Дагестанские СМИ продолжают сообщать о том, что салафитская мечеть на улице Котрова в Махачкале остается блокированной силовиками. Для религиозного Дагестана это противостояние властей и салафитов имеет ключевое значение.
Поскольку именно борьба салафитов с официальными властями и Духовным управлением мусульман Дагестана ввергла республику в затяжной и кровопролитный конфликт, который длился почти 15 лет с конца 90-х годов.
Салафиты и мечеть
Мы подробно писали о том, как по итогам очередного рейда силовиков на мечеть «Надирийя» на улице Котрова в дагестанской столице, представители Духовного управления мусульман республики попытались перехватить управление этой неподконтрольной им мечетью.
Вечером 20 ноября представители дагестанского муфтията объявили о замене имама мечети на улице Котрова Гасана Гасаналиева на своего человека - Давуда Тумалаева, проректора Дагестанского гуманитарного института.
Свои действия по смене руководства мечети муфтият объяснил решением силовых структур закрыть мечеть, если духовенство не возьмет ее под свой контроль, - напоминает газета «Новое дело».
С самого начала событий прихожане мечети негативно восприняли эти изменения и заявили, что будут требовать оставить за ними право избрания имама, а в обратном случае настоят на ее закрытии.
Между тем спустя четыре дня после назначения Тумалаева его сменил Магомедрасул Саадуев, который 29 ноября был освобожден духовенством от этой должности, а вскоре назначен первым заместителем муфтия, - пишет газета.
С того дня духовенство не вмешивается в дела мечети, официально объявив, что ее прихожанам предоставляется полное право выбора нового имама. Однако силовики и после этого продолжали блокировать мечеть, объясняя свои действия «приказом сверху».
Исторический шанс салафитов
Напомним, что активизация салафитской общины, как и суфийской, в Дагестане началась сразу с крахом Советского Союза. Между этим двумя общинами сразу возникли богословские разногласия, которые постепенно накаляли между ними отношения.
Пока суфийская община Дагестана укрепляла свои позиции в возглавленном ее представителями Духовном управлении мусульман республики, салафиты укрепляли свои позиции в среде молодежи.
Апогеем военно-политического противостояния наиболее жестко настроенной салафитской части общины и властей Дагестана стали события 1999 года, когда Москва взялась за уничтожение салафитских анклавов в Кадарской зоне и Цумадинском районе республики.
После несколько лет масштабных преследований со стороны силовиков салафитам все же удалось сохранить свой костяк и выдвинуть из своей среды новое поколение проповедников, таких, к примеру, как Надыр абу Халид и Абу Умар Саситлинский.
На волне не прекращающейся активности боевиков в Дагестане, местные силовики продолжали давление на салафитскую общину республики. Это был период массовых похищений салафитских активистов неизвестными лицами.
В ответ на эти регулярные похищения салафиты Дагестана организовали несколько многотысячных митингов протеста в центре Махачкалы с выдвижением жестких ультиматумов республиканским властям.
В этой ситуации прежний глава республики Магомедсалам Магомедов инициировал широкий трехсторонний политический диалог между властями, Духовным управлением и салафитской общиной.
Этот момент, пришедшийся на 2011-2013 годы, стал историческим шансом для дагестанских салафитов по обретению полной общественной и политической легитимности и превращению в полноправную часть дагестанского общества.
Упущенный шанс
На волне этого диалога властями было создано много форматов для вовлечения салафитской общины в легитимную часть общественных, правовых и политических процессов в Дагестане.
Среди них стоит перечислить Комиссию при президенте Дагестана по адаптации к мирной жизни боевиков, сложивших оружие. В эту Комиссию полноправными членами были приглашены лидеры салафитской общины республики.
Кроме того, один из лидеров салафитской общины Аббас Кебедов стал членом Общественной палаты Дагестана. Широкую адвокатскую деятельность развернул в этой время спикер салафитской общины Зияудин Увайсов.
Также в эти годы был развернут широкий общественный примирительный процесс между салафитской общиной и Духовным управлением мусульман Дагестана. По итогам этого диалога сторонами был принята даже совместная Резолюция.
В этом документе и салафитская община, и Духовное управление мусульман Дагестана принимали на себя обязательства не провоцировать ситуацию и создать совместную структуру для решения всех возникающих богословских и политических спорных вопросов.
Однако, убийство боевиками суфийского духовного лидера шейха Саида афанди Чиркейского, а также приход к власти в Дагестане Рамазана Абдулатипова привели к полному сворачиванию диалога между властями, муфтиятом и салафитами.
Сегодня можно сказать, что салафитская община Дагестана не сумела в полной мере воспользоваться выпавшим ей историческим шансом для того, чтобы превратиться в полноправную и легитимную общественную и политическую силу Дагестана.
Причины упущения
Среди основных причин, которые не позволили салафитской общине республики использовать этот шанс, кроме смерти Саида афанди Чиркейского, политики Рамазана Абдулатипова и давления силовиков, следует назвать следующие:
Лидеры салафитской общины так и не смогли выработать глубокое богословское обоснование для своих последователей, почему их общине нужно становиться легитимным участником общественного и политического процесса в Дагестане.
В основной своей массе салафитская община республика, особенно ее самая молодая часть, так и не осознала и не приняла смысла сближения с властями и Духовным управлением мусульман, считая это непозволительным нарушением практики пророка Мухаммада (мир ему).
На этом фоне лидеры салафитов не смогли добиться должной консолидации вокруг себя всей общины, а также жесткой дисциплины в рядах своих последователей для того, чтобы гарантировать исполнение всей общиной обязательств, взятых на себя салафитами в диалоге с властями и муфтиятом республики.
Лидеры салафитов, чувствуя растущее раздражение, недоверие и даже отторжение со стороны своих последователей из-за развивающегося диалога, целенаправленно начали тормозить переход от совместных резолюций к конкретным шагам в правовом, общественном и политическом поле республики.
Другими словами, сами лидеры салафитов не продвинулись дальше статуса членов Комиссии по адаптации и Общественной палаты, не приняли на себя больше никаких общественных статусов, не вступили с властями в долгосрочные отношения.
Отсюда, салафитская община не смогла перевести свои развивающиеся отношения с властями и муфтиятом республики в системный формат и закрепить их в правовом поле через создание совместных структур, вхождение лидеров салафитов в саму систему Духовного управления, Советы алимов и структуры наподобие Межрелигиозных советов и т.д.
Вместо этого салафитская община предпочла сохранять формат полной независимости от всех видов общественной, правовой, политической и иной ангажированности с властями, идя на поводу у своей самой жесткой части последователей.
Постепенно слишком большая зависимость лидеров салафитской общины Дагестана от своих самых жестких и несговорчивых последователей привела к росту внутренних противоречий и распаду самых сплоченных салафитских джамаатов при мечетях на улице Котрова и Венгерских бойцов.
Кроме того, сильным ударом по позициям салафитов перед лицом властей стал массовый отъезд их сторонников в Сирию для вступления в ряды запрещенной в России организации ИГ.
Все эти факторы и привели к стремительной утрате салафитами инициативы в общественном поле, их выпадению из общереспубликанского общественного, правового и политического процесса, утрате ими своей влиятельности и новому росту давления со стороны властей.