Гримасы традиционности

Спекуляции вокруг направлений кавказского ислама осложняют ситуацию в регионе

Одним из основных нервов религиозно-политического конфликта в Дагестане и на всем остальном Кавказе явился жестокий спор о том, какая из версий ислама являлась для региона традиционной, а какая чуждой... Какая имеет право на существование, а какая – нет... Вообще, традиционность того или иного религиозного направления для российского общества – достаточно спорный вопрос, окончательный ответ на который еще никто из российских специалистов не решался дать. Сложность вопроса – в определении четких критериев традиционности или нетрадиционности того или иного течения.

Любому исламоведу очевидно предельное разнообразие форм ислама на российских просторах, который на первом уровне делится на два крупных региональных условных подвида – «кавказский» и «татарский». Далее, внутри каждого из этих подвидов существует также довольно сложное дробление – на мазхабы (правовые школы), тарикаты (духовные ордена), манхаджи (методологические школы) и т. д.

Только в Дагестане, к примеру, традиционно еще до революции существовали, по крайней мере, четыре крупных исламских течения внутри суннитской версии – суфизм (представленный тремя тарикатами), школа мусульманских правоведов шафиитской школы, салафийя (возрожденная здесь еще в XVII веке), рационалистическое реформаторство (возникшее под влиянием идей европейского Просвещения).

Какое из них считать более традиционным для Дагестана, а какое менее – утверждать не возьмется никто. Попытки же одного направления навязать всему Дагестану свою версию ислама после краха СССР привели в республикe к религиозно-политической розни, не утихающей и по сей день. Государство в этом диспуте религиозных общин совершило ошибку – вместо того, чтобы дистанцироваться от внутрирелигиозной борьбы, удерживая ее в рамках закона, оно грубо вмешалось в это противоборство и фактически дискредитировало себя в глазах многих верующих.

На общероссийском уровне на волне клерикализации российского общества и власти в публичном пространстве начали все чаще озвучиваться тезисы об определении степени традиционности мусульманских общин и направлений в зависимости от их лояльности Русской православной церкви. Подобные мысли не новы и не оригинальны – они были актуальны еще в дореволюционный период господства православия в государственной идеологии.

К примеру, в середине XIX века известный теоретик и практик христианизации мусульманских и языческих народов Поволжья Николай Ильминский так описывал образ приемлемого для империи муфтия и его единоверцев: «Для нас вот что подходящее было бы: чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернаторов, но и всякого столоначальника».

Причем сам Ильминский был секретарем (что-то вроде главного помощника-куратора) при главе Магометанского духовного собрания Мухамедъяре Султанове. Это примерно так же, если бы сегодня секретарем главы российских мусульман Равиля Гайнутдина был одиозный полоскатель «грязного белья» российского ислама Роман Силантьев.

Кстати, именно Силантьев, руководитель аналитического центра при Отделе по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата РПЦ недавно прямо поставил традиционность того или иного направления российского ислама в прямую зависимость от лояльности Православной церкви.

Подобные эксперименты им упражнения над российским исламом будут продолжаться до тех пор, пока сами мусульманские лидеры не преодолеют внутренние разногласия, пока они не прекратят бесплодные и вредные споры о традиционности и чуждости, пока они не предложат обществу свою консолидированную позицию по данному вопросу.

Руслан КУРБАНОВ - Руководитель Экспертного Совета Рабочей группы ОП РФ по Кавказу



43 комментариев


  1. Haqiqat
    (02.10.2011 23:37) #
    0

    V islam netu traditsionogo I netraditsionaga I khvatit uzh ti salafit ti vakhabit ti hanafid I posl etogo eshyo a kakoy edinenie edyot rech esli eti besmislenie spori prekratit i v mesta etaga nuzhna abyedititsa nad simvolam musulmanin I otklanitsya at etikh Sporov i bit talerantnim mezhdu bratyami musulman pervi ochered. Nuzhna sechas uzh nachinat !

  2. Семитский варвар
    (02.10.2011 23:52) #
    0

    Подобные эксперименты им упражнения над российским исламом будут продолжаться до тех пор, пока сами мусульманские лидеры не преодолеют внутренние разногласия, пока они не прекратят бесплодные и вредные споры о традиционности и чуждости, пока они не предложат обществу свою консолидированную позицию по данному вопросу.
    =
    Золотые Слова!

  3. усман
    (03.10.2011 05:28) #
    0

    Даже звери всех мастей сбиваются в одном месте и не трогают друг друга перед лицом опасности как наводнение или пожар! а мусульмане перед лицом врагов ислама позволяют себе разборки кто есть кто среди своих...

  4. Правдолюб
    (03.10.2011 10:51) #
    0

    Для того, чтоб объединится, надо очистить ислам от ширка и многих ересей, которые сегодня представлены в большом количестве в разнообразных течениях. Как вы представляете единство, например, суннита, покорного одному лишь Аллаху, и суфиста, поклоняющегося могилам всяких там Афанди? Или, например, единство ханафита и шиита-имамита, который пожирает землю с могилы Хусейна радиАллаху анху? Мушрик и муслим - не братья друг другу. Сначала необходимо привести их к пути истины, и только потом объединят

  5. Правдолюб
    (03.10.2011 10:52) #
    0

    Поправьте меня, если я не прав.

  6. rasdag
    (03.10.2011 14:58) #
    0

    Правдоруб пока мы будем очишать ислам от ереси, как ты это называешь, то пройдет 500 лет. Не надо обращать внимание на мелочи, то что суфист ходит на какие то могилы или еще что то, не делает их немусульманами. И это главное. Вырастет новое поколение более образованное, и тогда все наладится, а со стариками спорить без толку, пуст умирают со своим мнением, их не переубедить.

  7. Haydar
    (03.10.2011 17:17) #
    0

    rasdag
    "пусть умирают со своим мнением, их не переубедить."

    +100500 только пусть своей смертью умирают, а не от рук "очистителей" ислама.

  8. Семитский варвар
    (03.10.2011 22:38) #
    0

    Хайдар, ты старикам смерти желаешь?)

  9. Правдолюб
    (04.10.2011 00:15) #
    0

    rasdag (03.10.2011 14:58)
    "Не надо обращать внимание на мелочи, то что суфист ходит на какие то могилы или еще что то, не делает их немусульманами".

    Ты такие выводы делаешь, обладая знанием или как? Знаешь ли ты, брат, что ширк - самый страшный грех, и что он выводит из Ислама. Знаешь ли ты, что Аллах все прощает, кроме ширка?
    Насчет стариков ты пишешь "пусть умирают со своим мнением". Дозволяя запретное и не порицая его, мы сами рискуем угодить в Ад, так что я с тобой категорически не согл

  10. Правдолюб
    (04.10.2011 00:16) #
    0

    Дозволяя запретное и не порицая его, мы сами рискуем угодить в Ад, так что я с тобой категорически не согласен. А ты сам, пожалуйста, объединяйся с кем хочешь, хоть с кафиром, хоть с хариджитами - дело твое. Ответ перед Аллахом.

  11. Правдолюб
    (04.10.2011 00:21) #
    0

    Haydar (03.10.2011 17:17)
    +100500 только пусть своей смертью умирают, а не от рук "очистителей" ислама.

    Правильно. Нужно призывать добрым словом и с открытым сердцем, как учил Пророк саллаллаху алейхи ва саллям. Очищать Ислам от ширка нужно методом дагвата, а не путем кровавой резни, как в Дагестане. Но стоять и чго-то ждать мы не в праве. Вспомните хадис про деревню с мушриками и одним мусульманином, которую ангелам было велено стереть с лица земли.

  12. Шиит
    (04.10.2011 04:37) #
    0

    Внутри суннитского Ислама никогда не будет согласия. Как могут объединиться т.н. салафиты и суфии? Это абсурд, потому что они проповедуют совершенно противоположные версии "Ислама".

  13. Шиит
    (04.10.2011 04:42) #
    0

    Могут сближаться только шииты и умеренные сунниты (ханафиты, шафииты и маликиты).

  14. Муслим
    (04.10.2011 09:10) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  15. Муслим
    (04.10.2011 10:20) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  16. Муслим
    (04.10.2011 10:36) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  17. Муслим
    (04.10.2011 12:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  18. Джамиль-Николай.Северный Кипр.
    (04.10.2011 13:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  19. Джамиль-Николай Бахчисарай.
    (04.10.2011 13:33) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  20. Джамиль-Николай Бахчисарай.
    (04.10.2011 13:36) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  21. Джамиль-Николай.Северный Кипр.
    (04.10.2011 13:42) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  22. Муслим
    (04.10.2011 13:46) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  23. Муслим
    (04.10.2011 13:49) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  24. Джамиль-Николай
    (04.10.2011 13:51) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  25. Муслим
    (04.10.2011 13:55) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  26. Муслим
    (04.10.2011 13:56) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  27. Муслим
    (04.10.2011 13:56) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  28. Муслим
    (04.10.2011 13:58) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  29. Муслим
    (04.10.2011 15:14) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  30. Муслим
    (04.10.2011 15:14) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  31. Муслим
    (04.10.2011 15:42) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  32. Муслим
    (04.10.2011 15:42) #
    0

    Мой пост сто раз удаляли, но я его скопировал и буду писать и писать. Видимо, в руководстве сайта Ansar.ru есть шииты. Правда, как грицца, глаза колет.<br />

  33. Муслим
    (04.10.2011 15:42) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  34. Муслим
    (04.10.2011 16:03) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  35. Муслим
    (04.10.2011 16:03) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  36. Муслим
    (04.10.2011 21:40) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  37. Муслим
    (04.10.2011 21:41) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  38. Казахстан
    (04.10.2011 22:00) #
    0

    Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все (члены) моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?» Он сказал: «Кто будет повиноваться мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушается меня, тот откажется». Аль-Бухари
    meshet.kz

  39. Шиит
    (04.10.2011 22:03) #
    0

    Новый бред видумали, нормальные шииты никакую землю не едят, а если такое кто-то делает, он заблудший. Ни один из наших муджтахилов не говорит, что надо землю есть или можно. ))) Что касается могил, все сунниты, кроме вахом, посещают их. Вахи и суфии это зеркальное отражение друг друга - две крайности.
    Что касается шиитов, они признаны подавляющим большинство суннитов, как муслимы, нет ни одного известного суннитскуго ученого, который сказал, бы что шииты исна ашарийя это не муслимы. Аль-Азхар

  40. Шиит
    (04.10.2011 22:08) #
    0

    Аль-Азхар включил обучение шиитскому мазхабу в свою программу и так далее.

  41. Суннит
    (04.10.2011 22:21) #
    0

    Шииты имамиты или исна аш’ария – это группа, у которой множество названий – если мы скажем о них «рафидиты», то это те, кто отвергают (рафада) первых двух праведных халифов – Абу Бакра Ас-Сиддика и Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен ими Аллах) – поносят и оскорбляют большинство сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Если мы скажем о них «шиа» (группа), то это та группа, которая относит себя только к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах).

  42. Суннит
    (04.10.2011 22:22) #
    0

    Если мы скажем о них «исна ашарийя», то это по причине их убеждения относительно двенадцати имамов, последний из которых – Мухаммад ибн Хасан Аль-Аскари – был якобы вознесен на небо. И если мы скажем о них «имамия», то это по причине того, что они сделали веру в имамов одним из столпов Ислама. И если мы назовем их «джафария», то они относят себя к имаму Джафару Ас-Садику, шестому имаму, который был из великих ученых своего столетия, и к которому имамиты ложно относят свой мазхаб.

