Предпраздничное настроение. В тревожном ожидании ида

Сейчас, пока праздник еще не наступил, есть повод поговорить о том, почему с окончанием таких великих и глубоко символических событий в жизни каждого мусульманина, на душе (не только у меня, думаю, у многих братьев и сестер) бывает как-то неспокойно, чувствуется какое-то сожаление и неудовлетворенность, нет того наполнения, которое, по идее, должны нести иды, в частности Ид аль-адха, который будет отмечаться в этом году 6 ноября.

При всем усердии, которое мы прилагаем для того, чтобы отпраздновать Курбан-байрам подобающим образом, чего-то не хватает. Боюсь, что и в конце этой – начале следующей недели он пройдет не так, как нами ожидается, а, значит, не так, как хотелось бы.

Прежде всего, чтобы иды (байрамы) стали полноценными праздниками надо добиваться объявления их первых дней выходными на всей территории РФ. Без этого Ид аль-адха и Ид аль-фитр никогда, наверное, не станут не то, что общероссийскими, но и по-настоящему общемусульманскими.

Я имею в виду, что, пока эти дни будут оставаться рабочими днями, никак не выделяющимися на фоне будней, большинство тех, кто принадлежит к народам, традиционно исповедующим Ислам, едва ли серьезно подойдут к их проведению. Иды не станут для них праздниками в полном смысле этого слова.

Еще с советских времен на уровне массового сознания утвердился стереотип, что праздник – это когда не надо идти на работу… Такое положение вещей само собой как бы подталкивает к празднованию. Никуда от таких стереотипов не денешься.

Но это на перспективу, боюсь, длительную. А что сегодня – просвещение и формирование в массовом сознании мусульман адекватного понимания роли и сути праздника, с точки зрения Ислама.

Для этнических мусульман ид – прежде всего, повод сходить в мечеть 2 раза в год. Это не праздник как таковой во всей его полноте и глубине, а некая дата, в которую стоит вспомнить о вечном, о чем мусульманин, вообще-то, должен помнить всегда. Такие, навеянные народным христианством предрассудки, надо изживать.

Как отмечать свой праздник? Мне вспоминается… иудейская Ханука в Москве. Несколько лет назад она почти совпала с Курбан-байрамом. По всей столице я с некоторым удивлением встречал красочные афишы и рекламу различных мероприятий, посвященных этой дате. К ней было приурочено награждение еврейской общиной выдающихся деятелей и другие мероприятия.

Кульминацией праздника стали торжества на Манежной площади Москвы, прямо рядом с Кремлем. Их посетил тогда московский мэр Юрий Лужков.

Иными словами, была проведена нормальная пиаровская работа по оформлению, организации и популяризации праздника в глазах всего российского общества. Почему бы нам не воспользоваться этим опытом в проведении ида?

Нашим праздникам следует по определению быть яркими, запоминающимися, красивыми, эффектными. Акции по случаю ида должны достигать своей цели. Сегодня это – не только оставить след духовной радости в душе верующего, но и способствовать формированию позитивного образа Ислама.

Речь не идет о заимствовании опыта сугубо у иудеев. Технологии организации массовых праздников хорошо известны, их механизмы расписаны и отработаны. Это давно уже стало целой профессией. И было бы совершенно неправильно их игнорировать и не применять, тем более, видя то, как они прекрасно работают.

Естественно, надо дать собственное наполнение, поставить требуемые акценты. Технологии потребуется адаптировать к нашим условиям, что, в принципе, вполне реально, если внимательно ознакомиться с Сунной и опытом проведения праздников во времена Пророка (мир ему).

Почему практически не проводятся иды самого разного рода – для ветеранов, для малоимущих, для детей, для молодежи, да и, кстати, для немусульман? Почему бы крупным исламским структурам не выкупить для нуждающихся семей, скажем, абонемент в крупный парк или торговый центр на аттракционы, чтобы они могли пойти туда семьей и порадоваться празднику? Сами они себе это вряд ли могут позволить.

