Кто такие салафиты?

Мусульманам и их активности в Дагестане посвящаются статьи и аналитика журналистов, высказывания и комментарии политиков, передачи на телевидении. Большинство этих деятелей интересуются лишь новостями и событиями и не пытаются вникнуть в ислам и его доктрину, в шариат и его терминологию. Поэтому многие исламские термины часто используются не к месту и звучат довольно нелепо, а порой – очень курьёзно.

«Ахлю-с-Сунна», «салафиты» – эти слова сегодня можно часто видеть в газетах и слышать из уст чиновников. Некоторые понимают под ними общность мусульман, отличных от так называемых традиционалистов, другие – мусульман, имеющих какое-то особенное отношение к вооружённому джихаду, третьи – боевиков и их пособников, четвёртые – обладателей длинных бород и коротких штанов, пятые… шестые…

Что же, на самом деле, такое Ахлю-с-Сунна? Является ли Ахлю-с-Сунна сектой или какой-то обособленной группой мусульман? Кто такие салафиты, и что значит это слово?

При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заблудших исламских течений и сект не было. Была община мусульман. Потом от неё стали откалываться различные группы. Центральная община называлась Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа – «люди Сунны и общины», то есть те, кто следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не откалываются от общины мусульман.

Сегодня, когда течений стало очень много, и большинство из них причисляют себя к Ахлю-с-Сунна, в некоторых исламских регионах Ахлю-с-Сунна стали называться салафитами. То есть название «салафиты» появилось как синоним Ахлю-с-Сунна – люди сунны и общины, которые ни от кого не откалывались – напротив, все другие течения откололись от них, как от центральной общины.

Однако в некоторых других регионах, как, например, на постсоветском пространстве, те, кто сильнее всех бил себя в грудь, крича о том, что именно они и есть салафиты, несколько дискредитировали это понятие. По этой причине многие предпочитают ими не называться, ограничиваясь названием Ахлю-с-Сунна.

В любом случае салафиты – это не несуфии. Салафизм не определяется отношением к джихаду. Салафия (в основе как термин) – это центральная группа мусульман, которая полностью следует за источниками шариата в понимании праведных предшественников, основываясь на текстах Корана и Сунны, которые к этому призывают.



70 комментариев


  1. (09.09.2012 16:57) #
    1

    Для начала надо дать определение понятия - салафизм. Слово салафиты обозначает последователей саляф ас-салихин, праведных предков. Салафизмом по идеи надо называть стремление мусульман отбросить многочисленные нововведения (бида), исказившие за века первоначальное учение Пророка (мир ему) и возродить «чистый» Ислам, существовавший при жизни благородных сподвижников Пророка, их благочестивых последователей (табиун) и тех имамов, чья праведность общепризнана. Однако противники салафитов нередко указывали на некоторую парадоксальность того, что обвинения в нововведениях выдвигает группа, которая сама по себе — бида в исламской умме: «… понятие “салафит” — не что иное, как нововведение; тех, кто называл бы себя так, не было ни при Пророке, ни при сподвижниках». На это салафиты отвечают точно так же как и суфии: «Да, действительно, так себя не называл ни Пророк, ни его сподвижники, но тогда не было всевозможных сект; все мусульмане составляли единую умму, салафитскую по духу, и не нуждались в других названиях». Конечно, такая картина весьма идеализирована: шииты и хариджиты появились уже во время сподвижников, а кадариты отделились при табиинах. Журналисты конечно вряд ли будут копаться в таких тонкостях и как правило, когда в СМИ мелькает слово салафит, то это еще не значит, что именно о салафитах идет речь. Очень часто путают ихванов с салафитами, хизбистов с ихванами, ихванов с хабашитами и т.д.

    • (09.09.2012 19:21) #
      0

      Есть интересные работы по этой теме в сборнике:
      "Political Islam. Context versus Ideology. Edited by Khaled Hroub.SAQI in association with LONDON MIDDLE EAST INSTITUTE SOAS, 2010.

      • (10.09.2012 10:21) #
        -1

        Илшат есть очень интересная книга на любую тему,называется КОРАН

    • (10.09.2012 10:45) #
      0

      Салафиты на сегодняшний день, это последователи недждской богословской школы и примыкающим к ней алимов из других регионов.

    • (10.09.2012 13:20) #
      1

      Отрицая таклид в начале, когда речь идет об Абу Ханифе и других ученых, тут же по всем вопросам полностью обращаются к Ибн Таймии. Таклид(следование) не нужно вообще или только если это ученый не из их обоймы? И на моей памяти, представления всё-таки менялись. Вначале это было что-то типа отрицания всего известного, достаточно вульгарное представление. Сейчас "первоначальные показания":) изменились. Еще и сейчас в мечетях есть люди, которые ходят нахмурившись, салам дают только "своим", жестко критикуют всех кроме себя. Все у них не правы и всё они знают, но никому, ни себе, ни другим как правило этим "знанием" помочь не могут. Колючие, как ёжики в тумане:) Хотя я их в последнее время начал защищать. Всеядность "суфиев" достала. Эти готовы подпевать любой песне, лишь бы она была от властей. У тех, парадокс и с акидой темный лес, и фикх у каждого персональный, про поведение вообще молчу(ёжики,в тумане), а у этих-силсила их тарикатов, через Путина, напрямую восходит к Ельцину:)
      Я пришел к выводу, что в жизни нет никаких ханафитов, салафитов, суфиев. Я знаю всего несколько человек из татар, котрые не едят конскую колбасу:)-вопрос с ханафитами закрыт, они исчезающий вид. Суфиев нет, потому что не видел тех, кто всё-таки сумел воспитать свой нафс. И еще не видел таких салафитов, которые уважают праведных предков и следуют им.

      • (11.09.2012 00:56) #
        2

        ассаляму алейкум!
        мне, наоборот, приходилось встречать немало слов ученых, братьев о неизбежности таклида. начиная уже с перевода (не зная арабского, мы следуем за переводчиком в его переводе), что там говорить об остальном.
        ну вы, брат, обобщаете, с ежиками-то)
        это такая тема.. например, в Поволжье, большинство саляфитов читает намаз по Ханафи или по Шафии - и следование признанным ученым-муджтахидам никогда не порицалось.
        порицалось слепое следование - то есть принятие абсолютно всех мнений исключительно одного ученого.

        что же касается следования разным ученым в разных вопросах (к примеру, намаз и все, что с ним связано, типа очищения, аурата и т.п. - по Ханафи, еда - по Шафии, никях - по Малики, без принципиального следования ТОЛЬКО за кем-либо) - то нет в этом проблем.

        п.с. у ханафитов разве конина не дозволена? конечно, они говорят, что кушать можно, хотя лучше воздержаться.. - ну можно же))

        • (11.09.2012 01:15) #
          0

          Чтобы выбарать между мнением разных ученых, нужно самому быть ученым. Для них нет проблем. Остальным придется за кем-то следовать.
          Я уже несколько раз читаю, про салафитов в Поволжье,которы читают намаз на Ханафи или Шафии. Живу здесь скоро 25 лет. Может у нас неправильне пчелы и у них неправильный мёд, но наши не читают по Ханафи или Шафии.Может Саратов какая-то аномалия в этом вопросе. Но наши салафиты, читают так, как читают намаз салафиты. Запустили эту мульку с какими-то оригинальными поволжскими салафитами и теперь её повторяют.

          • (11.09.2012 01:32) #
            1

            как раз-таки нам, как людям без знаний, дается право выбора между мнениями ученых (выбрать, и больше не перескакивать с одного мнения на другое), чего нам без знаний не дано - так это называть что-то правильным, а что-то неверным. правильное мнение известно только Аллаху, т.к. иджтихад подразумевает право ученого на ошибку.

            что, салафиты не люди что ли? они тоже придерживаются мнений 4-х имамов, и нет в этом проблем! чтобы читать намаз по Шафии, Ханбали или Ханафи. главное, чтобы иметь возможность уточнять всякие подробности в соответствии с мнением того или иного ученого.

            п.с. а как читают намаз "ваши" салафиты?)
            у нас тоже есть такое, что берут сборник хадисов и давай все по нему делать, но это и называется следованием за переводчиком и за ученым в достоверности и т.д. по-любому следуешь!

            • (11.09.2012 01:34) #
              1

              поэтому правильно будет взять мазхаб ученого в каком-либо вопросе и следовать ему

              • (11.09.2012 01:45) #
                0

                Против взять и следовать никто и не возражает. Свой собственный микс. не надо создавать-а то несварение будет:)
                Вы не видели, как салафиты читают намаз? Хотите, чтобы я рассказа, сколько в таком намазе отличий? Я не верю, что человек. который со мной живет в одно время и в одной стране, не знает, как они читают намаз. Ну не по Абу Ханифе, точно.
                И потом, от подобных вопросов фитна, мы все братья.
                Я просто по старчески поворчал, про воспитание молодежи:), эти ёжики-это наши ёжики:).

                • (11.09.2012 01:54) #
                  1

                  по Шафии они наверно читают, брат!)
                  __

                  именно так.
                  ассаляму алейкум!