  43. Суннит
    (04.10.2011 22:26) #
    0

    Скажи мне, шиит, ты кто из них? И еще: ответь мне, кто из шиитских учёных является для тебя авторитетом? А? Скажем, аятолла аль-Хомейни для тебя авторитет?

  44. Муслим
    (04.10.2011 22:47) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  45. Муслим
    (04.10.2011 22:54) #
    0

    Али ибн Абу Талиб (р.а.) сказал: «После нас придут те, кто присвоят себе нашу любовь, и будут лгать на нас; они еретики и отступники, и отличаться они тем, что будут ругать Абу Бакра и Умара».
    От Амра ибн Галиба передается о словах Аммара ибн Ясира (р.а.): «Один человек поносил Аишу перед Аммаром, и тот сказал: «О обезображенный Аллахом! Как ты смеешь поносить любимицу Посланника Аллаха?!». Сейчас все шииты оскорбляют и поносят Аишу.

  46. Семитский варвар
    (04.10.2011 23:05) #
    0

    Ассаламу алейкум уа раhматуЛлаhи уа баракатуhу!!!!!

    Братья!

    А разве подобный тон ведения Богословских диспутов не вызывает улыбки на кафирских лицах?

  47. (04.10.2011 23:15) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  48. Муслим
    (05.10.2011 00:05) #
    0

    И шииты, и суфии, и ваххабиты - все они сектанты.
    Твоя фраза "многие шииты не называют мусульман джахилями и бидатчиками" вызывает улыбку. Редкий шиит удержится, чтобы не кинуть хулу в сторону "вахов". "Вахами" они именуют саудитов, что симптоматично, ведь там царит Сунна, а не куфр и ширк, как в Иране. Шииты на протяжении всей истории убивали и пакостили суннитам, прочитай историю, baklava. Вот потом поговорим. Хадисы без иснада и вообще выдуманные хадисы - прерогатива шиитов, любят они ложь..

  49. Haydar
    (05.10.2011 00:46) #
    0

    Сауды на протяжении всей истории убивали и пакостили суннитам, прочитай историю, Муслим. Вот потом поговорим. Хадисы без иснада и вообще выдуманные хадисы - прерогатива саудов, любят они ложь..

    Муслим, ничо не замечаешь? Вот так каждому течению подставили врага. И как будто все верно.

    А результат какой?

  50. (05.10.2011 00:51) #
    0

    Я сам этих вахов не люблю)тут один всю умму обвинил в джахилии и бида,еще и приписал к своему нику ''саляф''.
    Насчет саудовской аравии ты зря так пишешь,там царит не только сунна,и это всем давно известный факт.
    Хочу высказать своё личное мнение,надеюсь оно не будет противоречить Корану и сунне,если что поправьте,желательно с далилями-
    человек считающий себя мусульманином(то есть признающий 6 условий)не делающий явного ширка,не обвиняющий мусульман в джахилии бида итп,призывающий к объединению,при этом соблюдая рамки шариата,для
    меня будет братом мусульманином,вне зависимости от его каких либо взглядов,не совпадающих с моими взглядами.
    И насчет убийств суннитов шиитами в прошлом-я очень сильно сомневаюсь что шиит который пишет здесь как то причастен к этим убийствам,дети не должны отвечать за ошибки отцов,это бред.

  51. Haydar
    (05.10.2011 00:56) #
    0

    baklava
    +100500

  52. Муслим
    (05.10.2011 00:57) #
    0

    Haydar
    Ты наверно и прав, что не стоит ссориться нам между собой, сунниты и шииты. Но в большинстве своём шииты совершают куфр и ширк, и делают еще много мерзких деяний, о чем мне даже написать противно. Поэтому я считаю, что объединяться с ними вредно и опасно. Тем более, если вспомнить, как они вероломно предавали Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и воевали против них, как проклинают праведных халифов...

