Басмачи нашего времени

Кавказ не одинок в своем кровавом гражданском противостоянии, когда единый народ разделяет глубокая пропасть непонимания и даже вражды по причине разного отношения и понимания религии. За безмятежным Каспием находится страна, которая в свое время была одним из блистательнейших центров исламской интеллектуальной мысли и науки. Речь идет о крае, известном нам по арабской историографии как Мавераннахр (или «Ма вараа нахр» – «то, что за рекой») и по фильму «Белое солнце пустыни» как Туркестан, а сегодня называющемся Средней Азией.

За последние десятилетия его сотрясали гражданская война между таджикским светским режимом и исламской оппозицией, кровавые события в Андижане и многочисленные вооруженные столкновения с «неустановленными вооруженными лицами». Несмотря на то что этот край умеет хранить свои тайны и прятать свои внутренние конфликты от чужих глаз, определенно в этом краю не все спокойно. Подспудно здесь продолжает развиваться тяжелейший кризис легитимности правящих режимов, который периодически напоминает о себе вспышками насилия и правительственных репрессий.

Периодически то из Узбекистана, то из Таджикистана приходят новости о вооруженных столкновениях с боевиками. В Таджикистане так недавно правительственным силам приходилось усмирять мятеж сразу в целом горном районе. Приходили новости также о взрывах и перестрелках на границе Узбекистана с Киргизией.

И вполне ожидаемо, что виновниками многих нападений и диверсий называются члены Исламского движения Узбекистана. Это движение было создано в середине 1990-х годов с заявленной целью создания исламского государства на территории Ферганской долины.

Впоследствии, столкнувшись с преследованиями властей, многие из них перебрались в Афганистан и Пакистан. Осенью 2007 года ходили слухи о том, что ее лидер Тахир Юлдашев был якобы убит в результате налета американской авиации. Эти сведения не подтвердились. Совсем недавно Госкомитет национальной безопасности Таджикистана заявил, что Тахир Юлдашев жив и находится в Пакистане.

Что касается самого Таджикистана, там долгое время силовики ловили бывшего полевого командира Мулло Абдулло. Этот командир во время гражданской войны начала 1990-х годов сражался на стороне Объединенной таджикской оппозиции – сторонников исламизации страны.

Ситуация в соседнем Афганистане, а теперь уже и Пакистане, где все более утверждаются позиции талибов, не способствует стабильности в более широком регионе. Тем более что, несмотря на 70-летнее пребывание значительной части Туркестана в составе советского государства, идеи борьбы с неверным режимом за установление в регионе исламского правления так и не были забыты в народе.

Движение басмачей (от тюркского слова «басмак» – «нападать, налетать»), которое находило убежище и получало дополнительную поддержку в соседнем Афганистане, боролось с большевистской властью вплоть до конца 30-х годов. Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселенные районы, ликвидировать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников большевистской власти.

Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населенные пункты, а затем быстро отходить.

В начале 1921-го Красной армии удалось разбить главные отряды басмачей в Фергане. Последние же группы басмачей были подавлены только в начале 1940-х годов. Но соседний и вечно неспокойный Афганистан, где проживает огромное количество узбеков и таджиков, так и не был никем окончательно замирен. Оттого совсем неудивительно, что внуки Абдуллы, убитого товарищем Суховым, периодически пытаются вернуться в эти края…



9 комментариев


  1. (12.11.2012 15:30) #
    0

    Кого ты обозвал басмачами,они сами себя так называли или были прозваны атеистами,тем самим вещая ярлыки на мусульман?
    Как они их называли басмачами,так тебя называют чуркой. И что теперь,к тебе обращаться как чурка?
    Ведь ты сам пишешь,что они боролись с атеизмом,а басмачи это почти оскорбительное,это то же самое,что налетчики,бандиты.
    Так же нельзя.

    • (12.11.2012 15:49) #
      3

      Ассаламу Алейкум, брат! Понятия поменялись в этой жизни. То, что было Сунной - отвергли, приняли "традиционный Ислам". Поклоняются могилам, строят мавзолеи, тех же кто рушит это, называют басмачами, радикалами, экстремистами, ваххабитами.