                  • (11.09.2012 12:02) #
                    0

                    Проблема многих братьев которые сегодня громогласно говорят “Нельзя делать таклид”, то что они сами делают таклид за Альбани или Усаймином, помимо Альбани и Усаймина были тысячи других факихов. Вот для таких братьев наверное и будет удивление если они прочитают, что Ибн Кайим совершал молитву как ханафит. Современные ученые саляфиты это ханбалиты в своем усуле, просто почему-то современные ученые не хотят себя называть ханбалитами в отличие от Ибн Теймии и Ибн Кайма. И нет проблемы в фикхе ханафитов или маликитов, проблема в их усуле. Некоторые сегодняшние салафиты имеют весьма отдаленное отношение к ханбалитскому фикху. Читая труды ибн Къаима человек легко поймет это. Наверняка имамы смотрели бы со стороны как на странных людей. Да еще и в акыде у некоторых салафитов явные отклонения, они очень часто уподобляют Всевышнего творениям, следуя в акыде не за Посланником, ни за сахабами, ни за первыми мусульманами, они следуете в этих вопросах, за Ибн Теймией и за Абдул вахабом, в манхадже следуют за последним, поэтому их и называют вахаби, потому как Ибн Теймия не одобрил бы многое из того, что делал Абдуль Вахаб.

                    • (11.09.2012 15:31) #
                      1

                      мы смотрим не на поступки людей, а на основу.

                      если кто-то ошибается вследствие незнания того, чего он придерживается, это не значит, что он придерживается сего-то неправильного. почему быть саляфитом и придерживаться мнений 4-х имамов, по-вашему, вещи не совместимые? если же речь идет о самоидентификации (точнее, отказа от причисления себя куда-либо), то это дело отдельно взятых мусульман, а не направления в целом.

                      что касается ваших слов: "Да еще и в акыде у некоторых салафитов явные отклонения, они очень часто уподобляют Всевышнего творениям", - то лучше бы вы их не говорили. аузубиЛлях, как легко сегодня мусульмане кидаются подобными фразочками! обвинить в куфре уже ничего не стоит...

                      и оставьте уже свои предположения! "ибо некоторые из них являются грехом". 49:12

                      • (11.09.2012 18:23) #
                        0

                        А где брать я кого-то в куфре обвинял? я лишь говорю то, что вижу, а вижу я то, что некоторые салафиты аяты касающиеся сифатов подвергают буквальному толкованию. Салафы аяты касающиеся сифатов, не комментировали, эти аяты они не подвергали буквальному толкованию и вообще никакому толкованию, они читали аяты и хадисы касающиеся действий Всевышего и молчали, говорили о том, что вера в них обязательна и не задавали вопрос "как", нынешние же салафиты, во всяком случае те кто себя так называет, подвергают их буквальному толкованию, выводят оттуда наличие руки, ноги и т.д. при этом чтобы причислить себя к саляфам говорят, что мол мы не спрашиваем "как", хотя этот вопрос в их случае вообще не возникает. Салафы применяли вопрос как к аятам и хадисам, сегодняшнее же "саляфы" применяют к своим заключениям. Они даже не предполагают, что подобно мутазилитам прошлого, сегодняшние антропоморфисты разрушают исламскую акыду своим буквалистким толкованием. Ни в одном аяте или хадисе нет прямого утверждения, что у Всевышнего есть рука и т.д. таких слов нет нигде, там аяты и хадисы касающихся действий и поэтому их салафы читали и не задавали вопрос "как". Если ты брат не веришь, что существуют такие люди, то ты наверно пока с ними не сталкивался, но они есть. Они по настоящему верят в то, что у Аллаха реально существуют две руки, два глаза, лик, голень, "но при этом они не подобны рукам, глазам и лицам Его творений" - это фразой они как правило защищаются от обвинения их в употреблении Аллаха творениям. Но тем не менее, в своих воззрениях они очень близки мушаббихитам.

                        • (11.09.2012 20:50) #
                          1

                          потому что брат уподобление Аллаха творениям, которое вы приписываете(а именно обвиняете) саляфитам, есть куфр. вторым своим постом вы лишь подтверждаете свой выпад.
                          я тут вам напомнить хочу, насколько рисково говорить о "куфре" мусульманина.
                          именно саляфиты о том и говорят, что что сказано - то сказано, и нечего углубляться и копать, подобно всяким мутакаллимам, пытающимся объяснить, "что имел в виду" Аллах Субханаху уа Тааля, употребляя то или иное слово, аузубиЛлях.

                          и как только у вас брат язык поворачивается, рука поднимается приписать саляфитам принадлежность к самым омерзительном, аль мушаббиха! уподобить их им, уаль аузубиЛлях.

                          Имам ат-Тирмизи, приведя хадис, где упоминается атрибут «Йад» (Рука): «Это хороший достоверный хадис. Пподобный ему передается так же через Аишу от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

                          Многие из ученых сказали по поводу этого, а также о других подобных хадисах про Качества и Атрибуты,- Снисхождение Господа каждую ночь на ближайшее небо этого Мира, они сказали: «Возможно, подтвердятся подобные передачи, и тогда в них следует верить, но не представлять и не задаваться вопросом «как».

                          Передано от Малика, Суфьяна ибн Уейна, АбдуЛЛы ибн Мубарака, что они говорили по поводу этих хадисов, что их следует проходить, так как они пришли без вопроса «как». Это мнение Ученых Ахлю-Сунна ва аль-Джамаата, но джахмиты отвергли эти передачи и сказали, что они указывают на «ташбих» (уподобление). Аллах во многих местах Своей книги упомянул Руку, Слух, Зрение, джахмиты же делали истолковали это аллегорически, в то время как это не делал никто из ученых.

                          Они сказали что Аллах не создавал Адама Своими Руками, и что под рукой следует понимать силу-мощь.

                          Исхак ибн Рахавейхи сказал: «Уподобление будет тогда, когда скажут что Рука Аллаха – такая же, как рука (человека), либо подобна руке (человека), Слух Аллаха – как слух человека, либо подобен слуху его. Так вот, если кто-то скажет: «Слух (Аллаха) как слух (человека), то это будет уподобление (ташбих).

                          А если же кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение и не скажет, каким это образом и не скажет – как слух (творения) или подобен слуху, то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». См. «Джами» Имама Ат Тирмизи, 3/50-51


                          Абу Хатим Ар-Рази Аш Шафии, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Признак людей нововведений является нападки в сторону «ахлу-ль-асар» (приверженцев пророческих преданий), признак джахмитов является то, что они называют ахлу-с-сунну «мушаббиха» (уподобленцами), признак кадаритов (му’тазилитов) является то, что они называют ахлу-с-сунну муджаббира, признак зиндиков (еретиков вышедших из Ислама) является то, что они называют «ахлу-ль-асар» хашавитами» см. "Шарх усуль аль Иттикод" имама аль-Лялякаи 1/179.

                          поэтому, брат, будьте осторожнее в своих словах.

                          • (11.09.2012 22:12) #
                            0

                            Брат, хадис про Снисхождение Господа каждую ночь на ближайшее небо этого Мира, как раз и чаще всего употребляют те о ком я тебе говорю. Этот хадис я уже слышу не первый раз. Те кто убеждены, что каждый день, в третью часть ночи, Всевышний Аллах спускается с трона к ближайшему небу. Это представление, основы для которого есть в нескольких хадисах, возможно не вызвало бы большого удивления в период Средневековья, но в наше время все образованные люди знают, что Земля имеет форму шара и следовательно, одновременно в одной части Земли - третья часть ночи, в другой - полдень, а где-то - вечер. Чтобы обойти это противоречие, те люди о которых тут идет речь, утверждают, что представление о сферической форме земли - ложь, навязанная мусульманам кафирами. Они говорят, что в действительности Земля либо плоская, либо имеет форму полусферы. Ты надеюсь брат в это не веришь?

                            По поводу сыфатов, я тебе брат могу привести мнения салафов, противоположные твоему, аналогия со слухом и зрением, потому что слух, зрение, мощь не имеют своего материального воплощения, а вот глаза, уши, руки ноги и т.д. это совсем другое. То что Всевышний - Всемогущий, Всеслышащий и т.д. прямо сказано. и ты приводишь фрагменты из аятов. в этих аятах не написано у Всевышего есть рука, нога и т.д.

                            И еще брат, попрошу тебя не приписывать мне того, чего я не говорил, против салафитов я ничего не имею, а вот против тех, кто причисляя себя к салафитам не имеют с ними ничего общего имею много. Они не следуют Корану и Сунне, ни в акыде, ни в манхадже, следовали вопросов не было бы, они следуют за частью масхаба Имама Ахмада, в той в которой это стыкуется с ихними убеждениями(вернее заблуждением).
                            Ибн Хазм указывал в "Аль-Фисал" на то как Иудеи говорили: «Аллах подобен нам», – и поэтому они были мушаббиха, Ибн Хазм указывает, что это отвергается на основе Писания и разума. И мусульманину нельзя так считать. Учёные, которые специализируются на сектах, говорят, что уподобление Аллаха пришло от иудеев. Иудеи делятся на две основные группы: мушаббиха и кадариты. Упомянутые же в Коране и Сунне божественные качества - Милосердный, Щедрый, Творец, следует принимать только в качестве Божественных имен, а не атрибутов, так как о наличии у Аллаха атрибутов не имеется очевидных буквальных данных в Откровении. Как говорил Ибн Хазм, Аллах не похож ни на какое из своих творений. Следуя внешним смыслам Корана и Сунны, Ибн Хазм, тем не менее, не впадал в антропоморфизм по проблеме таких коранических аятов, как:
                            «Поистине те, кто присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха над их руками...» (48:10);
                            «И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь гибнет кроме Его лика» (28: 88). Ибн Хазм указывает, что очевидный смысл этих аятов вовсе не говорит о том, что у Аллаха есть руки или лик. При этом он обращался к грамматическим тонкостям арабского языка. Например про аят (48: 10) Ибн Хазм говорит так: «Аллах над их руками». В таких вопросах брат, даже захирит Ибн Хазм вводил иносказание, уходя от прямого смысла (захира).