  53. Haydar
    (05.10.2011 01:04) #
    0

    Муслим, брат, пойми,- Хусейн знал, что они убили его отца, и все равно поехал к ним, понимаешь, он надеялся, что они встанут на прямой путь.
    И нам надо также...
    ИншаАллах, что-то хорошее получится.

  54. Муслим
    (05.10.2011 01:10) #
    0

    Это была ошибка Хусейна, но на то была воля Аллаха.
    Но стоит ли повторять исторические ошибки и безоговорочно доверять тем, кто в основу веры ставит явный ширк (это факт!)? Ответь мне, брат! Может, стоит немного смотреть, с кем объединяться?

  55. Haydar
    (05.10.2011 01:13) #
    0

    а тогда нас поодиночке раздавят. Сам же понимаешь, всегда будет что-то мешать объединиться.

  56. СУННИТ (НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ ! ХАНАФИ МАСХАБ)
    (05.10.2011 03:15) #
    0

    --- ВАЖНЫЙ МОМЕНТ ! СОПЕРНИЧЕСТВО ! МЕЖДУ ПЕРСАМИ И АРАБАМИ ,ДУМАЮ В ЭТОМ ВСЕ ДЕЛО ,ОТСЮДА ВСЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ МЕЖДУ АРАБАМИ БОЛЬШЕ НЕДОВЕРИЯ ЧЕМ МЕЖДУ ПЕРСАМИ .ЕСЛИ СМОТРЕТЬ В ЭТОЙ ПЛОСКОСТИ ТО СИТУАЦИЯ СТАНОВИТСЯ ЯСНЕЕ .

  57. Муслим
    (05.10.2011 09:50) #
    0

    В свое время персы (иранцы) были очень образованными. Со временем власть в Иране была захвачена шиитами, и постепенно начал насаждаться дин аль-батыйль. Дело не в противоречиях и недоверии между арабами и иранцами, дело в исламской акыйде. Могут быть социальные или еще какие противоречия, но в вероубеждении их быть не должно. А если смотреть акыйду различных шиитских сект, то там от ислама мало что осталось. А шииты-алавиты вообще превратили Ислам в полуязыческую-полухристианскую ересь...

  58. Муслим
    (05.10.2011 09:57) #
    0

    Haydar, суннитов много, шиитов мало. Согласен, у них есть мощь, даже свой центр - Иран, который готовиться стать ядерной державой. Но кто правит страной? Рафидит Ахмадинежад. Может ли он мирно сосуществовать с суннитами? Почитай про Иран, как там унижают и издеваются над суннитами, вешают, в тюрьмы сажают. Ты видел, чтобы где-то так шиитов обижали?
    Если мы объединимся с шиитами, нас еще быстрее раздавят. Они в первый же день сдадут нас яхудам и янки. Надо помнить историю ахль уль-бейта и Хусейн

  59. Фархад
    (05.10.2011 10:14) #
    0

    Ассаламу алейкум.Безусловно нам надо обьединяться.Поправляя ошибки друг друга,призывая к добруи взаимопониманию.Расскол авеличивалься оттого что "так называемые муллы и имамы",расспростроняли свое видение,и свою трактовку событий.И далеко не предвзятую.Но сейчас информация доступна всем,и путьем обсуждения можно придти к общему.Найти "общий язык",против общего врага.Да,и чем виноваты нынещнее поколение.Отвечаем ли мы сунниты -за Йазида,Язда и их "спецслужб"?,или мы шииты-за "предателей куфийцев"

