Об экстремизме, коптском вопросе, исламском халифате и многом другом

О политическом экстремизме, о сложном коптском вопросе, об идее исламского халифата и о многом другом в интервью одного из лидеров «Братьев мусульман» и основателя «Партии возрождения» Ибрахима Заафарани информационному агентству «Onislam».

- В последнее время активизировались саляфиты. Вы не опасаетесь того что они своими необдуманными и зачастую антиобщественными действиями могут навредить развитию исламского движения в Египте и дискредитировать его в глазах мировой общественности?

Тут скорее приходится опасаться разобщённости мусульман вообще, ведь именно это и является катализатором нетерпимости и экстремизма.

- Несмотря на то что вы объявили о создании «Партии возрождения» ещё в марте этого года, сразу же после того как были внесены поправки в закон о партиях, тем не менее ваша партия до сих пор не так заметна на политической арене Египта.

Всё дело в том, что мы тщательно и осторожно относимся к формированию программы партии и подбору кадров. Для нас важно чтобы в партии не оказались случайные люди или же личности с плохой репутацией, а также те, кто был замечен в грязных политических играх при прошлом режиме. Мы не собираемся покупать голоса или привлекать на свою сторону известные персоны ради сиюминутной выгоды. Качество для нас важнее количества.

- По каким критериям происходит отбор кадров?

Их у нас два. Первый – это личностные качества: моральные и профессиональные, и второй – это беззаветное желание служить отчизне и своему собственному народу. Мы стараемся избегать каких-либо идеологических или политических критериев, могущих привести к излишней поляризации общества.

- Насколько название вашей партии отражает её цели и программы?

Конечно же, нашей целью является возрождение Египта. Заметьте – «возрождение», а не «развитие». Потому что понятие «развитие» больше ассоциируется с экономикой, наукой, образованием. В понятие «возрождение» вкладывается больший смысл, оно более одухотворённое и всеобъемлющее.

- Исламские движения зачастую обвиняют в нетерпимости и практике политического экстремизма. Насколько оправданно данное обвинение?

Бессмысленно отрицать, что, в общем-то, это свойственно многим исламским движениям, хотя в корне противоречит постулатам Ислама, призывающего к сотрудничеству, мирному сосуществованию и к политической гибкости. Тем не менее, всё относительно и нельзя вешать этот ярлык на всех сразу и без разбора. Проблема в том, что современные политические партии вызревали в сложных условиях глубокого подполья и постоянной конфронтации с государством и были втиснуты в узкие рамки уставов их движений, к которым они примыкали. Отсюда и отсутствие терпимости, лояльности к власти и политической гибкости. Многие до сих пор руководствуются лозунгом «Кто не с нами – тот против нас».

- Тогда возникает другой вопрос – а насколько те идеи, которые вынашивались в этих движениях, актуальны сегодня и могут ли они принести политические дивиденды?

Я думаю, что после революции всё вошло в нужное русло и развивается в правильном направлении. Многие лидеры и члены различных исламских движений поняли, что это для их же пользы повернуться лицом в сторону государства и начать сотрудничать с другими положительными силами ради общего блага и что, в конечном счете, именно такая позиция будет способствовать развитию исламского движения в стране. Некоторые же так и не пожелали распрощаться со стереотипами прошлого, им удобнее постоянно противопоставлять Ислам и государство, внутренний устав движения и современные реалии. К счастью, «Братья мусульмане» оказались не из их числа и первыми поняли, что нужно что-то менять. Поэтому из лона «Братьев мусульман» возникло много различных организаций и партий, которые во второстепенных вопросах могут не соглашаться с некоторыми позициями движения, при этом чётко сознавая, что двигаются-то они всё равно в одну сторону.

- То есть вы считаете, что настало время исламским движениям переориентировать свою работу.

После революции всё началось, по сути дела, с нуля. Мы стали сознавать, что слепая приверженность тому курсу, который был определён десятилетия назад в совершенно других условиях, не принесёт никаких политических дивидендов. Пришло время осознать, что мы всего лишь часть нового египетского общества, от благополучия которого будет напрямую зависеть и наше благополучие.

