14 декабря 2011 года состоялась рабочая встреча полномочного представителя Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина с правящими архиереями епархий Северного Кавказа. Во встрече приняли участие архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. На этой встрече, архиереи высказали свое отрицательное отношение к включению в школьную учебную программу религиозный компонент. Общеизвестно, что Русская Православная Церковь была в числе первых инициаторов введения в учебный школьный курс уроков православной культуры. И не смотря на то, что внутри церкви по этому вопросу было много разногласий, эта программа начала жить своей жизнью, заставив и другие конфессии в стране переживать на этот счет.
На наши вопросы мы попросили ответить кандидата политических наук Абдуллу Рината Мухаметова.
Как Вы думаете, связано ли такое мнение кавказских архипастырей с региональными особенностями их епархий? Или же это тенденция в РПЦ, в целом, в этом вопросе? А может это реакция на деятельность конкурентноспособных, как показала практика, вероисповеданий РФ?
- Я думаю, это закономерный результат попыток реализации преподавания религии в общеобразовательных школах. Церковь столкнулась с тем, что ее усилия не дают желанных результатов, а порой приводят еще и к прямо обратному.
О том, что преподавание религии в школах – нежизнеспособная инициатива, было понятно изначально. Нынешняя Россия, современные дети и родители уже не те, что были до революции. И это придется понять всем. Жизнь заставит.
Комментировать же внутренние процессы в РПЦ, мне кажется, не корректным. Будем относиться к людям Писания в соответствии с требованиями Шариата, несмотря ни на что.
- «Уровень образования, качество образования, реформа образования» -то о чем сегодня говорят и говорят, а иногда и что-то делают в этом направлении. Какова причина, на Ваш взгляд, таких радикальных реформ в сфере образования и часто нерезультативных экспериментов? Нужна ли гос. аттестация религиозным образовательным учреждениям?
Реформа образования полностью лежит в общем русле неолиберальных реформ, проводимых в нашей стране со времен Горбачева. В основе реформ образования, здравоохранения, армии, социальной сферы, культуры, ЖКХ и проч. одна логика - сбросить с государства советский балласт, как выражаются ее идеологи. Все переводится на рыночные, капиталистические рельсы.
"Советский собес" – для монетаристов слишком дорог. Это просто расточительство! Они смотрят на образование и даже на здравоохранение исключительно с экономической точки зрения, с позиций выгод и издержек.
Что касается аттестации, то я сторонник максимальной независимости религиозных образовательных учреждений и вообще всех религиозных и общественных институтов от государства. Религиозные школы и ВУЗы должны сами доказать свой авторитет и качество перед верующими. Если этого не будет, никакие гос. аккредитации им не помогут. Люди пойдут туда, куда им подсказывает сердце, а чиновники.
- В последнее время мы можем наблюдать активизацию работы властных структур, общественных и религиозных организаций в направлении борьбы с терроризмом и радикализмом. Проводятся семинары, конференции, учения. В число мероприятий входят и аресты мусульманских деятелей, ну или же, что называется, «общественников». В частности, арест Фанзиля Ахметшина, или задержание Меражова. В этих случаях общественность вступилась за активистов, подобной реакции не последовало от высшего духовенства, если можно так сказать, имея в виду исламскую традицию. По-Вашему, это не грамотность первых, которым только повод дай для буйства, или же упущение вторых?
К сожалению, все это не вчера началось, а уже длится многие годы. На мой взгляд, мусульманская повестка дня в складывающихся условиях могла бы быть сведена к следующим пунктам:
1. Освобождение политзаключенных и узников совести. 282 статья УК РФ – не только "русская статья", но и "мусульманская". По ней сидит и находится под следствием большое число исламских активистов по всей России : от суфиев и нурсистов до салафитов и хизбитов. По этой же статье "винтят" левых и вообще всех "несистемных".
2. Пересмотр всего антиэкстремистского законодательства. Необходим переход от стратегии так называемой "борьбы с терроризмом", которая в условиях коррупции давно выродилась в свою противоположность, к системному решению "исламского вопроса" в России.
3. Свобода религиозной, общественной, национально-культурной деятельности. Недопустимо незаконное вмешательство чиновников и спецслужб в деятельность объединений граждан и организаций всех направлений и уровней.