                            • (15.09.2012 20:59) #
                              0

                              брат, продолжать я не вижу смысла, ибо вопрос этот уже известен и разобрали его немалые ученые.
                              копипастом я заниматься не буду, просто почитайте бисмиЛлях, и да наставит нас всех Аллах на истину, амин.

                              http://abuhanifa.ru/2010/04/imam_o_tauhide/ Абу Ханифа (тут есть и об аяте, и о хадисе)

                              http://antisufizm.com/archives/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D1%84%D1%8B

                              http://www.tawhid.ru/1022#_ftn35 (тут очень интересны слова Джиляни, например, и других).

                              уассалям!

                          • (21.09.2012 21:12) #
                            0

                            АССАЛАМУ 1алейкум,брат! ты ученный?

                    • (21.09.2012 21:08) #
                      0

                      АССАЛАМУ 1алейкум,брат! ты ученный?

                • (11.09.2012 08:58) #
                  -4

                  Микс, я думаю, - это как раз то, что надо. Ригидность, застывание - гарантия неуспеха. Я согласен с Муслимом, мне хочется сказать, что я мусульманин. А не ханафит, шафиит и т.д. Раз уж мы признаем четыре мазхаба, почему бы не пользоваться преимуществами всех четырех мазхабов? К чему ригидность? Уверен, что каждый мусульманин хотел бы умереть в той самой группе из 73. А кто знает, которая из них та самая, заветная? У нас в России мусульмане в основном ханафиты и шафииты. И что это означает? А то, что хотя бы кто-то из них, то ли шафииты, то ли ханафиты - не из нужной группы. Не так ли? Да и вообще, можно ли сказать, что вот точно эта группа, оформленная в данный мазхаб и в данное течение - и есть та самая группа? Уверен, что все разумные мусульмане, если бы они точно знали, какая группа та самая, сразу стали бы все делать именно так, как эта группа. То есть, по моему малознающему мнению, такълид приемлем только в случае, если ты в той самой единственной группе из 73. Правда, все равно было бы немало мусульман, которые упирались бы, что "их деды прадеды молились вот так, и они будут так же".

                  • (11.09.2012 09:12) #
                    -2

                    Еще про микс. Многие из тех братьев, кого я знаю в Мордовии, как раз используют моменты из разных мазхабов. Я тоже. Например, я делаю масх на носки (что не дозволяют упертые из братьев-ханафитов. Они даже перечитывают намаз, если пришлось встать на намаз за имамом, который делает масх на носки). В моих длительных поездках на машине по всей стране (особенно зимой) это позволяет читать намазы без проблем. Также в дороге я читаю усеченные зухр и аср вместе в любое время между началом зухра и концом асра. Братья-ханафиты говорят - нет, надо усеченный зухр читать в конце периода зухра, а аср - в самом начале асра. То есть надо абсолютно точно знать время начала асра! Как может тот, кто едет на машине, пересекая часовые пояса, например, из Саранска в Кемерово или Иркутск, определить, когда в данной местности начало асра? Это же фантастика, сынок! На это как минимум нужны компьютер и GPS-навигатор, да еще как отловишь именно тот момент, когда в данных координатах начало асра? Да еще надо к этому моменту успеть подобрать площадку для остановки, совершить омовение. А вот начало зухра, и тем более, конец асра, можно определить в любой местности. Делай такълид по ханафитскому мазхабу и как ты будешь молиться в очень дальней дороге, чтобы не нарушить правила?

                  • (11.09.2012 11:03) #
                    1

                    Неправильно привносить в религию свой личный опыт. Никто до этого не использовал термин ригидность. Как правило человек начинает примерять Ислам к имеющемуся у него опыту. Христиане например говорят: они мол верят в Ису(ас) а мы в Мухаммада(савс), и удивляются когда им объясняют, что это не так? Это как пытаться найти у нас аналог института Папства. Между тем, у нас нет Папы Римского и какого-то другого папы или мамы.
                    Надо говорить про Дин, с помощью его терминов.
                    Чтобы пользоваться преимуществами четырех мазхабов надо их знать. И потом преимущества-это оценочные суждения. В глазах одно-это преимущество, а в глазах другого-недостаток. Можно конечно же заново открыть для себя прелесть круглого колеса и еще раз открыть Америку.
                    Когда Вы пишете, что спасшаяся группа только одна:а мазхабов два-это формальная логика, а не объяснение шариата. Нам с нашим опытом, можно заниматься чем угодно, но не стоит лезть в теологию. Там или знаешь или не знаешь.
                    Группа(фирка) и мазхаб, это: летели две птицы, одна зеленая, другая на север. Ученые всего мира твердят нам, что это одна группа, но нам нужна какая-то исключительность.
                    Все у нас богословы и все проповедуют, разве нет других дел, которыми человек может принести пользу?Аналитики и эксперты-так же часто в "роли"имамов, востоковеды занимаются реформированием фикха и т.д.
                    Надо знать пределы своей компетенции.
                    К таклиду Вы будете прибегать в любом случае, спешу Вас огорчить.Альтернатива не между таклидом и его отсутствием, а между следованием за одним большим ученым или другим. Делать же микс-это пилотаж. Он для не очень больших ученых.
                    По поводу, определение времени асра. По шафии, к середине времени между зухром и магрибом, которые как Вы пишете всегда известны, прибавляете минут 5-10 летом и побольше зимой.
                    По поводу носков, тогда нужно предупреждать остальных, если Вы имам в намазе, я тоже не буду читать намаз за имамом,с таким тахаратом. И потом есть кожаные носки, на них можно делать масх. И религия не должна меняться из-за желаний каждого, тогда бы от неё ничего не осталось. Степень расширенного толкования и послаблений отрегулирована и известна.
                    И последняя, всё от Аллаха, в зависимости от наших убеждений и поступков. Может быть у Вас Раисовцы и прочие фитны, из-за подобного отношения к исламским школам фикха, излишней самостоятельности в суждениях и отношения к намазу?

                    • (11.09.2012 12:43) #
                      1

                      Хорошо написал брат, хоть и в других темах у нас с тобой есть расхождения, но в этом вопросе полностью поддерживаю твое мнение:))
                      Следование мазхабам наиболее надежный путь, а те кто утверждает, что следуют Корану и Сунне, и отрицает следование какому бы то ни было мазхабу, вредят только себе. Чтобы правильно следовать хадисам Посланника Аллаха нужно обладать полным, всеобъемлющим знанием арабского языка, коранических наук, хадисов, фикха и акыды. Не располагая такими знаниями, правильно и полностью следовать хадисам Посланника Аллаха не представляется возможным. Мазхабы основаны на учениях Корана, хадисов, а также поступках и словах сахабов. Мусульмане всегда следовали за великими имамами уммы, полагаясь на их глубочайшие познания, без этого мусульмане бы оказались в глубоком заблуждении, неправильно интерпретируя Коран и Сунну. Поэтому, придерживаясь мазхабов, человек тем самым следует Корану и хадисам, не опасаясь неправильной их интерпретации.

                      • (11.09.2012 13:02) #
                        -2

                        Ну так, братья, я же ничего не вывожу из каких-то хадисов или аятов, я всего лишь использую готовые, давно доказанные решения из разных мазхабов. В чем проблема? Если мы признаем четыре мазхаба как правильные, почему нельзя применять на практике готовые решения из этих мазхабов? Вы можете убедительно доказать, что раз ты взял одно решение из одного мазхаба, ты должен и все другие решения принимать исключительно только из этого же мазхаба? Не будет ли это означать, что какие-то мазхабы правильные, другие - нет?

                        • (11.09.2012 15:44) #
                          2

                          в том, брат, что сами эти мазхабы отвергают подобные перескоки, имя которым - следование страстям, поиск того, что полегче.
                          раз выбрав мнение, которого вы будете придерживаться (к примеру, читаете вы намаз по Ханафи - все положения, связанные с намазом, у вас должны быть в соответствии с Ханафи: очищение, время, место, одежда и т.п.), вы уже не можете его поменять. это уже будет поиск того, что полегче, что ближе нафсу. поэтому и ноги помыть(или кожаные носки протереть - не проблема же..), и время высчитать. но есть оговорки в некоторых крайних случаях, и они и описаны в мазхабах.

                          но нет проблем, если в другом вопросе (что уже не касается намаза) вы выберете мнение другого ученого (например, закят). никто же брат не говорит, что вы ВСЕ мнения должны из одного мазхаба брать.

                          и брат Исмаилов верно говорит - мазхабы в фикхе никакого отношенияк 73 течениям не имеют - там речь идет о вероубеждении, что уже другой вопрос.

                          • (11.09.2012 18:30) #
                            -2

                            An-Najm вы всерьез полагаете, что можно высчитать время начала асра в дальней дороге? Тогда вы не представляете проблему часовых поясов, координат места пребывания и т.д. Я неоднократно ехал с Дальнего Востока на машине, а также много ездил (и езжу) в Сибирь, и видел немало фур с дагестанскими и прочими кавказскими номерами. Видел и водителей этих фур, которые читают намаз на обочине дороги где-то в забайкальских степях и горах или в Иркутской области, Красноярском крае, и т.д. Едешь по трассе по Амурской области сотни километров и нет ни одного населенного пункта. И как высчитывать начало асра? С началом зухра и концом асра проблем нет. Но по ханафитскому мазхабу зухр и аср мусафиры читают вместе, но зухр в самом конце периода зухр, а аср - в самом начале периода аср. Вот в чем проблема. насколько я знаю, в других мазхабах такой проблемы нет. Оба намаза можно разом прочитать в любое время между началом зухра и концом асра. Это не доставляет никаких проблем. Кыблу тоже непросто определить. Я вожу с собой лист бумаги с координатами основных городов, вблизи которых (или через которые) приходится проезжать, считаю азимут на Мекку по программе определения азимутов. Потом при остановке где-то я беру компас, выставляю азимут по ближайшему городу и вуаля! - есть направление на Мекку. Если города слишком далеко, можно посмотреть по навигатору свои широту и долготу и определиться с азимутом. Представьте, заезжаю в мечети и иногда настолько дикие отклонения от кыблы, что приходится сообщать об этом имамам. Их реакция непредсказуема - от "кто ты такой, чтобы тут нам указывать?" до "спасибо, мы спросим у нашего муфтия". В одной из мечетей Новокузнецка, например, было отклонение от кыблы на восток свыше 80 градусов. В Прокопьевске - на 65 градусов. И т.д.
                            Так что, An-Najm, есть такие моменты, которые хорошо можно соблюсти в одном мазхабе, и которые чрезвычайно трудно соблюсти в другом мазхабе.

                            • (11.09.2012 19:13) #
                              1

                              Каждый вопрос мы должны посмотреть, сподвижники, что говорили, имамы, что говорили, то есть имамы масхабов, и после этого ученые имеют право делать выводы, мы сами на основании хадисов не имеем право говорить, что это можно, а это нет, потому что мы так подумали. Отказавшись от масхаба ты ирек создашь себе намного больше проблем, чем пользы, ведь то, что ты понимаешь один хадис так, а другой понимает это по другому. И можно привести сотни примером, когда будут разногласия. Если каждый недоучка будет делать выводы самостоятельно, то это будет полная вакханалия, Один будет делать выводы на Альбани, второй на Усеймина, третий еще на кого нибудь. То тогда что получится? получится то, что люди будут убегать из ислама. Если еще человек делает для себя какие-то отклонения - это одно, но для массы, придти и говорить, что это так, а это так, ты брат только проблемы будешь создавать другим мусульманам. В вопросах фикха между масхабами есть большие расхождения, да что говорить, если у Шафии есть два масхаба, шафиитский ранний, шафиитский поздний, один когда он жил в Багдаде, другой, когда он переехал в Египет. У Имама Ахмада иногда по одному вопросу бывает три мнения, и главное, что некоторые браться после этого еще говорят, что нет разногласий среди масхабов:))

                              • (11.09.2012 20:07) #
                                0

                                Разногласий нет, действительно. Для человека, который хочет действоват Аллах не оставил возможности сказать, что не было указателей добра. Есть Коран, есть Сунна. Аллах внушил, стоням и тысячам людей запоминать аяты и хадисы. Создать и сохранить школы, для их понимания.
                                ДЛя того, кто ищет разногласий, то он их везде найдет. Скажет что есть хадисы с противоположным смыслом, а другой подумает о милости Всевышнего к нему, отправившего к людям, в качестве примера Пророка( савс) и давшего в нем хороший пример.
                                Как говорит один мой друг:Аллах повесил в небе целое светило-огромную Луну, но люди ве равно умудряются запутаться с определением наступления рамадана и его окончания.
                                И это не из-за отсутствия знамений, а из-за наших грехов. Ислам создал источниковедение, проверяя передатчиков хадисов. Пророк(савс)-это человек-с самой изученной биографией, каждый шаг и слово заботливо запоминались. И искать в этом противоречия-это показатель черствости сердца.Я конечно же не про тебя.

                                • (11.09.2012 21:04) #
                                  0

                                  Разногласия есть брат, среди ученых есть разногласия, среди масхабов есть разногласия, есть множество вопросов где есть и будут разногласия. Ислам не заканчивается на вопросе, как правильно совершить намаз. Есть еще уйма вопросов где есть разногласия, распределение наследства, выплата закята, очень много проблемных вопросов где сложно определить - это правильно или это. В России к сожалению нет культуры ислама, в арабских странах разногласия среди ученых уже понятное дело. В вопросах фикха есть очень большие расхождения между масхабами, разве Абу Ханифа, имам Малик, аш-Шафии, Ханбаль, Ибн Хазм, разве они говорили одно и тоже по вопросам фикха? нет, разногласия есть, и я выше уже приводил пример о двух масхабах имама аш-Шафии. Посмотри брат мнения имама Ахмада у которого по одному и тому же вопросу бывает три мнения, у самого одного имама Ахмада, а ты брат говоришь нет разногласий...

                                  • (11.09.2012 23:40) #
                                    0

                                    Разногласия, разногласия. Один шейх пишет, что в 4 ракаатном намазе, начиная от намерения до салама, он знает прмерно 200 различий между учеными.Но кроме поднимания рук, аминь вслух и еще двух-трех воспросов, другие не коснулись слуха людей.
                                    Разногласия среди ученых-это милость.
                                    Вот у христиан нет разногласий. Есть предстоятель, Папа Римский-он "всё знает".А в Исламе, нет такой ортодоксии.
                                    Но намаз есть. И он прекрасен, и главное в нем не разногласия ученых, а искренность.
                                    Ну считает Абу Ханифа намерение суннатом, а Шафии-фарзом-иншаАллах оба получат награду.
                                    Нам зачем говорить, про разногласия? Вот зачем?
                                    Когда люди много, что-то говорят, они не любят вопрос: ну и что, зачем это и т.д.
                                    Если мы хотим довольства Аллаха, то у нас есть много возможность это сделать. В том числе и через ибадат, который очень бережно сохранили для нас действительно праведные предки.
                                    Главное в религии-это вё-таки сам Господь.
                                    Зачем это многословие. Зачем нам эта "теология": салафиты, суфии, рука, нисхождение и т.д.
                                    Делает это нас лучше? Таква увеличивается? Как это влияет на нашу искренность?
                                    Знания должны увеличивать богобоязненность и приближать к Аллаху. А так-это просто информация.

                              • (11.09.2012 21:26) #
                                -2

                                Муаммар, вижу, ты тоже не понял мою основную мысль. Конечно, я недоучка, как ты пишешь. Даже не недоучка, так как не учился ни в одном медресе, а самоучка. Где книги прочитаешь, где расспросишь знающих людей, где в интернет что-то вычитаешь. Но! Я не делаю выводы самостоятельно!!! Я просто беру готовое шариатское решение. Но из другого мазхаба. По идее я должен быть как бы ханафитом, как многие поколения моих предков. Но, когда я понимаю, что этот "традиционный ислам", которого якобы придерживаются старики моей деревни, имеет такие дикие отклонения от любых течений ханафитского мазхаба, я волей-неволей предпочитаю брать какие-то вещи из шафиитского мазхаба. Например, знаете ли вы, что такое "скат"? Редко кто знает. Или обязательность чтения намаза в носках. И ни в коем случае не босиком. И никак нельзя без тюбетейки! Я тут упомянул хавиль-намаз, читаемый перед азаном на пятничную молитву, но никто из вас, более знающих, чем я, не среагировал. Могу также добавить, что после 4 ракаатов сунны джума-намаза. затем 2 ракаатов фарда джума-намаза, затем еще 4 ракаатов сунны, у нас обязательно читают 4 фарда и 2 сунны зухра. Всего получается 20 ракаатов во время пятничного намаза. Так что мне, такълид делать вот за такими "традиционными ханафитами"? Нет, конечно. Чтобы не было фитны, я делаю намерение на нафиль-намаз и во время "хавиль-намаза", и во время зухр-намаза, который у нас читают после пятничного намаза. У меня ушло больше полугода, пока я убедил дедов, что надо заполнять ряды до конца. Они садились в два и три ряда - мол, нам так лучше слышно имама. Дескать, их деды так садились. Теперь, прежде чем кто-то встанет на второй ряд, уже заполняем первый ряд. Большой прогресс. Если пытаться убедить стариков начать все делать чисто по мазхабу Абу Ханифа, сто пудов прослывешь ваххабитом. Слова салафит наши бритые деды еще не знают. Они убеждены, что у нашего пророка (с.а.в.) была маааленькая такая бородка, махонькая. Уже одной ногой в могиле, а все еще бреются. Наши деды, говорят, брились. Я достал фотографии дореволюционных татар пензенской губернии. Есть и бритые, есть с небольшими бородами, но больше всего с большими бородами. Показываю фотографии старикам - вот как было до революции! Они - ну это не в нашей деревне.

                                • (12.09.2012 13:38) #
                                  0

                                  Ирек, ты наверно хочешь от нас тут услышать, что вот те старички, которые садились ближе к имаму, что бы лучше его слышать и которые благодаря тебе его сейчас плохо слышат, в глубоком заблуждении и ты только один среди них сияешь, как путеводная звезда?:)) то что у вас один масхаб ахлю сунна валь-джамаа - это большая милость для вас. Если ты посмотришь на то, что происходит в других странах, где несколько масхабов, то поймешь, что если бы там был один масхаб, также как у вас, то это было бы намного лучше для них, очень часто люди не ценят ту милость, которую Аллах им дал. Для того кто изучил, для того кто достиг определенных знаний в масхабах, если ты знаешь(или думаешь что знаешь), что в этом вопросе мнение Шафии сильнее мнения Абу Ханифы, если ты это делаешь для себя. Но для массы, придти и говорить, что это не так, человеку, который далек от тонкостей фикха, ты Ирек для такого человека будешь проблемы создавать. Если как ты рассказываешь приходишь в мечеть и видишь, что там неграмотный мулла, который уже сорок лет совершает свой намаз так, и думает что это правильно, потому, что так он видел это у своего отца, деда и т.д. И он говорит, не говорите так-то или так-то или не делайте то-то или то-то. То зачем Ирек ему противоречить и бросать вызов, делая смуту? стоит ли отказаться от единство в умме, ради того, чтобы сунну, которая не является фардом, в тех случаях когда приводит к смуте, ради этого отказаться от единства мусульман, которая наша обязанность? в некоторых моментах больше пользы от того, чтобы отказаться от сунны. Как сказал Ибн Аббас, когда ему пришлось сделать четыре ракята "я отказался от сунны ради ваджиба". Если ты Ирек занимаешься изучением шариата и знаешь усуль аль фикх, и можешь различать слабое мнение от сильного, то тогда да, а если ты не умеешь? и как сам говоришь, что делаешь выводы самостоятельно, то тогда на каком основании ты отдаешь предпочтения? для ученных которые знают основы правоведения, вот для них определить какое мнение сильное, а какое слабое не проблема. Что касается мнение обычных мусульман, как тебя например Ирек, который говорит, здесь я беру мнение Шафии, а здесь Абу Ханифы, то сразу хочется задать таким людям вопрос, на каком основании ты определяешь, какое это мнение достоверное, а какое не достоверное? если ты не ученый? Ислам - это не анархия, Ислам - это жесткий порядок. Если каждый, кто прочитал пару книжек, будет говорит, что тут Шафии был прав, а не Абу Ханифа, то вот эта вакханалия так и будет продолжатся. Кстати по поводу бороды, шафииты указывают лишь на нежелательность макрух, основываясь на том, что отпускание бороды по шариату желательно мандуб, а также на том, что ношение бороды связано с местными обычаями, также как и еда, питье, одежда, манера сидеть, внешний вид, и так далее. Так что деды, которых ты тут пинаешь и пытаешься выставить в нехорошем свете такие вещи знают, а ты видимо нет:))

                                  • (12.09.2012 15:00) #
                                    0

                                    Конкретно по бороде он прав. Муаммар ты приводишь мнение шафиитов, а деды в Мордовии ханифиты, а там другое отношение к бороде.
                                    Я тоже в ответ на: так делали наши деды, показывал фото наших предков. Бородатые, женщины одеты не в косынки, полностью закрыты.
                                    Поэтому деды, так ходили только в последнее время.
                                    Хотя сначала идет даават имана и только потом ахкамы(приказы) религии, Сначала даават имана и только потом шариата.
                                    И я слышал, что больше примером, добрым отношенией, проявленией заботы и тогда и если потом завоюешь авторитет и будут готовы слушать, только тогда щадящая "диагностика" и подсказка как делать.

                                    • (12.09.2012 15:25) #
                                      0

                                      Да, Исмаилов, ты верно говоришь, в последние 7-8 месяцев я в основном говорю хутбы только об имане, о его составляющих. Бывает, перехожу и на другие темы, если они очень насущные. Но снова и снова возвращаюсь к самой основе ислама - таухиду. Также говорю на темы смерти, которая совсем рядом, и на тему следующей жизни, и на тему Судного дня, на темы ада и рая. Альхамдулильлях, все это наши деды воспринимают буквально с открытым ртом. Я бываю очень рад этому, так как знаю, что им об этом мало что говорили, если вообще говорили, а читать они сами уже неспособны.

                                  • (12.09.2012 15:18) #
                                    -2

                                    Muammar, то ты нормально пишешь, а то гонишь какую-то чушь. Какую травку куришь? Полное гониво то, что ты пишешь обо мне и моих отношениях со стариками нашей мечети. Твои фантазии просто улётные. Якобы я "пинаю дедов и пытаюсь выставить в нехорошем свете". За такие слова можно было бы конкретно ответить, но ты тут герой за монитором, поэтому оставим эту тему ответа. Наши отношения с дедами абсолютно хорошие, уважительные, никакой «звезды среди тупарей». Они не спорят со мной, они задают мне много разных вопросов, так как они знают, что их знания практически нулевые. Но они и не делают то, что надо бы делать, когда кто-то более знающий дает тебе знание - то есть исправляться. Все это я приводил лишь как пример ригидности. Посмотри в интернете, что это означает. Ты можешь представить, что мусульманин в намазе, перед тем, как из кияма склониться в руку', резко прогибается назад, его голова запрокидывается, его колени сильно сгибаются, а потом он снова идет вперед, в руку'? Три старика из наших одиннадцати делают именно так. И никакие беседы и объяснения, что нельзя включать в намаз дополнительные движения телом, нельзя запрокидывать голову так, что взгляд упирается в потолок, что смотреть надо только на место твоей саджды, что не надо сканировать глазами всю мечеть при намазе, не помогают. Они соглашаются, но в намазе снова возвращаются к заученным движениям. Ригидность, астагафируллах. Говоришь им, что нельзя в коллективном намазе двигаться раньше, чем имам, что это портит твой намаз. Все равно то и дело опережают имама. Говоришь, что желательно читать намаз в разных местах мечети, бесполезно, у каждого свое место в ряду. Говоришь, что сунны намаза надо читать индивидуально, бесполезно, следуют за имамом. Правда, 3-4 старика уже сунны читают самостоятельно. Но остальные по-прежнему сунны читают за имамом. Еще раз повторяю для особо непонятливых - я это привожу только как пример ригидности части мусульман. И вовсе не для того, чтобы самому покрасоваться. Уже который раз я повторяю, что я никаких выводов сам не делаю - что ты, Muammar, мне приписываешь, что я якобы определяю, чье мнение достоверное, а чье - нет? Чё за у тебя мания такая? Я беру только готовые, уже применяющиеся веками решения. Например, поднимать или не поднимать палец, когда сидишь и чтаешь аттахият, и если поднимать, то когда и как. Поднимать ли руки перед руку' и при выходе из него, и т.д. Это же так просто, неужели ты не можешь понять? Я заранее полагаю, что раз мы люди Ахлю-сунна валь-Джамаа, и признаем четыре мазхаба, то признаем и все моменты этих мазхабов. Эти решения уже выверены столетиями. Никто из вас пока не привел ни единого довода, почему же мусульманин не может совершать намаз по-ханафитски, но с некоторыми шафиитскими элементами? Ведь и так правильно, и сяк правильно! An-Najm привел хорошие ссылки. Там утверждается, что надо сначала хорошенько подумать и выбрать себе мазхаб. А потом, раз уж выбрал один мазхаб, все, капут, держаться строго и жестко только этого мазхаба во всем и до упора. А почему? Где шариатский довод? Ясно, что в Коране и хадисах этого нет и не может быть. Значит, остается только мнение ученых? Каких ученых? На чем основано такое мнение? Почему мы ну просто обязаны принимать и исполнять это мнение?

                                    • (12.09.2012 21:02) #
                                      2

                                      Ответь мне на вопрос, если ты не знаешь усуль аль фикх и не умеешь отличать слабое мнение от сильного, тогда на каком основании ты отдаешь предпочтение? для ученных которые знают усуль - основы праводения не проблема определить какое мнение сильное, а какое слабое. Что касается тебя Ирек, то ты говоришь, что тут берешь мнение имама аш-Шафии, а тут Абу Ханифы, непонятно на каком основании определяя, что это достоверное, а это не достоверное мнение, какое право ты это имеешь делать, если ты Ирек не ученый? все масхабы ахлю сунна валь-джамаа идут по сунне Пророка (мир ему) никто не может сказать, что какой-то масхаб ахлю сунна валь-джамаа не идет по сунне Пророка, все признанные масхабы идут по сунне, когда речь касается простых мусульман, то они всегда идут по масхабу, в отличае от ученного, который изучает хадисы, далили масхабов, этот путь к нему не относится, ученый знает хадис и он должен идти по хадисам. Ученный должен знать на изусть Коран, знать на изусть Бухари, Муслима и т.д. А ты Ирек сам говоришь, что ты просто так берешь готовое шариатское решение. Но из другого мазхаба. Говоря тем самым, что в каком-то там вопросе Шафии был прав, а не Абу Ханифа. Так делать нельзя. По поводу дедов я вообще не пойму почему если у них как ты утверждаешь знания нулевые, почему они тебе, человеку который плавает между масхабами, задают вопросы, а не к мулле? да и вообще читая твои посты сложилось впечатление, что ты только свой намаз считаешь правильным, а намаз других нет, я же тебе привел пример, когда Ибн Аббас вместе с Усманом во время хаджа, говорит Усману, что здесь я совершал два ракята вместе с Пророком, Абу Бакром и Умаром, а Усман говорит, что я сейчас хочу совершить четыре ракята, и Ибн Аббас совешил вместе с ним четыре ракята, и люди после этого ему говорят, Ибн Аббас почему ты совершил четыре ракята, если ты сам в начале говорил Усману, что надо совершить два? на что Ибн Аббас сказал, что я отказался от сунны ради ваджиба. Это я к тому, что некоторые молодые люди, которые встали на путь Ислама, почему-то начинают учить семидесятилетних старичков, что выглядит не очень хорошо, ты сам говоришь, что сколько бы ты им не говорил, они все равно делают по своему. Что вообщем-то и не удивительно если человек пятьдесят лет совершает намаз так, как его научил отец или дед, то вряд ли он будет на семьдесят первом году жизни делать это иначе.

