Гражданское просвещение российской уммы

За последние 15-20 лет в России худо-бедно, но сформировалась система духовно-религиозного просвещения: восстановлены старые и открыты новые мечети, при многих из них действуют медресе, совершаются намазы, читается Коран, собираются праздники, мавлиды и маджлисы, есть какие-никакие исламские университеты, покойников хоронят по Шариату на специальных кладбищах, проводятся никяхи и проч. Да, все это развивается не без проблем, часто больших, но тем не менее, кое-какие положительные выводы делать уже можно.

Поэтому, я убежден, сегодня мы стоим на пороге второго этапа в развитии исламского просвещения российской уммы. Пора переходить от чисто духовно-религиозного к гражданскому исламскому просвещению.

В наших общинах должна бурлить не только сугубо духовно-религиозная жизнь. Они должны быть эффективными, полезными, активными элементами всего российского общества. Они должны быть сильными, практичными, крепкими, современными, динамичными. А этому надо учиться. На всех уровнях российской умме следует глубоко уяснить то, как в условиях отечественной социально-политической системы и законодательства вести легальную качественную исламскую работу, как развивать свою исламскую созидательную активность, как вести гражданский джихад.

Все юридические механизмы присутствуют. Надо пользоваться теми возможностями, которые нам предоставлены. Российское законодательство, несмотря на все закручивания гаек, позволяет вести большую работу.

Нас, российских мусульман, порядка 20 миллионов человек. Наше число растет. Но без реального глубокого гражданского просвещения это количество никогда не перейдет в качестве. Безликая масса никогда не станет влиятельным субъектом общественной жизни в РФ, никогда цифры не конвертируются в серьезные достижения без элиты и институтов.

Основные направления гражданского просвещения российской уммы:

1. Освоение технологий PR, получение навыков позиционирования и продвижения в публичном пространстве, общения со СМИ и т.д. Конкретно надо стремиться, минимум, к тому, чтобы у каждой мечети, у каждого подлинного джамаата (община, религиозная организация, приход мечети) был свой сайт, был человек, который знает, как работать со СМИ и готов нести за это ответственность, который может составить пресс-релиз важной инициативы или мероприятия своего джамаата, чтобы привлечь для освещения этого журналистов.

2. Юридическое обеспечение работы исламских структур. Имеется в виду освоение необходимого минимума знаний и навыков применения российского законодательства лицами, которые ведут религиозно-общественную деятельность. Следует также привлекать и поддерживать постоянные контакты с юристами и правозащитниками, в том числе из числа протестантов, иудеев, либералов и др. Нужно готовить и своих специалистов из прихожан мечетей. Все это необходимо для грамотного обеспечения работы, как-то: регистрация общин, ведение судебных процессов по самым разным проблемам, жалобы и т.д.

Элементарный ликбез в области российского законодательства, в особенности антиэкстремистского и в целом по религиозной деятельности, необходимо провести также с активами мечетей.

3. Фондрайзинг. Освоение навыков по привлечению необходимых средств, в частности, выработка, подготовка и представление проектов, заявка на гранты, поиск и общение с потенциальным инвестором, оформление документов, подготовка отчетности и проч. Нужно готовить людей, способных убеждать в перспективности тех или иных проектов бизнесменов и грантодателей.

4. Массовые мероприятия, праздники, публичные акции. Освоение навыков по эффективному и эффектному проведению массовых мероприятий, собраний, выступлений, лекций и особенно праздников. Нужно готовить своих спикеров, ораторов, аниматоров, тех, кто может увлекать людей и доносить до них нужные мысли.

5. Воспитание. Мечети должны быть не только местом для намаза, но и центрами общественной и культурной жизни. При них могут работать группы дневного пребывания и воспитания детей (проще говоря, детсады); общеобразовательные школы, действующие на основе системы домашнего обучения; молодежные центры, где подростки и молодежь могут общаться, смотреть кино, заниматься спортом; различные курсы – языки, компьютер, бухучет и т.д.; различные агентства – трудоустройство, образование, досуг; консультации по проблемам семьи, быта, работы, здоровья, различная психологическая помощь для детей и подростков.

Для этого нужны свои специалисты: педагоги, воспитатели, менеджеры. Их нужно готовить и привлекать как изнутри общин, так и из вне, из числа сочувствующих и просто людей, готовых работать в таких местах, как мечеть.

6. Издание. Нужно готовить свои кадры, способные эффективно вести книгоиздательскую деятельность – менеджеры, редактора, переводчики верстальщики, корректоры и проч. На сегодняшний день издательство одного православного Сретенского монастыря выпускает в год больше литераторы, чем все мусульманские издания России вместе взятые. Проблема тут, прежде всего, в нас, а не только в том, что есть кто-то, мешающий заниматься книгами.

Речь идет не только о книгоиздании, но и об издании в целом. В идеале каждая мечеть, община, организация должны иметь свой бюллетень, выпускать материалы о своей работе (на бумаге, на DVD, аудио и проч.).

7. Молодежная деятельность. Сюда входит любой активизм – от мусульманских "тимуровцев" и скаутинга до помощи аспирантам, молодым ученым и политикам.

