Республика может оказаться втянутой в пучину суннитско-шиитского противостояния, разжигаемого на Ближнем Востоке
В принципе, убийства силовиков на Кавказе событие такое же будничное, как и спецоперации по ликвидации боевиков. Но одно происшествие привлекло особое внимание экспертного сообщества – обстрел прихожан шиитской мечети в Хасавюрте. 18 августа двое неизвестных в масках вошли в храм и открыли огонь по молящимся. В результате акции восемь человек получили огнестрельные ранения, один из раненных впоследствии скончался.
Первая версия силовиков и, наверное, окончательная: нападения организовали боевики исламского подполья. По мнению кавказского эксперта Руслана Курбанова, с одной стороны, боевики пытаются зачистить все религиозное пространство Дагестана от сектантов или отклонившихся от чистого ислама в их представлении групп и движений. С другой стороны, в последнее время в Дагестане и соседнем Азербайджане были созданы предпосылки для конфликта между салафитами и шиитами.
“В Азербайджане идет тихое поддавление суннитской общины, – говорит Руслан Курбанов. – В районах, где проживает суннитская община, в основном это представители дагестанских этносов – лезгины и аварцы, периодически проводятся спецоперации, задерживаются лидеры местных общин той или иной степени радикальности, были попытки закрытия суннитских мечетей.
Тем не менее, в Северном Азербайджане, где живут сунниты, идет сильное распространение салафитской версии ислама. С другой стороны, в южном и других районах Дагестана нарастает шиитская экспансия, за которой стоит Иран.
До меня доходила информация, что Иран пытается укрепить шиитские позиции в Дагестане: завозит грузовиками литературу, поддерживает тесные связи с местными политиками, выкупает земли в приморской полосе и уже как бы шагает за пределы традиционного ареала обитания шиизма на юге Дагестана.
Все это не может ни нервировать представителей салафитской общины и лидеров боевиков, поскольку они рассматривают шиизм как опасное заблуждение”.
Многие эксперты высказывают опасения, что территория этого нового конфликта (конечно, если нападение на мечеть в Хасавюрте можно считать началом открытого конфликта между шиитами и салафитами) распространится на Азербайджан и Россию. Как в сообщающихся сосудах, с сопредельных территорий будут поддерживаться ресурсы противоборствующих сторон.
По мнению ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Артема Улуняна, Россия и Азербайджан становятся частью глобального политического противостояния в исламской умме между шиитами и суннитами – это противоречие распространено на территории Магриба и Среднего Востока, теперь оно пришло в Россию и страны СНГ:
“Политически оформленные элиты арабских государств достаточно болезненно воспринимают факт возможного распространения влияния Ирана, и в данном контексте события, происходящие там, так или иначе, уже влияют на ситуацию, гораздо близкую к территории Российской Федерации и стран СНГ. В данном случае, мне кажется, не следует говорить о том, что кто-то специально пытается раздуть этот конфликт.
Речь идет о попытках суннизма не допустить распространения шиизма, и обстоятельства говорят о том, что наиболее радикально настроенные элементы стремятся очистить ислам от всех наслоений, как им кажется, на том же Северном Кавказе”.
Впрочем, Руслан Курбанов не исключает, что нападения на мечеть – это провокация третьей силы, как это было в Ираке, когда провокаторы со светской мотивацией организовывали нападения на мечети шиитов и суннитов, стравливая их между собой:
“Я не исключаю, что существуют силы в Дагестане и вокруг него, жаждущие разжечь гражданский конфликт с целью ослабить исламский вектор, который здесь набирает обороты очень сильно, поскольку здесь мусульмане, в первую очередь салафитские мусульмане, превратились в очень серьезную общественную и политическую силу, с которой вынуждены считаться руководители республики.
Я не говорю, что за этим стоят власти, но в России ведь достаточно сил, работающих с нарушением законов в очень серых зданиях, которым не нравится укрепление исламской общины в Дагестане”.
Бедные кавказцы, едва освоившие азы религии после падения советского режима, наверное, были бы счастливы остановиться на этом простом согласии с Богом… Теперь они вынуждены погружаться в теологию и хитросплетения восточной политики, чтобы осмыслить местные полицейские хроники. Вот такая глобализация.