"Портал-Credo.Ru": Харун, кто, по-Вашему, стоит за убийством шейха Саида-афанди Чиркейского?
Харун Сидоров: Я сторонник того, чтобы не упрощать там, где сложно, и не усложнять там, где просто. Сложно было в Татарстане, где, с одной стороны, шла серьезная внутри- и околоклановая борьба вокруг ДУМ РТ, с другой стороны, никогда не было и нет оформленного мусульманского подполья.
Поэтому взятие на себя тамошних убийств и покушений человеком, называющимся "амиром Мухамедом" (мусульманин бы сказал "Мухаммад", а не "Мухамед"), с множеством ляпов и нестыковок в его речи, изначально никем серьезно не воспринималось и производило впечатление операции прикрытия.
В Дагестане же ситуация другая – есть годами отлаженное, хорошо структурированное салафитско-джихадистское подполье со своей идеологией, структурой управления и кадрами. Сейчас все внимание приковано к нему: возьмут салафиты на себя ответственность, и все переводы стрелок с них на кого-то еще будут выглядеть трагифарсом, нет – тогда это будет поводом рассмотреть разные конспирологические сценарии.
- Какими, на Ваш взгляд, могут быть последствия того и другого варианта?
- Если они ее на себя не берут, то все подозрения, конечно, падают на третью силу - ту самую, которая, по общему мнению, стоит и за раскачкой ситуации в Татарстане. В пользу этого говорит, прежде всего, то, что в Дагестане наметился очень перспективный процесс суфийско-салафитского замирения, который с суфийской стороны был одобрен шейхом Саидом-афанди.
Если же салафито-джихадисты берут ответственность на себя, то, на мой взгляд, это должно привести к самым радикальным сдвигам в политике суфийских сообществ, причем не только в Дагестане, но и на Кавказе. Больше того, здесь Кавказ уже будет частью общемирового противостояния.
- Что Вы имеете в виду?
- За последние несколько месяцев воинствующие ваххабиты, те, кого мы называем "бешеными" или хариджитами, объявили неприкрытую войну суфизму и традиционному исламу во всем мире. Причем, речь идет не о фарсе так называемого "российского традиционного ислама" в понимании силантьевых, амелиных и иже с ними, а о реальном, суннитском традиционном исламе, который включает в себя ашаритско-матуридитскую школу вероубеждения, четыре классических мазхаба права и следующие им суфийские тарикаты.
Так вот, за последние несколько месяцев хариджиты по всему исламскому миру осуществили ряд святотатственных акций вроде разрушения гробниц праведников и разорения древнейшей библиотеки классической исламской литературы на Мали, уничтожения коранической школы, завии и мечети суфиев в Ливии и, наконец, чудовищное, уже за гранью воображения кощунство – похищение из могилы тела Ахмада Зарука, ученого, которого называют "имамом Газали всего Магриба"!
То есть, по сути, традиционному исламу раз за разом бросаются открытые и наглые вызовы, ответ на которые требует со стороны его последователей жесткой мобилизации и контрмер, причем в общемировом масштабе.
Если говорить о России, мы видим, что на русском языке также действуют информационно-идеологические центры, которые активно поддерживают именно эту воинствующе антисуфийскую линию, то есть не просто критикуют суфиев, как умеренные салафиты, а призывают к разрушениям центров и святынь, уничтожению суфийских шейхов и их последователей. И в том случае, если сейчас вооруженное подполье возьмет на себя ответственность за убийство шейха Саида, можно уже с уверенностью говорить, что именно эта идеология окончательно стала официальной и господствующей идеологией кавказских джихадистов.
- Каким может быть ответ суфиев на этот вызов?
- Адекватный ответ на это был дан, например, суфиями Сомали, которые сформировали вооруженные бригады "Ахль Сунна валь Джама’а" и взяли под контроль ряд территорий Сомали, войдя в соглашение с правительством Шарифа.
Если посмотреть на Кавказ, то, нравится это кому-то или нет, но единственным лидером, которому удалось установить прочный контроль над населенной суфиями территорией, является Рамзан Кадыров. Сегодня уже можно констатировать, что официальная дагестанская власть не только кому-то, но и сама себе не может гарантировать безопасность. Банкротом, причем в глазах значительной части традиционного мусульманского сообщества ингушей, является и московский наместник Евкуров. Только Кадырову, по сути, удалось создать реально автономную структуру в отношениях саттелита, а не чиновника-исполнителя с Москвой, ядром которой являются чеченские мюриды и знаменем которой является национально-религиозная идеология.
Мне кажется, если события и дальше будут развиваться в таком русле, то у суфиев на Кавказе вне Чечни будет только одна возможность защитить свое право на существование: самоорганизовываться, выходить напрямую на Рамзана Кадырова и формировать общими усилиями с ним единый фронт мусульман-традиционалистов Кавказа.
- Возможен ли при таком сценарии какой-то диалог между суфиями и салафитами на Кавказе?
- Я думаю, это целиком зависит от того, сумеют ли мирные, умеренные салафиты отмежеваться от бешеных. Если да, то для таких мест как Дагестан, где салафитское течение уже достаточно прочно укоренилось, я лично сторонник ливанской модели сосуществования и баланса разных общин, социального договора, в основе которого взаимное ненападение. Однако высок риск того, что при реальном навязывании своей повестки бешеными умеренные салафиты в лучшем случае будут восприниматься как статисты, осуждения и призывы которых ни на что не влияют, а в худшем случае как массовка и группа прикрытия бешеных. Этого бы очень не хотелось, по крайней мере, я сторонник грамотной реинтеграции вменяемых салафитов в общесуннитское поле и готов, чем могу, содействовать этому.
Беседовал Александр Солдатов