Салафиты Дагестана упустили свой исторический шанс

Дагестанские СМИ продолжают сообщать о том, что салафитская мечеть на улице Котрова в Махачкале остается блокированной силовиками. Для религиозного Дагестана это противостояние властей и салафитов имеет ключевое значение.

Поскольку именно борьба салафитов с официальными властями и Духовным управлением мусульман Дагестана ввергла республику в затяжной и кровопролитный конфликт, который длился почти 15 лет с конца 90-х годов.

Салафиты и мечеть

Мы подробно писали о том, как по итогам очередного рейда силовиков на мечеть «Надирийя» на улице Котрова в дагестанской столице, представители Духовного управления мусульман республики попытались перехватить управление этой неподконтрольной им мечетью.

Вечером 20 ноября представители дагестанского муфтията объявили о замене имама мечети на улице Котрова Гасана Гасаналиева на своего человека - Давуда Тумалаева, проректора Дагестанского гуманитарного института.

Свои действия по смене руководства мечети муфтият объяснил решением силовых структур закрыть мечеть, если духовенство не возьмет ее под свой контроль, - напоминает газета «Новое дело».

С самого начала событий прихожане мечети негативно восприняли эти изменения и заявили, что будут требовать оставить за ними право избрания имама, а в обратном случае настоят на ее закрытии.

Между тем спустя четыре дня после назначения Тумалаева его сменил Магомедрасул Саадуев, который 29 ноября был освобожден духовенством от этой должности, а вскоре назначен первым заместителем муфтия, - пишет газета.

С того дня духовенство не вмешивается в дела мечети, официально объявив, что ее прихожанам предоставляется полное право выбора нового имама. Однако силовики и после этого продолжали блокировать мечеть, объясняя свои действия «приказом сверху».

Исторический шанс салафитов

Напомним, что активизация салафитской общины, как и суфийской, в Дагестане началась сразу с крахом Советского Союза. Между этим двумя общинами сразу возникли богословские разногласия, которые постепенно накаляли между ними отношения.

Пока суфийская община Дагестана укрепляла свои позиции в возглавленном ее представителями Духовном управлении мусульман республики, салафиты укрепляли свои позиции в среде молодежи.

Апогеем военно-политического противостояния наиболее жестко настроенной салафитской части общины и властей Дагестана стали события 1999 года, когда Москва взялась за уничтожение салафитских анклавов в Кадарской зоне и Цумадинском районе республики.

После несколько лет масштабных преследований со стороны силовиков салафитам все же удалось сохранить свой костяк и выдвинуть из своей среды новое поколение проповедников, таких, к примеру, как Надыр абу Халид и Абу Умар Саситлинский.

На волне не прекращающейся активности боевиков в Дагестане, местные силовики продолжали давление на салафитскую общину республики. Это был период массовых похищений салафитских активистов неизвестными лицами.

В ответ на эти регулярные похищения салафиты Дагестана организовали несколько многотысячных митингов протеста в центре Махачкалы с выдвижением жестких ультиматумов республиканским властям.

В этой ситуации прежний глава республики Магомедсалам Магомедов инициировал широкий трехсторонний политический диалог между властями, Духовным управлением и салафитской общиной.

Этот момент, пришедшийся на 2011-2013 годы, стал историческим шансом для дагестанских салафитов по обретению полной общественной и политической легитимности и превращению в полноправную часть дагестанского общества.

Упущенный шанс

На волне этого диалога властями было создано много форматов для вовлечения салафитской общины в легитимную часть общественных, правовых и политических процессов в Дагестане.

Среди них стоит перечислить Комиссию при президенте Дагестана по адаптации к мирной жизни боевиков, сложивших оружие. В эту Комиссию полноправными членами были приглашены лидеры салафитской общины республики.

Кроме того, один из лидеров салафитской общины Аббас Кебедов стал членом Общественной палаты Дагестана. Широкую адвокатскую деятельность развернул в этой время спикер салафитской общины Зияудин Увайсов.

Также в эти годы был развернут широкий общественный примирительный процесс между салафитской общиной и Духовным управлением мусульман Дагестана. По итогам этого диалога сторонами был принята даже совместная Резолюция.

В этом документе и салафитская община, и Духовное управление мусульман Дагестана принимали на себя обязательства не провоцировать ситуацию и создать совместную структуру для решения всех возникающих богословских и политических спорных вопросов.

Однако, убийство боевиками суфийского духовного лидера шейха Саида афанди Чиркейского, а также приход к власти в Дагестане Рамазана Абдулатипова привели к полному сворачиванию диалога между властями, муфтиятом и салафитами.

Сегодня можно сказать, что салафитская община Дагестана не сумела в полной мере воспользоваться выпавшим ей историческим шансом для того, чтобы превратиться в полноправную и легитимную общественную и политическую силу Дагестана.

Причины упущения

Среди основных причин, которые не позволили салафитской общине республики использовать этот шанс, кроме смерти Саида афанди Чиркейского, политики Рамазана Абдулатипова и давления силовиков, следует назвать следующие:

Лидеры салафитской общины так и не смогли выработать глубокое богословское обоснование для своих последователей, почему их общине нужно становиться легитимным участником общественного и политического процесса в Дагестане.

В основной своей массе салафитская община республика, особенно ее самая молодая часть, так и не осознала и не приняла смысла сближения с властями и Духовным управлением мусульман, считая это непозволительным нарушением практики пророка Мухаммада (мир ему).

На этом фоне лидеры салафитов не смогли добиться должной консолидации вокруг себя всей общины, а также жесткой дисциплины в рядах своих последователей для того, чтобы гарантировать исполнение всей общиной обязательств, взятых на себя салафитами в диалоге с властями и муфтиятом республики.

Лидеры салафитов, чувствуя растущее раздражение, недоверие и даже отторжение со стороны своих последователей из-за развивающегося диалога, целенаправленно начали тормозить переход от совместных резолюций к конкретным шагам в правовом, общественном и политическом поле республики.

Другими словами, сами лидеры салафитов не продвинулись дальше статуса членов Комиссии по адаптации и Общественной палаты, не приняли на себя больше никаких общественных статусов, не вступили с властями в долгосрочные отношения.

Отсюда, салафитская община не смогла перевести свои развивающиеся отношения с властями и муфтиятом республики в системный формат и закрепить их в правовом поле через создание совместных структур, вхождение лидеров салафитов в саму систему Духовного управления, Советы алимов и структуры наподобие Межрелигиозных советов и т.д.

Вместо этого салафитская община предпочла сохранять формат полной независимости от всех видов общественной, правовой, политической и иной ангажированности с властями, идя на поводу у своей самой жесткой части последователей.

Постепенно слишком большая зависимость лидеров салафитской общины Дагестана от своих самых жестких и несговорчивых последователей привела к росту внутренних противоречий и распаду самых сплоченных салафитских джамаатов при мечетях на улице Котрова и Венгерских бойцов.

Кроме того, сильным ударом по позициям салафитов перед лицом властей стал массовый отъезд их сторонников в Сирию для вступления в ряды запрещенной в России организации ИГ.

Все эти факторы и привели к стремительной утрате салафитами инициативы в общественном поле, их выпадению из общереспубликанского общественного, правового и политического процесса, утрате ими своей влиятельности и новому росту давления со стороны властей.



комментариев