  2. (12.11.2012 15:39) #
    1

    Толковый словарь Ушакова.
    БАСМАЧ
    басмача, м. (от тюрк. basmaq - совершать налет) (полит. нов.). Бандит, участник контрреволюционного движения в Ср. Азии.

    http://www.slovopedia.com/3/193/773148.html

    • (13.11.2012 01:50) #
      0

      Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада — священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

      В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения[1]. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается[2].

      http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F1%EC%E0%F7%E5%F1%F2%E2%EE#cite_ref-1

  3. (12.11.2012 19:56) #
    1

    СубханАллах! какой ярлык только не вешают на мусульман! Единственное, что истина, мы все рабы Аллаха, важно то слушаемся мы Его или нет, и вот от этого уже будет результат, Рай или Ад ! Все конечно по Милости Аллаха!

  4. (12.11.2012 20:17) #
    1

    Самое главное,что начало статьи не сходится с концом.
    Вначале говорится о вооруженной борьбе между течениями верующих на Кавказе,далее речь идет о борьбе верующих с безбожием в Средней Азии,причем те которые боролись с атеистами оказываются басмачами.
    Так где же басмачи современные?
    Или автор завуалированно говорит о том,что на деле идет борьба между верой и неверием на Кавказе?

    • (13.11.2012 01:05) #
      0

      Вот подзаголовок оригинальной версии статьи:

      "В действиях боевиков Кавказа и Средней Азии много общего с басмачами времен Гражданской войны."
      http://gazeta-nv.info/content/view/30323/109/

      Причем, на мой взгляд, автор почти открыто симпатизирует красной армии и, соответственно тому, что он читает ее аналогом в настоящее время:

      "...красной армии удалось(!) разбить главные отряды басмачей...Но соседний и вечно неспокойный Афганистан... так и не был никем окончательно замирен(!)...Оттого совсем неудивительно, что внуки Абдуллы, убитого товарищем Суховым, периодически пытаются вернуться в эти края…"

      Это кого же он издевательски называет "внуками Абдуллы", главного отрицательного персонажа советского пропагандистского исламофобского "шедевра", высмеивающего шариат Аллаха, а "Сухов" для него, конечно же самый близкий "товарищ", после тамбовского волка.

      А мусульманин ли автор после таких слов? А,"руслан вячеславович"?

  5. (12.11.2012 22:26) #
    0

    Автор пишет: «Тем более что, несмотря на 70-летнее пребывание значительной части Туркестана в составе советского государства, идеи борьбы с неверным режимом за установление в регионе исламского правления так и не были забыты в народе».
    Нет, уважаемый автор, не согласен.
    Борьбу против большевистского режима в Туркестане в 1920-е гг. вели национально-демократические и социалистические организации туркестанцев («Джами'ат») и боролись они за национальные права своих народов, за социальную революцию (против русского капитала и местного торгово-посреднического капитала), за демократизм среди местного населения (а значит и против реставрации власти бухарского эмира и его союзников, консервативного духовенства), а главное, против диктатуры одной, коммунистической партии (Ленина, Сталина и др.), а диктатура коммунистов воспринималась национал-демократами и социалистами Туркестана как диктатура прежней угнетающей национальности. В общем, борьба повстанцев Туркестана в 1920-х гг. против красных была борьбой за национальную независимость, а не борьбой «с неверным режимом за установление в регионе исламского правления», как пишет автор статьи. Конечно, туркестанские повстанцы были мусульманами, но их руководители были ориентированы на построение в Средней Азии национальных республик, где религия должна была быть отделена от государства. Не случайно в ходу были такие словосочетания – «мусульмане-коммунисты» (!). Вот так, фанатичных мулл они недолюбливали, но от ислама не отрекались, погибших своих соратников в боях с красными хоронили как шахидов, читая суры Корана.
    Читайте воспоминания Заки Валиди Тогана, одного из руководителей повстанческого («басмаческого») движения в Средней Азии в 1920-1923 гг. (руководитель басмачей на самаркандском направлении) и лидера башкирского национального и военного движения 1917-1920 гг. (См. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Москва, 1997).

  6. (12.11.2012 23:19) #
    0

    О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками.