Али Мазруи: «Мусульмане США между евреями и чернокожими»

После атак 11 сентября по проблемам американских мусульман были проведены сотни и тысячи исследований и книг. Ознакомиться хотя бы с частью из них было бы для российских мусульман весьма полезным делом, поскольку многие из проблем американских мусульман идентичны российским.

Особенно полезно было бы ознакомиться с теми трудами, которые готовили авторы, реально разбирающиеся в проблемах мусульманской общины. Определенный интерес для российских мусульман могут представлять работы Али аль-Амина Мазруи, американского исламоведа кенийского происхождения.

Земляк Абу Обамы

Али Мазруи, как и отец Барака Обамы родился в Кении в 1933, и является почти его ровесником. Мазруи это довольно известный ученый и политический публицист на поле африканских и исламских исследований. Сегодня он является директором Института глобальных культурных исследований в Государственном университете Нью-Йорка в Бингамтоне.

После окончания школы кенийской Момбасе и получения степени магистра в Колумбийском Университете в Нью-Йорке, он успешно защитил докторскую диссертацию в Оксфорде.Предметом его научных исследований являлись политические процессы в Африке, международная политическая культура и политический Ислам.

Еще в начальный период своей научной карьеры он был критически настроен по отношению к так называемому «африканскому социализму» и всем разновидностям марксизма. Он выступал против попыток насаждения коммунистических идей и моделей в Африке, как и против западных колониальных попыток насадить в африканских государствах европейские модели государственности.

Кроме того Мазруи выступал за ревизию либерализма применительно к нуждам африканского континента и выдвигал уникальную идеологию «африканского либерализма». В то же самое время, он выступал с критикой современного мирового порядка. Он был убежден, что существующая капиталистическая система в огромной степени эксплуатирует африканский континент.

Также он был убежденным противником начала войны в Ираке, последовательным критиком израильской политики в отношении палестинцев. Мазруи был также первым, кто сравнил израильскую политику в отношении палестинцев с южно-африканской политикой апартеида.

В своих работах по политическому Исламу, последовательно отвергая насилие и экстремизм, Мазруи приветствовал многие идеи и мысли мусульманских политических мыслителей, направленные против империалистической политики западных стран. Он также утверждал, что Шариат не является чем-то несовместимым с демократией.

Иудео-африкано-мусульманская Америка

Довольно интересным является исследование Али Мазруи «Мусульмане между еврейским примером и опытом чернокожих», в котором он предпринимает попытку сравнить степень и модели интеграции в американское общество американских евреев, чернокожих и мусульман, а также сопоставить их политические позиции. Кроме того, он в этом исследовании делает много выводов, весьма полезных как для американских мусульман, так и для других мусульман, проживающих в качестве религиозных меньшинств в странах Запада.

Он, в частности, пишет, что борясь за самоопределение, американские мусульмане могут кое-что почерпнуть из опыта чернокожих и кое-чему поучиться у иудеев, которые также сталкивались с проблемой самоопределения. При этом, Мазруи отмечает, что стоит учитывать, что в аспекте идентичности иудеи и мусульмане являются взаимоисключающими категориями. Невозможно одновременно являться и иудеем и мусульманином.

А вот идентичности чернокожих и мусульман допускают совмещение. Ведь по меньшей мере треть всего мусульманского населения США представлена либо афроамериканцами, либо африканцами. Данное пересечение идентичностей, а также кажущаяся несопоставимость таких разных по природе общин, как объединенная более эническим происхождением, нежели религиозным, еврейская община, объединенная религиозной общностью мусульманская община, и объединенная расовой принадлежностью община афроамериканцев, делают исследование еще более интересным.

Политические позиции

Как утверждает Мазруи, по вопросу участия в политике иудеи и чернокожие придерживаются противоположных схем действия. Американских евреев можно назвать активнейшими участниками основных групп, задействованных в американском политическом процессе. Евреи участвуют не только в окончательном голосовании, но и на стадии подобора кандидатов для первичных выборов, в обсуждении вопросов текущей политики и в финансировании кандидатов и партий, на которые падает выбор.

Между выборами евреи также исключительно активны в политике, пытаясь влиять на политические решения Конгресса, Белого Дома и законодательных органов. По сравнению с евреями, по словам Мазруи, афроамериканцы относятся к наименее задействованной группе в политике американских избирателей. Большинство из них не верят ни в избирательный процесс, нив политическую систему в целом.

К тому же, как пишет автор, огромная часть афроамериканцев слишком бедна, чтобы читать газеты, разбираться в политических течениях и иметь достаточно свободного времени для политической деятельности. Что же касается американских мусульман, то Мазруи располагает их между этими двумя крайностями – массовым участием в политическом процессе иудеев и практическим неучастием в нем чернокожих.

Внешнеполитические противоречия

Мазруи отмечает, что в прошлом наибольшие эмоции вызывали у евреев и мусульман проблемы внешней политики. На американских выборах евреи голосуют отчасти исходя из того, какой из кандидатов отличается большей приверженностью государству Израиль. Американские же мусульмане эмоционально восприимчивы к таким внешнеполитическим проблемным полям, как Палестина, Кашмир, Иран, Афганистан и Ирак.

С другой стороны, афроамериканцев, на его взгляд, больше волнуют такие внутренние проблемы, как позитивное действие, школьные ваучеры, политика возрождения городов – начиная с социального обеспечения и кончая занятостью – а также расовая дискриминация в таких областях, как реализация законов и судопроизводство.

Таким образом, со слов Мазруи, в США евреи и мусульмане разделены главным образом по вопросам внешней политики. Они явно находятся по разные стороны палестинского конфликта, и шире, конфликта США с военно-политическими исламскими движениями. Афроамериканцы и мусульмане же объединены в отношении к проблемам расы и гражданских свобод.

Разные меньшинства

Как он образно описывает проблему, после 11 сентября 2001 года предрассудки типа «черный водитель» дополнились расизмом в отношении к «летающим мусульманам». Афроамериканцы, на его взгляд, в рамках американской системы не составляют коллективной ролевой модели. Афроамериканцы, являвшиеся в прошлом обездоленной массой, в рамках американского политического уклада представляют относительно маргинализированное меньшинство.

Что же касается евреев, то, благодаря успеху, завоеванному упорным трудом они в США представляют в американском политическом процессе меньшинство, облеченное властью. Что же до мусульман, то они желали бы походить на евреев по успешности, но не стремятся интегрироваться с ними. Но мусульмане и афроамериканцы США ищут подходы к созданию системы солидарности.

Мазруи подробно останавливает на том, каким образом эти меньшинства – евреи, чернокожие и мусульмане оказались на столь разных позициях и уровнях в общественной и политической системе США. Ведь, несмотря на все проблемы, американское общество было и еще долго будет оставаться одним из самых открытых в мире. Однако подробный разбор выкладов и выводов Мазруи – это уже тема отдельного материала.

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук



комментариев