Почему не проводятся в каждой мечети детские акции по случаю ида с клоунами, чтобы наши ребятишки ждали этого дня? Во времена Пророка (мир ему) мы знаем, что эфиопы танцевали возле мединской мечети. Посмотреть на них приходили дети сподвижников. Посланник Аллаха (мир ему) также специально приводил туда свою жену Айшу (да будет доволен ею Аллах), чтобы она могла увидеть представление.

Ребенок - человек очень практичный. Если приглашать его в мечеть на веселое празднество, он будет знать, что мечеть – это хорошо и приятно, т.к. в ид там весло, там вкусно кормят и дарят подарки. Такое ощущение останется у него на всю жизнь, и, повзрослев, он будет на всю жизнь привязан к дому Аллаха.

Почему мы практически не кормим бездомных в день праздника мясом жертвенных животных? Почему элементарно мечети не украшаются к иду?

Почему за редким исключением не организуются красочные концерты зарубежных и отечественных исполнителей нашидов на какой-нибудь престижной площадке? Почему нет нормальных, соответствующих Исламу, показов исламской одежды для женщин? Почему не проводятся в дни праздника лекции с приглашением ведущих исламских интеллектуалов из нашей страны и из-за рубежа в МГУ или где-то еще, на которых разъяснялись бы философские аспекты ида и другие стороны Ислама?

Почему, в конце концов, нет международных конкурсов чтецов Корана, почему нет исламских фестивалей? Думаю, было бы вполне понятным проведение таких акций в дни ида в Кремлевском дворце съездов, в крайнем случае, в «Лужниках» или в Олимпийском.

Почему мы не видим афишы и стикеры в метро и на улицах с призывами приходить на Курбан-байрам или просто напоминающие о празднике? Почему мы не видим пиаровских материалов и различных пиаровских штучек по случаю ида, популяризирующих его смысл, в электронных и печатных СМИ? Если не хотят показывать передачи об Исламе, можно выкупить площади и время, если не в центральных телевизионных СМИ, то на кабельных каналах, в газетах, в Интернете, это вполне доступно.

Это создаст у людей атмосферу праздника, поможет ощутить себя мусульманами, почувствовать некую гордость за свою религию даже самым далеким от нее представителям мусульманских народов.

Почему иудеи организуют празднование Хануки на одной из главных площадей страны (кстати, наши братья в Британии уже несколько лет проводят ид на Трафальгарской площади – неплохой пример для нас), а мы едва-едва, после выяснения отношений, умудряемся собраться за семейным столом, не приглашая зачастую даже родных и соседей. Централизованные же официальные исламские организации вообще фактически остаются от ида в стороне, ограничиваясь проведением ритуальной проповеди и намаза.

Почему этого ничего нет? Напрягая мозг, я могу лишь вспомнить Саратовский и Нижегородский муфтияты, да Департамент социально-благотворительной деятельности Совета муфтиев, которые пытаются развивать российскую традицию исламских праздников. Прощу прощения, если я кого-то, кто трудится на этой ниве ради Аллаха, забыл тут также упомянуть, или о ком не знаю.

А проведение такого рода акций вполне подъемно. Это те естественные вещи, которые должны делаться. Пусть на Красной площади нам собраться еще не по плечу, но достойно отметить свой праздник мы можем.

Поэтому давайте попросим все централизованные мусульманские структуры России – Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа - не ограничиваться на следующий год ритуальным телепоказом намаза из мечетей, а объединиться и провести в Москве на Ид аль-адха–2012 первый Фестиваль исламской культуры. Туда можно будет пригласить, скажем, Сами Юсуфа, исполнителя нашидов, Юсуфа аль-Карадави с лекциями, Амра Халида с выступлениями, ведущих каллиграфов, чтецов Корана, мусульманских деятелей разного рода и т. д. Исламские общественные структуры, думаю, с удовольствием присоединятся к этому проекту.

Красной нитью через эту акцию должно идти донесение реального смысла праздника Ислама, его глубинного мэсседжа. Давайте хоть на праздник объединимся – ведь он для того нам и предписан!

