А.-В. Полосин: Умеренность - не значит пассивность!

Али Вячеслав Полосин, директор Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя - умеренность", об истории и деятельности возглавляемой им организации, о концеции аль-васатыйи (исламской умеренности).

БисмиЛлляхи-р-Рахмани-р-Рахим! Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракяту! Уважаемые братья, уважаемые сестры в Исламе!

Я являюсь директором российского Научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя - умеренность». Само по себе это слово является кораническим, это не какой-то искусственно придуманный термин. В Коране Аллах Всевышний говорит: «Мы создали вас общиной васатыйи», т. е. это означает общиной середины, умеренности, как мы перевели на русский язык.

Почему умеренности? Это не значит пассивности, это означает следование той мере, которую установил Аллах. Потому что корень слова «умеренность» - это мера, а мера - это очень богатое русское слово, которое выражает и количественные пропорции, но как раз некий баланс, и количественный и качественный, какой-то баланс всего сущего, некое равновесие, так это слово можно передать. Этот смысл и в арабском, и в русском слове «мера» - заложен.

Поэтому русское слово «умеренность», пожалуй, наиболее соответствует арабскому слову «аль-васатыйя». Так вот получается, что раз Аллах Всевышний сказал: «Мы создали вас общиной васатыйи», то это означает что тот, кто не придерживается принципа васатыйи, то он не находится в общине, созданной Аллахом. Поэтому это становится одним из обязательных признаков Ислама.

Есть разные признаки Ислама – основные, не основные – но эти признаки, о которых мы говорим, являются всеобязательными, т. е. они неотъемлемая часть Ислама. И вот васатыйя это тоже неотъемлемый признак Ислама. В чем смысл этого признака? В том, чтобы человек старался, верующий человек, богобоязненный человек старался всегда следовать по той мере вещей, которая установлена Аллахом Всевышним, и старался не допускать никаких крайностей, чтобы не от себя чего-то не привносить такого, что человека повергнет в ту или иную крайность, в ту или иную сторону. Допустим, если человек соблюдает пост, то он должен его делать умеренно, соразмерно своим силам и возможностям.

Допустим, кто-то хочет поститься не один месяц в году, а три месяца, а бывает кто еще больше хотят. Безусловно, это их право и их старание, их усердие может вызвать довольство Аллаха. Но в этом нельзя переусердствовать, проявить чрезмерность. Если у человека нет сил для такого дополнительного поста, значит, тогда лучше его и не делать, а нормально кушать, т. д., соблюдать только обязательный пост в месяц Рамадан. И точно так же во всем, во всем нужна эта мера.

И возникает вопрос, почему нужно было вспомнить именно об этом слове, ставить названием даже центра, движения. А я напомню, что вообще впервые международный центр «Аль-Васатыйя» был создан в 2006 году в Государстве Кувейт по решению правительства этой страны, по инициативе первого заместителя министра по делам вакфов и религиозных отношений доктора Аделя аль-Фаляха.

Почему нужно было этот принцип возводить? Просто потому что в последние десятилетия, может быть в последнее столетие наши единоверцы-мусульмане, наши братья в Исламе, к сожалению, стали чаще и чаще утрачивать вот это чувство меры и впадать в различные крайности. Раньше этого не было, поэтому и не нужно было отдельно говорить об аль-васатыйе. Сегодня, к сожалению, становится массовым явлением вот это впадание в крайности – та там, то сям мы это видим. Поэтому приходится и специально говорить об аль-васатыйе, чтобы призвать людей вернуться в подлинно шариатское, в кораническое понимание золотой середины, умеренности, соразмерности, или, скажем так, равновесия.

Мы очень благодарны Государству Кувейт за то, что был создан такой центр, потому что этот центр помог создать аналогичные центры в других странах, в том числе и в России. Кроме России, скажем, очень эффективно центр «Васатыйя» действует в Азербайджане, в Иордании, в Ливане, в Таджикистане и ряде других стран. В России у нас пока эта деятельность только начинается, но все-таки мы уже провели несколько курсов по аль-васатыйе, в частности, в Уфе, в Казани и в ряде республик Северного Кавказа. И, кроме того, провели 25-26 мая 2012 года впервые в России, можно сказать уже историческую, богословскую конференцию, которая завершилась принятием Московской Богословской Декларации, где как раз основные принципы аль-васатыйи и сформулированы.

Поэтому смысл аль-васатыйи в том, что это не какое-то новое учение или течение в Исламе, школа, мазхаб. Ничего подобного! И наш центр не является каким-то мусульманским религиозным центром, не конкурирует с духовными управлениями, муфтиятами или общинами. Мы, наоборот, помощники всем муфтиятам, всем общинам, всем группам верующих. Этот термин просто зовет людей призадуматься, обратиться к книгам, обратиться к исламским знаниям для того, чтобы твердо встать на путь аль-васатыйи, ибо таковой создал Аллах Всевышний свою общину, свою умму.



комментариев