  60. Муслим
    (05.10.2011 10:57) #
    0

    Фархад, ты тоже шиит? Субханаллах!
    Вопрос не в том, что мы за кого-то там отвечаем.
    Вопрос в вероубеждении. Когда какой-нибудь суннит указывает шииту, что он совершает ширк, шиит сразу же воспринимает это в штыки и в следующую секунду суннит для него уже не суннит, а "вахаббит". И откуда у шиитов кафирская привычка непотребно использовать благословенное имя Аллаха "Аль-Ваххаб", применяя его в негативном смысле? В этом шииты схожи с безбожниками.
    Ошибки надо поправлять. Вот бы еще шииты слушал

  61. Фархад
    (05.10.2011 11:45) #
    0

    Муслим,я не шиит.И не хочу себья прикреплять ни к каким течениям,партиям и тд.Для меня достаточно что я-муслим,Алhамдулиллаh!Думаю,я еще не сформировался полностью как мусульманин,в полном смысле этого слова.Пока еще преоблодают национальные чувства,и это меня гложет.Но стараюсь выстраивать по схеме :ЧЕЛОВЕК-МУСУЛЬМАНИН-НАЦИОНАЛЬНОСТЬ.Да простит меня Аллаh.

  62. Муслим
    (05.10.2011 11:58) #
    0

    Да поможет тебе Аллах в твоем пути и укрепит твою веру! Амин!
    Фархад, Альхамдулиллях, мы все мусульмане и живем по Корану и Сунне, поэтому и суннитами зовемся)) А ты кто по национальности, Фархад? Не даргинец?

  63. Фархад
    (05.10.2011 12:15) #
    0

    Джазакаллаhу хайран!Да будут все ишущие под милостью и покровительством Аллаhа!Омин.Муслим,по нации-я таджик.Думаю знания нам всем и суннитам и шиитам не хватает.А те кто ишет знания ,все приходят к Аллаhу.Хвала Аллаhу всех миров! Ассаламу алейкум ва Раhматуллоhи ва Баракотуh.

  64. Муслим
    (05.10.2011 12:56) #
    0

    Ва алейкум ассалам ва Рахматуллахи ва баракатуху!
    Фархад, у меня есть среди братьев таджики, они все говорят: имам Азам, имам Азам. Ни разу не слышал о таджике-шиите, это отлично, хотя, что прискорбно, суфизм у вас процветает.(((
    Ты прав, брат, знание - есть свет, невежество - тьма. Посмотри, как у вас в Таджикистане люди живут. Они унижены, им приходится приезжать в Россию на заработки, да еще и терпеть издевательства и насмешки "титульной нации". Поэтому НАДО получать знания об Исламе!

  65. Муслим
    (05.10.2011 13:04) #
    0

    Возможно я где-то ошибаюсь, проявляя нетерпимость к шиитам и суфиям, просто иногда душа болит, что наша умма так разобщена по всяким течениям, сектам и тарикатам. Хочется, чтобы все были едины, как когда-то, чтобы таджика, азери, татарина, узбека, киргиза не смел называть "чурками" какой-нибудь кафир. Чтобы нас, мусульман, уважали, и приходили в Ислам. Дагват надо делать мягко и терпеливо. Бе вазъи мулоим натавон баст рахи зулм, согласен со мной, брат?

  66. Фархад
    (05.10.2011 13:29) #
    0

    Муслим,Имам Аъзам(в таджикском произношении Эмоми Аъзам),если перевести,то-Великий Имам(предстоящий)-это кунья("прозвище") Абу Ханифы(р.а.).Таджики в основном из мазхаба Абу Ханифы(Эмоми Аъзам)(р.а.),но есть и шииты-смаилиты(около 100тыс.) живут в Припамирье.Суфизм у нас тоже насаждаеться так же как на Кавказе.И при том в какой то извращенной форме,ввиде полного подчинения эшонам,пирам...На счет унижения и работы в России,я бы не сказал что все так плохо.Аллаhу виднее.

  67. Фархад
    (05.10.2011 13:33) #
    0

    читать-...шииты-исмаилиты...

  68. Фархад
    (05.10.2011 13:35) #
    0

    Бале,бародар!