А.-В. Полосин: Утопизм наносит огромный вред Исламу

Выступление доктора Али Вячеслава Полосина, директора Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя - умеренность", на Международной конференции "Исламская доктрина против радикализма" (25-26 мая, 2012 г.)

В своем небольшом выступлении я хотел бы остановиться не на всех признаках и причинах возникновения радикализма, экстремизма в действиях среди мусульман, поскольку таких причин, безусловно, много, и необходимо провести большое исследование, чтобы ответить на все вопросы. Здесь есть и социальные причины, и экономические, и политические, есть и внутренние религиозные.

Я хотел бы остановиться на одной стороне, о которой, в общем-то, говорят очень мало. Эта причина связана с тем, что человеческое сознание, особенно в условиях неблагополучных, когда какой-то экономический или политический кризис, война, бедность, склонно к утопиям, к романтике, склонно искать себе некий романтический идеал в этой земной жизни, а по большому счету пытаться построить Рай, т.е. будущий Рай, который только зависит от воли Всевышнего Аллаха, построить Рай своими руками на этой Земле.

Надо сказать, что даже в искусстве такой образ осуждался. В европейской литературе это образ Дон Кихота, который по разным версиям взят из арабской литературы. Кишад, по-моему, назывался персонаж. Это человек, который живет социальными утопиями.

Социальные утопии породили коммунизм. Это целиком порождение социальной романтики. В концентрационных лагерях в Советском Союзе для заключенных висел лозунг « Загоним человечество к счастью железной рукой».

Точно такое же явление – немецкий национал-социализм и фашизм. Это такое же порождение социальной романтики и желание построить некую утопию, реализовать утопию в этой жизни.

К сожалению, сегодня, когда и фашизму нанесен сокрушительный удар, и коммунизм потерял свою привлекательную силу, некоторые молодые люди все равно склонны к анархизму, к другим разновидностям социальной романтики. Некоторые пытаются найти в Исламе или использовать отдельные элементы Ислама для того, чтобы построить своего рода какой-то там 3-й или 4-й Рейх или Интернационал или что-то в этом роде, но под исламской вывеской. Эти люди наносят огромный вред нашей умме, наносят вред исламскому призыву, нашим общим интересам, вред и самим себе и всему человечеству.

Речь идет о том, что, конечно, любой из нас хочет жить в более справедливом обществе, более идеальном государстве. Мы все хотим быть едиными, стремимся к единству среди мусульман. Но дальше стоит вопрос: «Как достичь этих целей?», и вот этот вопрос «Как?» – вопрос средств – является принципиальным.

Для мусульманина главное правило жизни – это Шариат. А Шариат дает здесь очень серьезные ограничения и правила, которые ни один мусульманин не вправе переступать.

Если где-то несправедливо обидели какого-то мусульманского подростка, то Шариат отнюдь не разрешает идти толпам громить, поджигать дома, автомобили. Причем автомобили бедных людей, не имеющих никакого отношения к происшедшему и т. д.

Шариат - это общие правила, и поэтому мусульманин ни в коем случае не должен поддаваться эмоциям, которые возникают, может быть, совершенно справедливым эмоциям, когда совершилось какое-то злодеяние или несправедливость. Но эмоции не должны быть выше программы его действий. Программой его действий должны быть те правила и нормы морали, которые предписаны Шариатом, данным нам Всевышним Аллахом.

Вот поэтому очень важно вести разъяснительную работу, в первую очередь, с молодежью. С той молодежью, которая живет в неблагополучных условиях, терпит притеснения. Вот чтобы они не скатились на путь социальной романтики, когда ради достижения «хорошей» цели можно использовать совершенно неприемлемые средства, которые в Исламе называются харамом.

Я как раз вижу цель и нашей конференции и того заключения, которое на ней должно быть подготовлено и принято, в шариатском разъяснении того, какие средства являются «халялем», какие являются «харамом». Потому что наша молодежь сегодня этих знаний, к сожалению, не имеет.

Поэтому мы просим наших алимов, наших ученых, чтобы они дали такое шариатское разъяснение, дали его общим согласием. Дальше уже наш долг довести это до каждого мусульманина и мусульманки, чтобы они знали – какие-то средства разрешены, какие являются хорошими, а какие абсолютно неприемлемы.

Мы, собственно говоря, видим, что большинство экстремистских проявлений, террактов, совершаются людьми, которые употребляют абсолютно запретные харамные средства.

Я надеюсь и молю Аллаха Всевышнего, чтобы наша конференция стала важным шагом для разъяснения всему мусульманскому сообществу, особенно молодежи, действий, которые могут быть разрешены, а которые совершенно запрещены.

Благодарю за внимание!



комментариев