислам предписал мусульманам придерживаться справедливости при любых торговых, деловых и иных административных операциях, касающихся продаж, покупок и реализации иных прав людей: «Взвешивайте по справедливости и не занижайте вес» (55:9). Имущество же получение в результате обмана людей – запретно мусульманину, оно должно быть возвращено владельцу.

Некоторые ученые, ссылаясь на аяты Корана, утверждают, что «обвешивание» людей в их законных правах является одним из тягчайших грехов и преступлений на грани неверия в Аллаха или придания ему сотоварища (!): «…которые считают ложью День воздаяния!» (83:11). Среди всех категорий взяточников и «обвешивающих» права людей мусульманские правоведы особенно цветом выделяют судей.

Отсюда видно, насколько серьезно Ислам осуждает коррупцию – Всевышний предупреждает «аль-коррупционеров» о вечном наказании!

Ибн Кудама, известный мусульманский правовед, в своей книге «Мугни» писал, что судья-взяточник, получает взятку, чтобы вынести несправедливое решение, соответственно, решение, не соответствующее законам Аллаха, и, тем самым, он становится вероотступником. А Аллах Всевышний сказал по этому поводу: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, - они и есть неверные» (5:44).

Единственным же путем для искоренения этого зла является возвращение людей к своей религии, к истинной богобоязненности и справедливости, предписанной Аллахом: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41). Иначе мусульманам никак не приблизиться к тому идеалу праведности, к которому их призывает Всевышний. Идеалу, который продемонстрировали Его самые праведные рабы из числа сподвижников, и который недоступен самым передовым странам мира по версии «Transparency International».



комментариев