Основы религиозных культур пошатнулись

Общественный совет при Минобрнауки РФ вчера предложил изменить механизм преподавания в школах вызывающего многочисленные споры предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Сейчас эта дисциплина преподается в ряде регионов в форме эксперимента, а с 2012 года станет обязательной во всех школах страны. По итогам эксперимента эксперты посчитали неправильной практику разделения школьников по конфессиям. Предполагается, что теперь ученикам, выбравшим для изучения, например, ислам, православие или буддизм, будут в любом случае рассказывать и о других религиях.

На заседании совета замминистра образования Игорь Реморенко подвел итоги первого этапа эксперимента по преподаванию отдельных предметов из курса "Основы религиозных культур и светской этики". В 2011 году его изучали почти 243 тыс. школьников в 21 субъекте федерации. При этом около 5% учащихся в этих регионах остались не охвачены экспериментом из-за того, что школы не смогли найти преподавателей.

Напомним, что вопрос о преподавании в школах основ религии впервые подняла Русская православная церковь — десять лет назад церковные иерархи требовали включения в школьную программу предмета "Основы православной культуры" (ОПК). Предполагалось, что школы могут вводить ОПК в случае, если более двух третей учеников выскажут желание изучать православие. Первоначально Минобрнауки выступало резко против изучения религии в светских учебных заведениях, но в 2009 году ситуация изменилась. Президент Дмитрий Медведев заявил, что "принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики". Минобрнауки и РПЦ пошли на компромисс — школьникам (или, скорее, их родителям) предлагалось выбрать для изучения курс православной культуры, либо основы ислама, иудаизма и буддизма. Также можно изучать "светскую этику" или "мировые религиозные культуры". Преподавать эти предметы должны только светские педагоги, а курсы рассчитаны на учащихся четвертых-пятых классов.

Эксперимент стартовал в последней четверти 2010 года. По статистике Минобрнауки, за это время 42% родителей выбрали для детей "основы светской этики", еще 18% предпочли "основы мировых религиозных культур". Около 30% семей решили изучать православие, 9% — ислам, а буддизму и иудаизму досталось по 1% школьников. "Получается, что почти 60% выбрали предметы, не связанные с какой-либо отдельной религией,— заявил на заседании совета руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер.— Зачем тогда вообще делить на отдельные религии? Лучше ввести единый курс, где расскажут обо всех конфессиях".

Но глава Минобрнауки Андрей Фурсенко дал понять, что этот вариант излишне радикальный. "Такие решения нельзя принимать простым большинством,— заявил господин Фурсенко.— Даже если отдельные курсы выбрало меньшинство, значит, отказываться от этих курсов нельзя". "Не надо загонять министра в угол, он не последний в этой цепи",— заявил глава совета, главный редактор "Огонька" Виктор Лошак. Накануне президент Дмитрий Медведев похвалил процесс преподавания предметов и заявил, что со следующего года эксперимент должен быть распространен на всю страну.

Тогда главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов предложил другой вариант: добавить в каждый религиозный курс дополнительные часы, посвященные остальным конфессиям. "В Чечне всего 24 человека выбрали православие, остальные решили изучать ислам,— пояснил господин Венедиктов.— Через пять-шесть лет они приедут в Москву, не знакомые ни с чем — потому что им не рассказывали про другие культуры".

Инициативу общественников поддержали и священнослужители. "Информация о других религиозных культурах может быть дополнительно изучена в рамках преподавания ОПК, если это не идет в ущерб информации о православной культуре",— заявил "Ъ" представитель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Герман Демидов. "Мы изначально выступали за то, чтобы в школьную программу ввели один общий предмет "История мировых религий",— сказал "Ъ" заместитель Совета муфтиев России Рушан Аббясов.— Сейчас мы видим, что в ряде школ у детей уже возникают теологические споры. Оптимально, если будет введен один общий предмет, который бы сплачивал ребят, а не разъединял".

С инициативой внести соответствующие изменения в учебную программу члены общественного совета официально обратились к главе Минобрнауки Андрею Фурсенко.



0 комментариев