Российским мусульманам жизненно необходимо сформулировать свою оригинальную культуру проведения праздников. Это одна из важнейших задач. Пусть проведение фестиваля будет первым общим делом, которое сплотит нашу рождающуюся умму.

Надо вообще понимать, что праздники имеют глубокое символическое значение. Не зря им в Сунне Пророка (мир ему) уделяется столь важное значение. Праздники также обязательны для нас, как и будничный повседневный труд! В этом есть особая мудрость Аллаха.

Это некие вехи на пути, центральные узловые точки внутри времени, которые как красные флажки остаются в нашей жизни, наполняя ее энергетикой, радостью, богатыми ассоциациями и воспоминаниями. Поэтому надо приложить максимум усилий, чтобы извлечь баракят (благодать) идов.

Только после действительно глубоких ярких акций российское общество, да и большинство самих мусульман, действительно, проникнется смыслом ида, у них возникнет понимание важности и красоты праздников Ислама.

Сегодня же для немусульман, и для многих так называемых «этнических мусульман», Курбан-байрам – это нечто непонятное и даже настораживающее. В центре внимание оказывается принесение в жертву рогатого скота. Людям, смотрящим со стороны, кажется, что в этом действии и заключается весь смысл праздника.

Группа плохо говорящих по-русски, неряшливо одетых людей, непонятно в каких условиях режут бедное животное. Под брызги крови раздаются странные вопли. И все это называется религиозным праздником.

Вот такое восприятие мы реально порождаем, и своим поведение, и своим неумением должным образом организовать жертвоприношение и показать истинный смысл Курбан-байрама, красоту Ислама. Поэтому нужно действительно глубокое и четкое объяснение, по-хорошему качественный пиаровский социальный посыл для того, чтобы ид воспринимался таким, каким он является на самом деле.

Это, прежде всего, праздник приближения к Аллаху, праздник жертвенности ради Всевышнего, праздник полной самоотдачи, самоотверженности на пути Всевышнего, праздник полного предания себя в руки Единого Бога. Именно так надо правильнее передавать его смысл на русский язык. Основное значение слова «курбан» - не жертвоприношение, а приближение.

В этом посыл праздника. Он напоминает о духовном подвиге и примере Ибрагима (мир ему), который был готов пожертвовать самым любимым и дорогим – собственным сыном ради Аллаха. Но Господь, по Своей милости, заменил ему человеческую жертву на животное. Но искренняя готовность пророка (мир ему), стремившегося своей жертвой приблизиться к Аллаху, было очевидно Господу.

Этот сюжет общий для всех авраамических религий. Чем не повод для сближения всех народов России и подлинного, а не театрального, гражданского межрелигиозного диалога?

Закалывая овцу или корову, мы повторяем путь нашего отца Ибрагима (мир ему), следуем его сунне. Своей жертвой мы как бы символизируем свою готовность пожертвовать всем самым дорогим ради Аллаха, ради приближения к Нему, подтверждаем свое стремление предать себя без остатка в руки Всевышнего. Наш курбан, наша жертва – это символ нашего служения, нашей преданности, нашей устремленности к Господу миров. Именно в этом сакральный смысл ида.

Иначе, если не иметь такого намерения, такого осознания, принесение животного в жертву в ид ничем не отличается от обычного закалывания скота для употребления в пищу халяльного мяса. В конце концов, смысл праздника ведь не в том, чтобы получить несколько килограмм свежего добротного мяса для вкусного ужина в кругу семьи.

Наверное, только тогда, когда мы сами реально проникнемся смыслом этого праздника, мы сможем и до людей донести его посыл. Только показав красоту ида окружающим, только когда праздник получит реальное практическое и действительно глубокое наполнение, его мэсседж дойдет до адресата.

И тогда, наверное, по окончании праздника нас не будет тяготить смутное сожаление и неудовлетровенность от того, что ид опять прошел как-то не так, как-то незаметно.



комментариев