4. Изменения законов о религиозной и общественной деятельности в сторону либерализации. Недопустимость его ужесточения. Гражданский контроль над соблюдением законов всеми сторонами.
5. Обеспечение соблюдения на всех уровнях принципа отделения государства от религии и равенства всех религий. Никакого "старшего брата", "равного, который равнее других", ведущей конфессии с привилегированным неофициальным статусом.
6. Замена всех дискредитировавших себя в глазах верующих "духовных лидеров" во всевозможных общественных палатах, советах и других консультационных органах при власти на тех, кто пользуется доверием людей.
7. Ликвидация всех незаконных административно-политических препонов для строительства мечетей.
8. Созыв всероссийского мусульманского съезда. На него должны собраться реальные представители всех реальных общин на местах, свободные от любого внешнего влияния и контроля. Они должны решить, как дальше будет Ислам развиваться в России. Возможно там избрание Совета улемов, единого муфтия, председателя и создание единого Духовного управления мусульман РФ.
Достижение всего этого возможно при развитии широкого гражданского демократического движения. Речь не идет сугубо о протестах, вроде того, что было на Болотной. Все гораздо шире. Это касается всего общества. Мы, мусульмане, в этом заинтересованы.
Только в демократическом государстве, где есть общественно-политический плюрализм, политическая конкуренция, главенство права, Ислам имеет шанс нормально развиваться в нашей стране. Как показали последние 10-15 лет "закручивание гаек" любой интенсивности сказывается на Исламе в числе первых
-Нужна ли политическая культура, грамотность для мусульман России? Есть ли она у нас?
-Основные принципы политической культуры, активности сформулированы в базовых источниках Ислама. Сегодня нам остро необходимо вырабатывать современное мусульманское российское мировоззрение.
Религиозность – это приверженность своей религии, в первую очередь, в ритуальном смысле, соблюдение в быту и личной жизни предписаний своей веры. С этим худо-бедно разобрались. Проблема в следующем. Исламская социальная активность уже требует некой хотя бы простейшей идеологии, мировоззрения и практической модели, отталкивающейся от религии, на основе которой эта активность реализуется в конкретном месте и в конкретных условиях.
Коран и Сунна содержат в основном общие принципы деятельности. В них нигде не сказано, как конкретно в 2011 г. в Республике Дагестан, Татарстан или Кабардино-Балкария реализовывать себя молодым мусульманам – например, взращивать свою интеллектуальную элиту или сжигать влюбленных в Ислам ребят в огне братоубийственной войны. Но, исходя из фундаментальных источников Ислама, можно такую идеологическую модель, базирующуюся на богословских выкладках, выработать.
Идеологией может быть "созидательный джихад", направленный на формирование уммы, как части российского гражданского общества, базирующейся на сети социальных, культурных, молодежных, интеллектуальных и др. институтах. Если этого не будет, то верх будут брать утопии насильственной борьбы "за все хорошее, против всего плохого". Что иногда, к сожалению, и имеем.
- Можете назвать наиболее яркие проблемы российской уммы, каковы они? Наиболее яркие достоинства российской уммы, каковы они и есть ли перспектива их приумножения?
-Так называемый "традиционный Ислам", представленный в основном "официальным духовенством", своей идеологии исламской активности не имеет, выработать и внедрить, за редкими исключениями, ее не пытается. Идеологии "неухода в лес" нет – в этом главная беда сегодня. Есть пустая бюрократическая имитация бурной религиозной деятельности, в основном бессодержательные проповеди и иногда чисто духовно-нравственная работа.
Пассионарной мусульманской молодежи такая ситуация не оставляет альтернативы, кроме "леса". Это вина "официального духовенства", шейхов, чиновников, интеллигенции, всего общества в целом.
Ведь тот, кто хочет быть полноценным последователем Ислама, должен быть социально и даже политически активен. Это один из важнейших принципов религии. В отсутствие же позитивной идеологии, через которую эта активность должна реализовываться, остаются только крайности.