8. Социально-благотворительная работа. Это – помощь неимущим, сиротам, ветеранам, тяжело больным и т.д. Сбор и распределение садака и закята. Такого рода деятельность требует особых навыков и профессионального подхода, т.к. заключается не только в том, чтобы доехать до старушки и передать ей пакет с мясом-курбан. Нужно уметь привлечь к себе внимание жертвователей, как обычных людей, так бизнесменов, убедить их в нашей чистоплотности, чтобы они выделили средства на ваш проект.

9. Общественно-лоббистские усилия. Нам нужны специалисты, которые смогут доносить до людей, принимающих решения, и до широких масс нашу позицию в СМИ, на различных публичных мероприятиях, на специальных встречах. Должны быть как спикеры, так и те, кто хорошо владеет пером. В рамках этой работы также необходимо поддерживать контакты с политическими партиями, экспертами, учеными, деятелями культуры и науки, общественными организациями (формальными и неформальными), короче, со всеми, кто оказывает влияние на государство и общество.

Мы должны иметь навыки и специалистов по проведению публичных акций (пикеты, митинги), по заявлению нашей позиции по ключевым проблемам регионов и страны в целом, например, через пресс-конференции, общественные слушания, конференции, круглые столы. Как минимум, от каждой общины, мечети, организации должен быть кто-то (спикер), кто нормальным грамотным русским языком может дать адекватный ситуации комментарий, выступить в СМИ, сделать заявление, обозначить позицию.

10. Теологическое обеспечение гражданской просвещения и активности. Необходимо готовить специалистов и методики обоснования легальной исламской активности в условиях российского государства. Т.е. как можно быть настоящим мусульманином и гражданином России и не испытывать никаких проблем.

Для этого важно изучить современные аналогичные концепции, сформулированные в других странах и обществах, и адаптировать их в России. Например, очень интересен опыт адаптации исламской активности в современном мире турецкой Партии справедливости и развития и индонезийских "Мухаммадии" и "Надхат уль-улама"; малазийская концепция "Ислама хадари" и кувейтская Аль-Васатыйя; фикх меньшинств Юсуфа аль-Карадави и разработки др. продвинутых улемов; теория договора (ахд) в налаживании отношений с иноверцами; теологические исследования Мединской конституции и Худайбиского соглашения, составленных Пророком (мир ему); антиэкстремистских фикх Салима Бахнасави; концепции демократии, прав человека, роли женщины, гражданского общества в Исламе; понятия свободы, плюрализмы, гражданства, равенства и прочих категорий из разряда "макасид аш-шариа" (цели Шариата), которые заняли важное место в трудах исламских исследователей; идеи Алии Изетбеговича, Тарика Рамадана, Рашида аль-Гануши, Абдуль-Кадира ас-Суфи; опыт европейских, китайских, американских и др. мусульман. Короче, следует изучать и критически осмысливать все, что реально помогает в решении поставленной задачи.

11. Курсы повышения квалификации имамов, проповедников, журналистов, активистов. Людей необходимо учить, наряду с религиозными дисциплинами, политологии, социологии, конфликтологии (как преодолевать фитну), основам экономики, этнологии, истории и проч. В перспективе мы должны выйти к созданию Высшей школы мусульман России. В ней будут готовить людей, способных реализовывать все заявленные выше цели. Но прежде нужно найти и подковать тех, кто будет учить их.

В такой школе в течение длительных семинаров следует натаскивать перспективных имамов и активистов по темам и методикам гражданской исламской активности, чтобы они несли их затем в массы.

12. Изучение опыта уммы. Российские мусульмане – часть глобальной уммы. И каждый из нас должен чувствовать себя кусочком великой, развивающейся, глубочайшей цивилизации, за которой большое будущее. Мы должны знать историю и современное положение наших братьев и сестер во всех проблемных и успешных точках; ключевые примеры, сложности и достижения исламской цивилизации.

13. Подготовка специалистов (менеджеров) для налаживания работы с мигрантами, женщинами, новообратившимися мусульманами, стариками и др. специфическими социальными группами.

14. Мечети как социально-культурные центры. При мечетях могут быть центры досуга, различные курсы и кружки – от английского языка до компьютера, библиотеки, кройки и шитья, общественные кухни и проч. Для этого нужны организаторы и специалисты, которые курировали бы такую деятельность. Помимо прочих вариантов, грамотные прихожане могут учить своих единоверцев тому, что знают и умеют сами.

Как отдельное направление, при мечетях могут быть налажены медицинские центры и консультации. Медики из числа наших братьев могли бы уделять внимание проблемам своих единоверцев. Также юристы, психологи, бухгалтеры и проч.

Также при мечетях следует организовывать постоянно действующие дискуссионные площадки. Там можно обсуждать различные проблемы, волнующие мусульман – от местных до глобальных, книги, статьи, фильмы. Приглашать гостей. Это обеспечит укрепление братских связей, знакомство большего числа активных мусульман, контакт имамов с прихожанами. Позволит выявить волнующие людей вопросы и способы их решения. Кроме того, на таких собраниях выявляются лидеры, люди, способные формулировать позицию и заявлять ее. Это своего рода начальная школа социальной гражданской активности уммы.

15. Мечети как коммуникационные центры. Через мечети может быть налажена работа по подбору персонала для бизнес-структур, по налаживанию связей и партнерства между мусульманами (бизнесменами, интеллигенцией, активистами), по подбору требуемой недвижимости (купля, продажа, аренда), по созданию семей.

Люди – это главный капитал. Такой ресурс можно со временем конвертировать в деньги, т.е. поставить социальные услуги на коммерческие рельсы. А полученные средства направлять на развитие мечети.

Имам должен знать свой джамаат, кто в него входит, какие профессии представляет, какими ресурсами располагает, какие проблемы испытывает, в чем нуждается, чем кому и кто может помочь. Искусство имама заключается в том, чтобы консолидировать отдельных прихожан в единый джамаат, где каждый его представитель на своем месте делает одно общее дело, приносит свой вклад в одну общую копилку. Имам же и мечеть – точка сборки, центр. Только в таком случае мечеть действительно становится мечетью, а не просто зданием с коврами для намаза. Джамаат делает мечеть мечетью, наполняя ее исламской жизнью.

Имам – это тот, кто авторитет для своего джамаата, а не тот, кто раз в неделю читает хутбу с минбара. Джамаат – это консолидированное сообщество, сеть людей, основанная на имане, которая работают на общую цель, а не группа людей, случайно собравшихся на совместный намаз и разошедшихся после него по своим делам. А мечеть – это не здание, а место, где реальный имам координирует настоящий джамаат, который признает его авторитет.

16. Работа с элитой, VIP-фигурами. Надо знать как и постоянно поддерживать контакт с представителями власти, бизнес и культурной элитой, ветеранами, общественниками, заслуженными пенсионерами. Необходимо уметь донести до них нашу позицию и интересы на понятном им языке, суметь расположить их, вызвать у них симпатии. Речь не только о федеральном уровне, но и о селе, городе, регионе.

17. Международные и межрегиональные контакты. Необходимы приглашения ведущих улемов в Россию, также наши специалисты должны регулярно выезжать в регионы с лекциями. Мы - одна умма, и это должно получать практическое наполнение через общение, взаимное просвещение и совместные проекты. Все это кто-то должен организовывать и курировать.

18. Межрелигиозные контакты. Нам нужен реальный народный, гражданский диалог и взаимодействие с верующими других религий, прежде всего, с православными как крупнейшей конфессией в России. Официозные встречи имеют свою специфику и не охватывают всего. Диалог необходимо подкрепить теологически, организационно и кадрово.

На самом деле направлений гражданского просвещения гораздо больше. Здесь я привел лишь примеры.

Гражданское просвещение и деятельность могут и должны вестись как на базе неформальных общин, так и официальных структур (духовных управлений). Причем последние – ключевые точки для такой работы. Это придаст им легитимности, выбьет аргументы у тех, кто постоянно обвиняет муфтияты в ничего не делании и коррумпированности, в предательстве интересов мусульман, во всех мнимых и реальных грехах.

Залог успеха – в привлечении к работе в муфтиятах, мечетях, исламских структурах интеллигенции, широких масс прихожан, молодежи, общественности. Все они – опора гражданской уммы. Отчуждение между "официальным духовенством" и всеми остальными мусульманами надо преодолевать. Это жизненно важно.

Работа и искусство современного имама заключается в том, чтобы сформировать в своей мечети мини-гражданскую умму. Он должен не только намазы проводить и хутбы читать, но суметь наладить эффективную работу своих общин, суметь представить положительный имидж мусульман в публичном пространстве, суметь помочь людям.

Имамам не надо бояться идти на модернизацию, на креативные, неожиданные шаги. Это лишь укрепит их авторитет и влияние как перед верующими, так и перед властями и обществом, а не подточит его. Необходимо только грамотно наладить работу.

Как показывает пример наших североамериканских братьев, гражданское просвещение – реальная подъемная задача. В начале 90-х, как рассказывает Ибрагим Хупер, руководитель CAIR (Совет по американо-исламским отношениям), в США в редкой какой мечети имели представление, как составить пресс-релиз. Сегодня же мусульмане Соединенных Штатов – одна из наиболее продвинутых общин в умме, опыт которой повсеместно изучают.

Для реализации большинства из направлений гражданского просвещения не требуется особой подготовки. Начинать работать имамам, активистам, лидерам можно уже завтра. Если будет реализована хотя бы половина из обозначенных выше пунктов, через какое-то время у нас будет совсем другое лицо. Мы станет настоящей умой, которая сможет занять достойное место в российском обществе.

Без гражданского просвещения не будет активного участия российских мусульман в жизни гражданского общества. А без мусульман, ключевого меньшинства нашего государства, в России никогда не будет построено демократическое, социальное, правовое государство. Значит гражданское просвещение российской уммы – общегосударственная необходимость.

Выступление на конференции "Исламское просвещение в России" (г. Саратов, 14 ноября 2009 г.)



комментариев