                                      • (12.09.2012 21:44) #
                                        -3

                                        Muammar, извини меня, но мне кажется, у тебя что-то не в порядке с логикой, с логическим мышлением. Я не молодой человек, как отчего-то тебе кажется, мне 56 лет. Стариков, к которым ты почему-то все время возвращаешься, я привел лишь для демонстрации ригидности некоторых мусульман. Вижу, тебе лень посмотреть, что это такое. Ригидность - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Например, я деду говорю, что нельзя перед тем, как уйти в руку', запрокидывать голову назад, выгибать назад все тело, сильно сгибать колени, что это лишнее движение. Он соглашается, но потом все равно делает по-своему. Вот и ты, Muammar, сколько бы я тебе не объяснял, твердишь свое. Вот ты пишешь: "Ирек, то ты говоришь, что тут берешь мнение имама аш-Шафии, а тут Абу Ханифы, непонятно на каком основании определяя, что это достоверное, а это не достоверное мнение, какое право ты это имеешь делать, если ты Ирек не ученый?" Как ты не понимаешь (ты же не совсем тупой?) Muammar, что я не определяю, какое из мнений достоверное, а какое - нет. Разве может быть устоявшееся мнение этих великих имамов быть недостоверным? Я об этом даже и не задумываюсь - я беру готовое решение из действующего, признанного мазхаба, действующего сотни лет. Разве ты, Muammar, считаешь, что какие-то моменты в 4 признанных мазхабах недостоверны? Вот ты пишешь: "ты просто так берешь готовое шариатское решение. Но из другого мазхаба. Говоря тем самым, что в каком-то там вопросе Шафии был прав, а не Абу Ханифа. Так делать нельзя." Когда я беру готовое решение из другого мазхаба, я вообще ничего не говорю ни о ком - кто прав или кто неправ. Я знаю, что они оба правы, значит, их мнения тоже верные, пусть и отличаются друг от друга. Я беру то, что мне удобнее, к чему подсказывает мое сердце, что мне больше нравится. Что касается намаза, я его делаю так, как делают в данной мечети, куда я попал на этот раз. Чтобы не было фитны. Из советского анекдота о бомбилах (незаконных таксистах, чтобы ты понял): "Так вам ехать или вам шашечки?" Если мне нужно куда-то доехать, меня может довезти и легальный таксист, и нелегальный. Результат будет примерно одинаковым - я доберусь до места назначения. Так и с мазхабами - в конечном итоге мне хочется добиться довольства Аллаха, а не довольства тех, кто требует пожизненной верности однажды выбранному мазхабу. Почему, говоришь, они (деды) обращаются ко мне, а не к мулле? Ты вообще хоть немножко в курсе уровня знаний "традиционных" имамов в татарских деревнях? Видимо, нет. Такой имам пожилого возраста, обучившийся всему у другого имама, который уже умер, обычно не знает арабской графики. Он выучил примерно 10-12 сур из Корана, записанных в тетрадке кириллическими буквами. Ему больше не надо. О произношении лучше промолчать. Самое большое их достижение - выучить наизусть "Ясин". Ну и само собой, "Мульк" (называемый "Тэбэрэк"), "Аят-аль-Курси", "Фатиха", "Алиф, Лям, Мим", "Ихлас" и еще несколько ходовых сур, которые используются во время поминок и других ритуальных действиях. Также несколько дуа, как на татарском, так и на арабском. Самые ходовые - дуа на садака, салаваты, дуа на азан, на прочтенные намазы. Никакого желания учиться чему-то еще. Зачем нужно учить суры, если и этих уже хватает, чтобы соответствовать уровню "паствы"? Их хутбы - читают "Фатиха", "Ихлас" и "Каусар". И все. Никаких аятов и хадисов для выбранной темы, так как нет никакой темы, и ни о чем не рассказывается. Вот это тот самый "традиционный ислам", которого жаждут власти РФ.

                                        • (12.09.2012 22:21) #
                                          1

                                          Ирек, Задаю тебе свой вопрос уже в третий раз, на каком основании ты отдаешь предпочтение одного масхаба перед другим не являясь ученым? как человек который не достиг определенных знаний в масхабах имеет право брать что-то из Шафии, Ханафви, Ханбаля и делать из этого микс? может я действительно тупой, что не знал до сих пор, что в Мордовии живут лучшие улемы наших дней, которые каким-то непонятным способом выводят из нескольких масхабов, что свое, которое как ты пишешь, им удобнее и к чему подсказывает ихнее сердце, и что им больше нравится.

                                          • (13.09.2012 06:49) #
                                            -3

                                            Muammar, давай на этом остановимся. Видимо, ты действительно безнадежно туп и ригиден. Это я у тебя спрашиваю, на каком основании я НЕ МОГУ (НЕ ИМЕЮ ПРАВА) "брать что-то из Шафии, Ханафви, Ханбаля и делать из этого микс"? Где ТВОЙ далил? Где в Коране это записано? В каком хадисе это сказано? Второе - если я иду в магазин, чтобы купить какой-то определенный товар, например, электродрель, должен ли покупать дрель только той марки и производителя, который я покупал раньше? Например, моя первая дрель, купленная в 1990 году, была Чебоксарского электромеханического завода. Имею ли я право сейчас, в 2012 году, купить электродрель фирмы Bosh? Или хотя бы Sparky, Metabo или Hitachi? Они отличаются по ценам, по внешнему дизайну, по репутации. Но делают одно и то же - сверлят дырки в разных материалах. Я считаю, что я имею право выбора. Хотелось бы купить Bosh, так как репутация наивысшая, да и дизайн хорош. Но цена кусается. Если для частой, профессиональной работы, лучше купить Bosh. Но если только для работ по дому, т.е., может, сверлить раз в год, тогда сойдет и "Диффузион Инструмент Смоленск", по цене в 3-4 раза меньше. Muammar, мысль улавливаешь? Не тупи, включи мозг. И ханафитская, и шафиитская, и ханбалитская дрели выполняют одну и ту же функцию - сверлить. Все эти дрели прошли все необходимые сертификации, испытания и годятся для эксплуатации без ограничений. Я, простой мусульманин, разве обязан при выборе дрели глубоко изучать материалы тестов этих дрелей? За меня давно все изучили и допустили эти дрели, как российские, так и зарубежные, для продажи в России. По-твоему, если у меня будет дрель, скажем, фирмы Sparky, я уже не имею право брать электрочайник фирмы Bosh, а тем более какой-то китайской марки? Нельзя делать микс? А почему? Еще раз повторяю, я, как мусульманин, стараюсь добиться довольства Аллаха, а не твоего довольства, и не довольства тех, кто ригидно уперся в абсолютный запрет брать из разных мазхабов. Шаг влево, шаг вправо - попытка бегства, прыжок на месте - провокация?

                                            • (13.09.2012 14:38) #
                                              0

                                              Ты спрашиваешь на каком основании ты не имеешь права делать микс из масхабов Шафии, Ханафи, Ханбаля, а я тебе уже несколько постов расписал, что на том основании, что ТЫ НЕ УЧЕНЫЙ!!! В арабском языке есть такие фразы как Лаккам и Мукаввир. Лаккам (проталкивающий) - это тот, кто имея уже кусок во рту, проталкивает его другим, прежде чем хорошенько прожует и проглотит первый. А Мукаввир (выдалбливающий) - это тот, кто выдалбливает для себя мягкую середину из хлебца. Вот ты Ирек выдалбливаешь из масхабов то, что тебе нравится и то, что тебе удобнее. Да еще и к тому же прежде чем хорошенько проживать масхаб Абу Ханифы, проталкиваешь себе еще и мазхаб имама аш-Шафии. И весь этот суррогат из масхабов ты еще пытаешься как-то оправдать. Ибн Таймия про таких людей говорил, что "Они ходят от дверей одного масхаба к дверям другого и получают то, что получают." Вот ты и Ирек и получил то, что хотел. Если ты не являешься сторонником строгого следования определенному масхабу, то ты по сути имеешь свой собственный масхаб. Я тебе как регидному человеку еще раз повторяю, Ислам это не анархия, что хочу то и делаю, Ислам это жесткий порядок и умма будет сильной тогда, когда каждый будет заниматся своим делом. Сейчас каждый слесарь со своей дрелью вмешиваться в дела ученых и говорит так, как ты это говоришь, мол тут сделано так, но я считаю, тут надо делать так, мне так больше нравится. Масхаб Абу Ханифы прекрасный масхаб, если бы ты его изучил, то знал бы, что он очень обоснованный. Шейх Альбани (рахимахуллах) изначально был ханафитским ученым и придерживался праву ханафитского мазхаба. Только по прошествии многих лет, он стал обучаться исламским наукам, и остальным положениям Исламского вероучения у различных шейхов и только после этого отбросил следование Ханафи мазхабу. Альбани был великим ученым, и он это делал, а ты Ирке никто и звать тебя никак, но ты ставишь свое мнение на один с мнениями ученых и сам выводишь из нескольких масхабов, даже не обладая их полным знанием свой суррогат, который соответствует твоему мнению. Как говорил Анас Ибн Малик "Огонь так и продолжает с жадностью повторять: А еще есть добавка?" Ты Ирек играешь с огнем. Твое отклонение от масхаба Абу Ханифы произошло не потому, что ты тут писал и пытался оправдать это дело, а только по причине твоего халатного отношения к методологии познания, вследствии чего ураганы эгоистических амбиций подхватили тебя и закинули в помойную жижу заблуждений.

                                              • (13.09.2012 15:09) #
                                                0

                                                Ассаламу алейкум всем мусульманам! Из своей практики скажу, что в ночь предопределения я как-то был в другом городе и мы делали намаз по два ракаата, так один ракат по времени примерно минут 30-40 длился!! Руки я держал по масхабу имама аш-Шафии (это на уровне груди слева), так вот я уставал их держать! Первые четыре ракаата, наверное, я еще руки мог держать, но дальше у меня уже не было сил!! И я руки опустил как по масхабу Абу Ханифы! Иначе руки не держались! Я поступил по твоему как? Халатно? Или как?

                                                • (13.09.2012 15:34) #
                                                  1

                                                  Ваалайкум Ассалам ва РахматуЛлахи
                                                  Перечитай брат пожалуйста мой пост от 12.09.2012 21:02
                                                  http://www.ansar.ru/person/2012/09/08/33306#62694

                                                  • (14.09.2012 00:13) #
                                                    0

                                                    "Демонстрация весом с комара весомее репутации весом со слона".
                                                    Ученых много, учителей мало.

                                                  • (14.09.2012 00:26) #
                                                    0

                                                    Широта ума, которая часто представляется как добродетель, в определенном
                                                    смысле является высшей формой эгоизма, - потому что позволяет человеку достичь
                                                    высот, недоступных прочим.
                                                    Страх потерять и желание приобрести - вот те стимулы, которые предоставляют
                                                    временное возбуждение (которого так жаждут люди), но стоят, однако, на пути
                                                    более глубокого понимания.
                                                    Многие до такой степени ходят "на поводу" у других людей, у собственных идей,
                                                    у своего окружения, что и не подозревают, что существует область восприятия,
                                                    отличная от этих поверхностных вещей.

                                              • (13.09.2012 15:35) #
                                                -2

                                                Muammar, я тебе предлагал остановиться, но ты упорствуешь, и уже перешел к личным оскорблениям. Ссылаешься на мнение Ибн-Таймийи, на что-то там про ходьбу по разным дверям. Где доводы из Корана? Где доводы из хадисов? Что же ты тупо долдонишь снова и снова, что, дескать, мне нельзя брать решения из разных мазхабов только потому, что я не ученый? Где разумный довод? Хотя бы логический, так как шариатского довода нет. Вот я простой слесарь с дрелью, мусульманин, альхамдулильлях. И вот ты, шибко грамотный в исламских науках. И у тебя нет ни одного шариатского далиля, почему нельзя брать из разных мазхабов, несмотря на то, что эти мазхабы признают друг друга (а значит, признают и решения друг друга, если они даже отличаются в чем-то). Я же не придумываю свое собственное решение, исходя из какого-нибудь хадиса! Я беру апробированное, протестированное решение, которому уже много сотен лет. Для этого не надо быть магистром шариатских наук. Если говоришь, что нельзя брать из другого мазхаба, ты тем самым четко признаешь, что решения в этом другом мазхабе неправильные, а все миллионы мусульман этого мазхаба за десятки поколений попадут в ад, так как они молились неправильно. Фактически вы не признаете другие мазхабы, кроме как своего, если говорите, что нельзя брать из других мазхабов.
                                                Я не отклонялся от мазхаба Абу Ханифы, как ты ошибочно утверждаешь, так как я принял ислам как мусульманин, а не как ханафит или шафиит. Мой пророк - Мухаммад (с.а.в.), а не Нуман ибн-Сабит, хоть он и великий имам. Мы тут в Поволжье, конечно, называем себя ханафитами, это да. Но наша реальная религиозная практика в некоторых моментах весьма далека от ханафитского мазхаба. Вот и прикинь - то ли делать так, как делают деды, что означает кучу всяких бида, особенно "скат" (о котором, я почти уверен, что и не слышал), то ли стараться не делать фитна, но тем не менее не делать их бида.

                                                • (13.09.2012 18:38) #
                                                  1

                                                  Вам обоим лучше остановится. Ирек, шейх, дорогой мой брат, Вы много раз оскорбили Муаммара: тупой, безнадедно тупой, не настолько тупой. Никто не может оскроблять другого, вне зависимости от возраста.
                                                  И мне кажется надо прекратить это бессмысленное препирательство.
                                                  Это сейчас время такое, когда вопросы не вопросы. Когда они задаются в форме: не так ли это. Безо всякой готовности следовать. Никто никого не слушает.
                                                  И мы не достойны знания и никогда их у нас не будет. Пока будем относится друг к другу подобным образом.

                                                  • (13.09.2012 19:40) #
                                                    -4

                                                    Согласен, Исмаилов, я и намекал, и прямо называл его тупым, то есть оскорблял. А как еще его называть, если до него не доходят простые вопросы, но берется активно поучать? И согласись, Исмаилов, его издевки типа того, что я чувствую себя звездой среди неграмотных стариков, и т.д., какая-то помойная жижа, куда я якобы попал, все это стоило бы намного больших оскорблений в его адрес, чем просто констатация факта его тупости. Мне кажется, его мозг как-то плавает, - иногда он совершенно не улавливает простой логики, но зато иногда весьма бурно фантазирует. Жаль, что мы, мусульмане, умеем так собачиться из-за не очень существенных вещей.

                            • (11.09.2012 20:58) #
                              2

                              единственное, что скажу вам, брат, с временем определиться можно заранее, благо, раз вы пишете здесь, доступ к интернету у вас есть.
                              есть очень хорошая программа, с временами азанов для 6 тыс. селений, islamicfinder, скачать которую иншааЛлах можете здесь
                              http://www.islamicfinder.org/athanDownload.php

                              а разногласия в фикхе халяль. и приходит в хадисе, что муджтахиду за верно выведенное решение полагается 2 вознаграждения, за неверное - 1 вознаграждение.
                              только внимание: муджтахиду, то есть ученому, достигшему степени иджтихада, а не нам, простым неграмотным мусульманам.

                              • (11.09.2012 21:36) #
                                -1

                                An-Najm, времена азанов для разных селений - я все это знаю. Но, когда ты едешь по трассе, у тебя нет интернета. И ты никак не можешь знать заранее, у какого населенного пункта ты будешь, когда наступит время азана. На трассе обычно интернета нет, так как въезжаешь в разные регионы, а времени и возможности купить местные сим-карты для модема нет. Да и зачем мне заморачиваться с ханафитским порядком чтения усеченных совмещенных намазов, когда я просто беру готовое шафиитское решение, и читаю совмещенные намазы в любое время от начала зухра и до конца асра.

                                • (11.09.2012 21:44) #
                                  -2

                                  Чем дальше передвигаешься на запад или восток, тем больше смещается время азана. Вот в чем вопрос. Пока едешь, у тебя все время меняются координаты и все время меняется время азана. Если бы в машине был такой прибор, который показывал бы, что при движении с такой скоростью азан будет во столько-то, конкретный ханафит мог бы прикинуть где ему лучше остановиться, что прочитать совмещенные зухр и аср точно в срок. Как выходят из этого положения конкретные ханафиты, как Исмаилов, я не знаю. Единственный реальный путь для них - не совмещать зухр и аср.

                                  • (11.09.2012 22:05) #
                                    2

                                    брат, пересмотрев разные фетвы по ханафитскому мазхабу, могу вам привести ссылки, может, они принесут вам (и не только вам) пользу, поскольку некоторые темы тут тоже упоминались.

                                    http://askimam.ru/publ/kak_sovershat_namaz_uchas_v_institute/3-1-0-544

                                    http://askimam.ru/publ/mozhno_li_khanafitu_molitsja_za_shafiitom_a_shafiitu_za_khanafitom/3-1-0-730

                                    http://askimam.ru/publ/mozhno_li_obedinjat_namazy/3-1-0-494

                                    http://askimam.ru/publ/kak_byt_esli_v_mecheti_ranshe_vremeni_chitajut_asr_namaz/3-1-0-706

                                  • (11.09.2012 23:57) #
                                    1

                                    Меня зовут Азамат, у меня есть еще одно имя, по которому меня знают чеченцы, но Вы можете называть меня по этому имени. Исмаилов я подписываюсь, потому что имя Азамат,оказалось занятым.
                                    Вы пять раз упомянули мое имя. Я сказал, про свое отношение к масиху на носки, к совмещению намазов, следованию за учеными. Вы теперь будете в каждом комментарии меня обсуждать? Я придерживаюсь мазхаба Шафии, хотя с огромным уважением отношусь к имаму Абу Ханифе.
                                    Персональные иджихады у всех свои. Некотрые имамы, намазы совмещают еще до того как они выехали в сафар.
                                    Многие читают сидя, хотя киям-стояние для чтения Фатихи, фарз(рукн) намаза, по всем мазхабам.
                                    Прямо так и читают в своих мерседесах, сидя так интеллигентно.
                                    А нам да, приходится по старинке, на обочине, часто на холоде, в самолете, в милиции, где угодно. Мы же эти, как их..реакционеры:) мы по старинке.
                                    Как сказал один ученый суннат везде одинаков, а бидааты у всех локальные. Суннат-глобальный, бидаат-локальный. Суннат у всех один, а приколы у всех свои.
                                    У Вас брат тяжелая работа, но в нашей религии есть ответы и на эти вопросы. Если не в режиме препирательств в комментариях, можно найти решение. Знаю, несколько хороших братьев в Казани, они наверное одни из немногих ханафитов:). Все работают. Думаю можно будет расспросить их.
                                    Простите ради Аллаха, если задел.

                      • (11.09.2012 15:32) #
                        1

                        хотя бы в этом я с вами тоже соглашусь.

                      • (12.09.2012 00:10) #
                        1

                        Муаммар,согласен, что надо искать то, с чем согласен.Способность признать за человеком, с которым споришь правоту в чём-то считаю проявлений силы человека. Искренности его. Только я бы не хотел, чтобы ты считал меня, априори, каким-то личным оппонентом. Я честно не слежу, кто из "какой партии". Страюсь быть с "чистым сердцем, как сказано в смысле одного хадиса.
                        Было бы хорошо, если вы с Абдуллахом 777 извинились, друг перед другом и по-мягче спорили или общались между собой.
                        Хотя я должен признать, что шейхи и алимы, которых я слушаю, достаточно жестко относятся к шиитам. У нас в стране эта тема почти неизвестно. Лет 8-9 назад начали узнавать и были удивлены, что даже самые мягкие, очень жесткие слова говорят про шиитов. Я теперь узнаю, про те 2 группы, про которые Вы говорили. А так лично, никакого даже осадка, от спора, ничего личного:)

                    • (11.09.2012 13:25) #
                      -2

                      Ну вы, Исмаилов, и загнули. Ригидность - психологический термин. Уверяю вас, в психбольницах есть и атеисты, и христиане, и мусульмане. Если я не знаю религиозного термина, соответствующего термину "ригидность", должен ли я помалкивать в тряпочку? Тем более я не могу использовать вульгарное "тупая упертость", так ведь? Например, большинство мусульман в той мечети, куда и хожу на пятничную молитву, приходят в мечеть и не читают "тахият-уль-маджид", как только зашли в мечеть. Вместо этого сначала идет базар о том, о сем, потом читается дуа за садака, потом садятся рядами, читают "салават", потом все вместе встают и читают "тахият-уль-маджид", потом читают все вместе, за имамом, "хавиль"-намаз за покойных. Уже два года я им говорю, что тахият-уль-маджид читается сразу, как зашел в мечеть. И нельзя читать его джамаатом. Также говорю им про хавиль-намаз, когда его читают. Бесполезно. Хорошо, хоть меня уважают, и не посылают далеко-далеко. Но все равно делают по своему. Никакие доводы, никакие хадисы для них не авторитет. "Так делали наши деды, так будем делать и мы" - что это, как не ригидность? С точки зрения психолога и психиатра, конечно. А как это назвать с точки зрения обладающего шариатскими знаниями?

                    • (11.09.2012 13:28) #
                      -1

                      Исмаилов, вы мне не объясняйте про время начала аср. Я-то писал про дальнюю поездку, когда едешь и едешь,и не знаешь даже приблизительно наступления времени аср в данной местности. Наступление магриба именно для этой широты и долготы очень хорошо отмечает обычный GPS-навигатор, когда он переводит экран на ночной режим.

                      • (11.09.2012 16:32) #
                        0

                        В нашей мечети, даже имамы не умеют определять время по шафии, да и из шафиитов, таковых немного. На это точно не нужно сердится.

                    • (11.09.2012 13:36) #
                      -2

                      Исмаилов, вот вы четко продемонстрировали свою ригидность: "По поводу носков, тогда нужно предупреждать остальных, если Вы имам в намазе, я тоже не буду читать намаз за имамом,с таким тахаратом." Вот и вся любовь, завяли помидоры. Это сразу означает, что вы не признаете те мазхабы, которые позволяют масх на носки. А то что-то балаболим про признание четырех мазхабов, то да се. Что-то там про объединение всех мусульман, про вервь Аллаха, которого надо держаться. Получается, что, да, вы за объединение, но исключительно на ваших условиях.

                    • (11.09.2012 13:44) #
                      -2

                      Исмаилов, что вы раз за разом возвращаетесь к РАИСовцам и их фитне? Они появились от того, что я взял удобство и очень большое облегчение и защиту своего здоровья (зима, снег, холодная вода), применяя масх на носки?

                      • (11.09.2012 14:39) #
                        2

                        Куплю себе кожаные носки, наконец, иншаАллах, чтобы меньше пухла голова:)

                        • (11.09.2012 14:48) #
                          1

                          Приз "Комент дня" сегодня Ваш!

                        • (11.09.2012 16:29) #
                          0

                          Кстати наши старики носили кожаные носки и у них и простатита не было и с простудными заболеваниями получше и с головными болями.В каждой шутке, только доля шутки. Оставление любой сунны всегда будет приводить к головным болям. Но шутки нужны. Али (ра) говорил, что это отдых разума. Хотя мой и не трудится, соответственно нечего и отдыхать:)

                          • (11.09.2012 18:11) #
                            -1

                            Кожаные носки. Попробуйте проехать в них, не снимая, три дня и три ночи. А при необходимости и семь дней. Что будет с вашими ногами? Наши старики носили кожаные носки, это да. Некоторые и сейчас носят. Но они надевают их утром, после омовения, и снимают ночью, после ишы и витра. Если ты дома, можно и обойтись без масха ног. Самое сложное - омовение ног в пути, зимой, рядом с машиной, на открытом воздухе. Летом проще, нет опасности простудиться. Я обычно зажимаю стеклом задней двери пластиковую бутылку с водой. Чуть-чуть приоткрываю крышку - начинают падать капли воды. Чуть нажимаешь на бутылку и вода начинает идти сильнее. Отпускаешь - идет только каплями. Но ноги так мыть неудобно, сложно. Открываю дверь, сажусь на сиденье, ноги на земле. Лучше, если чистый асфальт, где-нибудь на заправке. Так и моешь поочередно ноги. Летом хорошо (если не налетают комары, оводы, слепни), а зимой, или хотя осенью, когда дует пронизывающий ветер? Масх носков снимает почти все эти проблемы. В машине, когда она уже хорошо прогрелась, едешь в одних носках, можно в шлепанцах, так как в туфлях и ботинках за многие часы езды ноги все равно потеют. А в носках нормально, сухо. В кожаных носках ноги будут так же потеть. Трое суток масха на носки - и обычно куда-то уже доезжаешь, например, до Новокузнецка. А там гостиница, там ванная, там душ. В крайнем случае. и на трассах в некоторых местах есть бани и душевые. в некоторых кафе есть умывальники отдельно от туалетов. Там можно делать омовение и без масха носков.

  2. (10.09.2012 10:49) #
    1

    Правильно ли вообще называть себя саляфитом?
    А не лучше ли сказать, что я мусульманин?!

  3. (10.09.2012 10:50) #
    0

    А то, это какое-то разделение получается...

  4. (10.09.2012 20:49) #
    0

    За источниками то шариата может и следуют, а вот где же сам шариат? Полный? Получается следование какое-то на словах...

  5. (11.09.2012 18:54) #
    0

    Ассаламу алейкум! Прочитал все комменты и вспомнил высказывание Пророка с.а.с в смысле хадиса "не усложняйте, где усложнение- там шайтан." (аузу биЛляхи мина шшайтани рраджим)

  6. (13.09.2012 10:35) #
    3

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры! Странное дело получается, не заметили? Вроде разговариваем о Богоугодных делах, хотим сделать наставление, но чуть что не по нашему - начинается грубость и оскорбление. Не забывайте о том, что разговаривать надо с муслимом мягко, тем более, когда делаешь наставление. Почему мы так относимся к брату своему, ставя себя выше него? Приведу вам несколько эпизодов:
    Однажды Абу Ханифа случайно наступил на ногу какому-то мальчику, который сказал ему: "О, шейх, разве не боишься ты воздаяния равным в День воскресения?" и, услышав эти слова, Абу Ханифа лишился чувств…
    Мы же готовы не то что наступить, "растоптать ноги" своим братьям.
    Абу Ханифа отказался занимать почетные должности при правителях, должность судьи, из-за того, что боялся что то неправильно сделать и народ пойдя за ним, так же был бы не правым. Это шейх, посвятивший всю свою жизнь изучению Ислама! Почему же мы горазды на советы, не имея знаний Абу Ханифы даже на сотую процента?
    Давайте же будем относиться к брату своему так, как относимся к себе, любимым. Давайте же будем поддержкой брату своему. Давайте же желать брату своему то, что хотели бы видеть у самого себя, любимого. Может что то начнет меняться и вокруг нас тогда?

  7. (22.07.2013 16:29) #
    0

    Ваалейкумуссалям!Действительно-всё предельно просто. Нигде в Коране и Сунне саляфизм не упоминается, это течение, возникшее в Саудовской Арвии 2 века назад, ахлю бидъа. Другое дело, что наиболее радикальное крыло саляфизма - ваххабизм, это секта такфирщиков, которая без зазрений совести обвиняет в ширке, могилопоклонничестве, муртадстве людей, произнёсших шахаду и совершающих намаз, чего никогда не было при Мухяммаде (сас).