Али Мазруи: «Мусульмане США между евреями и чернокожими»

После атак 11 сентября по проблемам американских мусульман были проведены сотни и тысячи исследований и книг. Ознакомиться хотя бы с частью из них было бы для российских мусульман весьма полезным делом, поскольку многие из проблем американских мусульман идентичны российским.

Особенно полезно было бы ознакомиться с теми трудами, которые готовили авторы, реально разбирающиеся в проблемах мусульманской общины. Определенный интерес для российских мусульман могут представлять работы Али аль-Амина Мазруи, американского исламоведа кенийского происхождения.

Земляк Абу Обамы

Али Мазруи, как и отец Барака Обамы родился в Кении в 1933, и является почти его ровесником. Мазруи это довольно известный ученый и политический публицист на поле африканских и исламских исследований. Сегодня он является директором Института глобальных культурных исследований в Государственном университете Нью-Йорка в Бингамтоне.

После окончания школы кенийской Момбасе и получения степени магистра в Колумбийском Университете в Нью-Йорке, он успешно защитил докторскую диссертацию в Оксфорде.Предметом его научных исследований являлись политические процессы в Африке, международная политическая культура и политический Ислам.

Еще в начальный период своей научной карьеры он был критически настроен по отношению к так называемому «африканскому социализму» и всем разновидностям марксизма. Он выступал против попыток насаждения коммунистических идей и моделей в Африке, как и против западных колониальных попыток насадить в африканских государствах европейские модели государственности.

Кроме того Мазруи выступал за ревизию либерализма применительно к нуждам африканского континента и выдвигал уникальную идеологию «африканского либерализма». В то же самое время, он выступал с критикой современного мирового порядка. Он был убежден, что существующая капиталистическая система в огромной степени эксплуатирует африканский континент.

Также он был убежденным противником начала войны в Ираке, последовательным критиком израильской политики в отношении палестинцев. Мазруи был также первым, кто сравнил израильскую политику в отношении палестинцев с южно-африканской политикой апартеида.

В своих работах по политическому Исламу, последовательно отвергая насилие и экстремизм, Мазруи приветствовал многие идеи и мысли мусульманских политических мыслителей, направленные против империалистической политики западных стран. Он также утверждал, что Шариат не является чем-то несовместимым с демократией.

Иудео-африкано-мусульманская Америка

Довольно интересным является исследование Али Мазруи «Мусульмане между еврейским примером и опытом чернокожих», в котором он предпринимает попытку сравнить степень и модели интеграции в американское общество американских евреев, чернокожих и мусульман, а также сопоставить их политические позиции. Кроме того, он в этом исследовании делает много выводов, весьма полезных как для американских мусульман, так и для других мусульман, проживающих в качестве религиозных меньшинств в странах Запада.

Он, в частности, пишет, что борясь за самоопределение, американские мусульмане могут кое-что почерпнуть из опыта чернокожих и кое-чему поучиться у иудеев, которые также сталкивались с проблемой самоопределения. При этом, Мазруи отмечает, что стоит учитывать, что в аспекте идентичности иудеи и мусульмане являются взаимоисключающими категориями. Невозможно одновременно являться и иудеем и мусульманином.

А вот идентичности чернокожих и мусульман допускают совмещение. Ведь по меньшей мере треть всего мусульманского населения США представлена либо афроамериканцами, либо африканцами. Данное пересечение идентичностей, а также кажущаяся несопоставимость таких разных по природе общин, как объединенная более эническим происхождением, нежели религиозным, еврейская община, объединенная религиозной общностью мусульманская община, и объединенная расовой принадлежностью община афроамериканцев, делают исследование еще более интересным.

Политические позиции

Как утверждает Мазруи, по вопросу участия в политике иудеи и чернокожие придерживаются противоположных схем действия. Американских евреев можно назвать активнейшими участниками основных групп, задействованных в американском политическом процессе. Евреи участвуют не только в окончательном голосовании, но и на стадии подобора кандидатов для первичных выборов, в обсуждении вопросов текущей политики и в финансировании кандидатов и партий, на которые падает выбор.

Между выборами евреи также исключительно активны в политике, пытаясь влиять на политические решения Конгресса, Белого Дома и законодательных органов. По сравнению с евреями, по словам Мазруи, афроамериканцы относятся к наименее задействованной группе в политике американских избирателей. Большинство из них не верят ни в избирательный процесс, нив политическую систему в целом.

К тому же, как пишет автор, огромная часть афроамериканцев слишком бедна, чтобы читать газеты, разбираться в политических течениях и иметь достаточно свободного времени для политической деятельности. Что же касается американских мусульман, то Мазруи располагает их между этими двумя крайностями – массовым участием в политическом процессе иудеев и практическим неучастием в нем чернокожих.

Внешнеполитические противоречия

Мазруи отмечает, что в прошлом наибольшие эмоции вызывали у евреев и мусульман проблемы внешней политики. На американских выборах евреи голосуют отчасти исходя из того, какой из кандидатов отличается большей приверженностью государству Израиль. Американские же мусульмане эмоционально восприимчивы к таким внешнеполитическим проблемным полям, как Палестина, Кашмир, Иран, Афганистан и Ирак.

С другой стороны, афроамериканцев, на его взгляд, больше волнуют такие внутренние проблемы, как позитивное действие, школьные ваучеры, политика возрождения городов – начиная с социального обеспечения и кончая занятостью – а также расовая дискриминация в таких областях, как реализация законов и судопроизводство.

Таким образом, со слов Мазруи, в США евреи и мусульмане разделены главным образом по вопросам внешней политики. Они явно находятся по разные стороны палестинского конфликта, и шире, конфликта США с военно-политическими исламскими движениями. Афроамериканцы и мусульмане же объединены в отношении к проблемам расы и гражданских свобод.

Разные меньшинства

Как он образно описывает проблему, после 11 сентября 2001 года предрассудки типа «черный водитель» дополнились расизмом в отношении к «летающим мусульманам». Афроамериканцы, на его взгляд, в рамках американской системы не составляют коллективной ролевой модели. Афроамериканцы, являвшиеся в прошлом обездоленной массой, в рамках американского политического уклада представляют относительно маргинализированное меньшинство.

Что же касается евреев, то, благодаря успеху, завоеванному упорным трудом они в США представляют в американском политическом процессе меньшинство, облеченное властью. Что же до мусульман, то они желали бы походить на евреев по успешности, но не стремятся интегрироваться с ними. Но мусульмане и афроамериканцы США ищут подходы к созданию системы солидарности.

Мазруи подробно останавливает на том, каким образом эти меньшинства – евреи, чернокожие и мусульмане оказались на столь разных позициях и уровнях в общественной и политической системе США. Ведь, несмотря на все проблемы, американское общество было и еще долго будет оставаться одним из самых открытых в мире. Однако подробный разбор выкладов и выводов Мазруи – это уже тема отдельного материала.

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук



1 комментариев


  1. (23.10.2013 22:04) #
    0

    Если прочитать историю становления Ислама, то отчетливо видно, что каждое племя по своему унижало своих уверовавших мусульман, прошло время нас стало много, теперь каждое государство тоже стараются по своему притеснять искренних богобоязненных братьев. Тогда выстояли и теперь ИншАллах выстоим и вернем на истинное место Ислам!! ИншАллах! Иначе мы сами будем в большом убытке!" Пусть не отворачивают тебя те, кто не веруют в Аллаха, а лишь потакают своим страстям .Иначе ты будешь унижен!"(20:16)