- А вы не боитесь того что в дальнейшем может возникнуть противостояние между исламским движением и политической партией примыкающей к ней? Ведь однажды может получиться так, что начнётся расхождение между партией преследующей политические выгоды и морально-нравственными установками движения.

Как бы там не было, но формирование партий на основе исламских движений является необходимым шагом для достижения целей. Давайте отталкиваться от обратного - в Египте в течение долгого времени исламские движения были практически отстранены от участия в политической жизни страны и лучше от этого никому не стало. Конечно же, трудно сохранить баланс, формируя программу партии, при этом оставаясь в рамках установок движения, которому отводится роль координирующего органа. Для того чтобы интегрироваться в политическую жизнь страны и добиться успеха на этом поприще исламским движениям нужно соблюсти следующие три условия. Во-первых, отказаться от практики идеологического давления и принуждения к своей точке зрения и не использовать религию как некое оружие, направленное против своих оппонентов; во-вторых, постепенность движения к своей цели, с оглядкой на современные тенденции; в-третьих, перестать думать о себе как об избранных и не загонять самих себя в изоляцию, а идти навстречу другим и не бояться сотрудничества со своими оппонентами.

- Парадокс, но те, кто прошёл школу братьев мусульман, как некоторые зарубежные политические партии и организации, уже давно признали за женщинами и коптами-христианами полные политические права. И только в лагере египетских «Братьев мусульман», которые всегда были донорами свежих и новаторских идей, до сих пор нет согласия в этом вопросе. В чём причина такого отставания во взглядах?

Всё дело в том, что египетские «Братья мусульмане» в массе своей неоднородны.
Когда Египет находился во власти вражеской оккупации в период до 1952 года, они вели вооруженную борьбу с англичанами и королевским режимом, охранявшим интересы британской короны на Ближнем Востоке. В дальнейшем это поколение «Братьев» сформировало новую политическую элиту АРЕ. Затем появилось другое поколение, которое подверглось жёстким репрессиям в 1965 году. Многие из них провели долгие годы в застенках тюрем. Они разочаровались в идее исламской республики и в возможности мирных преобразований, потеряли всякое доверие к государству и политическим институтам. И к тому же совершенно не были способны к тому, чтобы найти общий язык с теми «Братьями», взгляды которых сформировались в 70-е годы во времена правления Анвара Садата и которые всегда были готовы идти навстречу всему новому. К сожалению, так получилось, что идеи семидесятников так и не прижились в Египте, но зато «просочились» в другие мусульманские страны, где и заложили фундамент для развития новой мусульманской мысли и новых прогрессивных движений. Братья мусульмане за рубежом созрели интеллектуально и политически – это и многие исламские деятели и партии в Тунисе и «Партия справедливости и развития» во главе с Эрдоганом в Турции и Тураби в Судане.

- Какой вариант развития ближе к «Партии Возрождения» - тунисский или же турецкий?

В каждой из мусульманских стран своя специфика развития исламского движения. Нам, конечно же, ближе тунисский вариант. Нас объединяет много общего – это и арабская культура, менталитет и многое другое. «Партия справедливости и развития» формировалась в суровой борьбе с секуляризмом и, конечно же, это не могло не наложить определённый отпечаток на их развитие.

- Что вы можете сказать об участии коптов в политической жизни страны?

«Коптский вопрос» очень сложный, требующий осторожного подхода и тщательного анализа. Ведь дело даже не в том - насколько они должны быть задействованы в политической жизни страны, а в том - насколько они сами готовы к этому. То, что мы сейчас наблюдаем, а именно нежелание интеграции коптов в новое египетское общество со стороны многих церковных деятелей, не приведёт ни к чему хорошему. Нельзя сосредотачивать своё внимание только на религиозных правах – это в дальнейшем может привести к ещё большему разделению в обществе. Здесь важно не поддаваться влиянию извне и понять что все мы – и мусульмане, и христиане – египтяне, соотечественники. Позиция нашей партии однозначна – неважно кто ты, какую религию исповедуешь, а важно то, насколько ты можешь быть полезен обществу. Все имеют абсолютно равные права и другой точки зрения в этом вопросе и быть не может.

- Положение женщины в арабских странах оставляет желать лучшего.