Надежды на то, что молодежь удовлетворится, как старики в советское время, исключительно бытовыми и ритуальными формами Ислама и почему-то не захочет следовать своей религии в полной мере, утопичны. Точно так же утопично надеяться на то, что эту активность удастся сдерживать силовыми методами, загоняя молодежь в "народный Ислам" с его "столпами" в виде бесконечных похорон, свадеб и меджлисов.
И радоваться надо тому, что наша молодежь настолько слабо откликается на демагогию радикалов. В основной своей массе ребята интуитивно не идут за экстремистами. Не имея должной идеологической базы, они верят, что идеология "созидательного джихада" потенциально возможна и правильна. Только она не сформулирована. Т.е. социальный запрос есть, а ответа на него нет, или он блокируется.
В таком подвешенном состоянии молодежь пребывает годами. Ждет "созидательного джихада" и его имамов, а их все нет и нет.
Лидеры "традиционного, народного Ислама" мало что понимают в политике, политологии, социологии, политическом менеджменте, вообще в гуманитарных науках. Они искренне недоумевают, когда от них требуют родить идеологию и сформировать на ее базе практическую модель мирной реализации Ислама и мусульман здесь и сейчас. Эти люди разводят руками, удивляясь, что же такое от них требуют - вроде все молитвы прочитаны, меджлисы проведены, свадьбы сыграны, а покойники омыты и похоронены.
В "лучшем" случае наиболее продвинутые из них в своих попытках хоть что-то выдать скатываются к пересказу аналитики лиц, прямо враждебных Исламу и исламскому пробуждению, вроде Силантьева-Игнатенко и других "борцов с ваххабизмом". Делают они это не осознанно, а в силу своего слабого понимания окружающего их мира, и Ислама ,кстати.
Таким образом, незаметно для себя в своем желании служить Исламу они начинают служить тем, кто с Исламом борется. Этим они лишь дают лишний козырь радикалам, подтверждая их идеологию, которая, в числе прочего, строится на том, что "традиционный Ислам" – марионетка в руках врагов Ислама.
Обучая, что "политика – зло", отказываясь от любой гражданской социальной активности в пользу чисто морально-нравственного совершенствования, наши "традиционалисты-квиетисты" не замечают, что даже если они общественно-политической деятельностью не занимаются, та занимается ими сама. Если ты занимаешься борьбой с нафсом (пагубными страстями), но не развиваешь свое исламское сознание, свое исламское мировоззрение, оставляешь интеллектуальный труд, то ты становишься своего рода инвалидом с точки зрения Ислама.
Ведь в Исламе человеческая личность триедина. Это совокупность духа, разума и материи. И все должно быть сбалансировано. Лозунг "В здоровом теле – здоровый дух" с точки зрения нашей религии звучит так: "В здоровом теле – здоровый дух и разум".
Человек должен развиваться в трех направлениях: духовно, интеллектуально, физически, - не оставляя ни одного. Тогда он полноценный верующий. Его дух должен быть исламским, его разум и тело тоже должны быть пропитаны Исламом. Эти три составляющие, наполненные Исламом, ведут к исламской деятельности, социальной и внутренней, так появляется духовное совершенствование и работа с окружающими, поддержание физического здоровья, интеллектуальное развитие и общественная, политическая активность из него вытекающая.
Если же оставлять интеллектуальную исламскую работу, даже если это делать в пользу духовной, получается дисбаланс, который ведет к инвалидности исламской личности. Ведь в результате на то место в личности, которое должно занимать здоровое исламское сознание (на основе которого строится потом здоровая позитивная современная исламская идеология и работа), приходит либо неадекватная, либо вообще антиисламская идеология.
К сожалению, так оно часто и бывает пока. И даже встречаются истовые верующие, бьющие поклоны и читающие тысячи зикров в день, искренне действующие, порой весьма жестко, по моделям, заданным исламофобами, веря при этом, что они "борются с ваххабизмом" за "настоящий Ислам". Или же есть искренние салафиты, которые также действуют по моделям, созданным уже другими исламофобами, ведя войну против своих братьев и сестер.
Те, кто разрабатывает и формирует современное российское исламское мировоззрение, – это исламские интеллектуалы новой формации. За этой новой волной будущее. Альтернативы "созидательному джихаду" в виде двух утопий – экстремизма и квиетизма – нет. Это тупиковые ветви эволюции уммы.