Это, конечно же, не следствие исламской традиции, и даже не арабской. Увы, в последние столетия в арабских странах серьёзно нарушались права всех социальных групп. В период бесправия и угнетения больше всего страдают наиболее уязвимые и слабые члены общества. Свобода и справедливость – это то, что поможет женщине почувствовать себя полноправным гражданином своей страны.

- Насколько сегодня актуальна идея воссоздания исламского (всемирного) халифата, особенно в свете тех изменений, которые на данный момент переживает арабский мир?

Идея воссоздания исламского халифата давно изжила себя. Сейчас с этой идеей носятся только недальновидные люди, которые хотят повернуть колесо истории вспять и отвлечь мусульман от реальных проблем Уммы. Таким образом, они только тормозят развитие исламского движения. Раньше, когда оно находилось в глубоком подполье, эта идея носила объединительный характер. К тому же, чем меньше шансов осуществить поставленные цели, тем более утопический характер они приобретают. Теперь же совсем другие приоритеты. Мы сегодня наблюдаем тенденцию объединения арабских стран в некий союз наподобие европейского.

Перевел Арслан Тимербулатов специально для Ансар.Ru



5 комментариев


  1. нуретдин
    (19.11.2011 18:15) #
    0

    халифат непременно,будет,Инша Аллах,поистине Аллах не нарушает обещаний,покояние 9:32-33
    32. Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и
    завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим.
    33. Он - Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной
    религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это
    ненавистно многобожникам.

  2. (21.11.2011 12:30) #
    0

    идея халифата ,отдаляет мусульман от реальных проблем?????да мусульмане живите по демократии,на проценты,снимайте платки в учебных заведениях,пусть вас оскорбляют непристойными словами,нам уже не привыкать,отправляйте деньги в Сомали,трудитесь,живите по тем законам которые ежемесячно придумывают люди,которые потом всю жизнь вносят туда поправки!!!!!!!!и решайте все эти"реальные Проблемы",у вас столько дел.НАША ЦЕЛЬ ДОВОЛЬСТВО ВСЕВЫШНЕГО,ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛНЕНИЕ ВСЕХ ЕГО ЗАКОНОВ,ДЛЯ ЭТОГО ДОЛЖНО БЫТЬ ИЛСАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО.ГДЕ БУТУТ ИСПОЛНЯТСЯ ТЕ ЗАКОНЫ,КОТОРЫЕ САМ НАШ СОЗДАТЕЛЬ ИХ ПРЕДПИСАЛ,ТАМ ЖЕ БУТЕТ ПРОИХОДИТ ЗАЩИТА ГРАЖДАН,КАК МУСУЛЬМАН,ТАК И НЕ МУСУЛЬМАН,РАВНЫЕ ПРАВА.

  3. Гость
    (22.11.2011 23:12) #
    0

    И это существо является лидером исламской партии?
    Или он считает,что подобным высказываниями введет иноверцев в заблуждение,чтобы переиграть их?
    У него на первом месте политическая выгода,как он сам признается,а не Ислам.
    Он настолько неграмотен в Исламе или отвергает слова пророка(мир и благословение ему),который передал нам что будет всемирных Халифат завершением истории человечества и это в достоверных источниках.Не зря их партия постоянно раздробляется,может в этом их главная функция.

  4. Муслим
    (28.11.2011 22:37) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  5. (04.12.2011 15:42) #
    0

    Идея воссоздания исламского халифата давно изжила себя. Сейчас с этой идеей носятся только недальновидные люди, которые хотят повернуть колесо истории вспять и отвлечь мусульман от реальных проблем Уммы.

    это он кого отсталым и изжившим свое назвал??? Аллах Субханаху уа Тааля дал руководство до Судного дня,вот он ляпнул. Сам от Уммы отстал,аузубалляхи минашайтани роджим.

  6. (04.12.2011 15:44) #
    0

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
    «Прибудет среди вас пророчество, которое будет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать его и уберет. Затем прибудет Халифат по методу пророчества, который будет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать его и уберет. Затем прибудет монархия, которая прибудет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать ее и уберет. Затем прибудет тирания, которая прибудет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать ее и уберет. Затем прибудет Халифат по методу пророчества» и после этого Пророк (с.а.с.) замолчал»
    (Вывел Имам Ахмад достоверной цепочкой от Хузайфы)