Российские мусульмане и кризис в Сирии

Разговор о российской внешней политике и мусульманах будет не полным, если не коснуться сирийского кризиса. Сегодня Сирия - это самый острый вопрос не только российско-арабских отношений, но и для всей отечественной внешней политики. Более того, последнее время по СМИ прошло несколько материалов о позиции российских мусульман в сирийском кризисе и о его влиянии на них, которые носят демагогический характер. В общем, есть смысл подробно остановиться на этой теме.

Нельзя, конечно, сказать, что сирийская проблематика имеет для масс российских мусульман первостепенное значение. Это касается внешней политики вообще. Главное для них – внутренние дела.

Но это не означает, что ситуация в Сирии российским мусульман совсем «до лампочки». То, что там происходит, очень волнует активный слой исламской общины. Это касается как людей, вовлеченных в деятельность тех или иных формальных структур (муфтияты, исламские центры, СМИ и проч.), так и неформальных лидеров, активистов, блогеров и т. д.

Если судить по публикациям и откликам в исламских СМИ, по комментариям, блогам, и по деятельности официальных и неформальных структур, в целом, российские мусульмане склоняются к оппозиции, ведущей борьбу с режимом Башара Асада, хотя и не солидаризируются с ней полностью. С углублением гражданской войны в Сирии эта поддержка, тон публикаций и оценок в СМИ, и Интернете вообще, становится жестче.

Между тем, есть небольшая группа активных пользователей Интернета, которая поддерживает правящий режим, исходя не из характерных для современного исламского мира оценок происходящего в Сирии, а из неких державно-антиамериканских идей, распространенных в России. В этих кругах чувствуется влияние государственного отечественного телевидения и нашей «старой доброй» конспирологии.

Встречаются даже такие, кто называет себя салафитами, но исповедует идеи «Зеленой книги» Муаммара Каддафи и симпатизирует алавитскому по преимуществу режиму Асада. Тех же, кто борется против него, и вообще арабских революционеров, они называют агентами сионизма и масонства. Такого рода микс сложно представить где-либо, кроме постсоветского пространства, мусульмане которого до сих пор остаются периферией уммы.

Официальные мусульманские структуры разошлись в отношении к сирийскому кризису. Российская ассоциация исламского согласия, которая, впрочем, имеет неоднозначную репутацию и не пользуется серьезным влиянием среди верующих, заняла позицию безоговорочной поддержки дамасского режима. Его лидеры посещали Сирию по приглашению властей, они сопровождали муфтия Ахмада Хассуна во время его визита в РПЦ в сентябре прошлого года.

Совет муфтиев тоже поддерживает отношения с Хассуном, никогда не заявлял о безоговорочной поддержке повстанцев и нелегитимности Асада. Но при этом СМР посещали представители сирийской оппозиции, а делегация Совета была первой из России, кто поехал в страны победившей Арабской весны и провел соответствующие встречи.

Позиция СМР по сирийскому вопросу более взвешенная. А учитывая то, что в свое время Равиль Гайнутдин поддержал резолюцию ООН по Ливии, которая оказалась решающим фактором в победе антикадаффийских сил, неудивительно, что официальный Дамаск в лице своих религиозных структур последнее время несколько дистанцировался от ведущей отечественной мусульманской организации, воспринимая ее позицию как нейтрально-позитивную в отношении противников Асада. Правящий режим предпочитает иметь дело с теми, кто безоговорочно находится на его стороне, без каких-либо оговорок.

Что касается КЦМСК и ЦДУМ, то они особой активности по сирийской теме не проявляют.

Отдельно надо сказать о слухах относительно наших соотечественников, воющих в Сирии на стороне повстанцев, о чем стали громко заявлять последнее время разного рода пропагандисты и даже строить на этой почве различные обвинения. Не отрицая наличия отдельных добровольцев из России в рядах оппозиции, говорить о массовом участии не приходится. И в основном речь идет о наших соотечественниках, которые проживали в Сирии в 90-е и 2000-е годы, т.е. не приезжали туда специально для участия в войне. Таких очень много, особенно из республик Северного Кавказа. Они прихали туда в основном на учебу, остались там, занимались бизнесом и проч. Кто-то из них решил не возвращаться, а присоединился к оппозиции. Потом есть кавказцы – потомки переселенцев XIX в., которых также иногда объявляют «исламскими экстремистами» из России.

Надо оговориться, что россияне воют и за Асада или всячески помогают властям в их борьбе с повстанцами. Такого рода конфликты, как в Сирии, всегда привлекают людей со всего мира, которые хотят поддержать идейно близких. Ничего нового и особого тут нет.

Сирийский кризис выявил два важных для специалистов, изучающих развитие российских мусульман, момента.

1. Чем выше вовлеченность в глобальные исламские информационно-идеологические процессы, тем выше уровень общемусульманской солидарности в России. Это напрямую относится к проблеме Сирии. Так, именно в Дагестане прошел пока единственный пикет в поддержку сирийской оппозиции, и именно там идет активный сбор помощи сирийским беженцам. В бедной республике за считанные дни собрали 1,5 млн. рублей.

Дагестан на сегодня является самым исламизированным регионом России. Его мусульманская община серьезно вовлечена в международный идейно-информационный обмен. Это касается всех течений – от салафитов до суфиев. Там живет множество тех, кто учился в арабских странах, в той же Сирии, владеет арабским языком, смотрит панарабское ТВ и регулярно посещает сайты ведущих богословов и проч. Более того, у Дагестана и Сирии давние исторические связи, особенно по религиозной линии.

2. Сирийская проблема отчетливо показала пределы сближения собственно исламской общины России с разного рода силами и группами, с которыми все постсоветское время у нее складывались неплохие отношения.

Например, к последним можно отнести представителей державно-патриотической общественности, которых можно персонифицировать в фигуре Александра Проханова. Они заняли проасадовские позиции, при этом умудряясь поддерживать египетских «Братьев-мусульман» и ХАМАС, которые, естественно, на стороне повстанцев.

Также высветилась грань в отношении к Ирану. Если до Сирии в целом у активных российских мусульман присутствовал позитивный взгляд на политику этой страны и ее роль в умме и в мире, при этом на регионально-экспансионистском и шиитском ее характере предпочитали внимания не акцентировать, то сегодня Ирану даются прямо противоположные оценки. Быстро вспомнились все то, что раньше вслух не проговаривалось из соображений общемусульманской солидарности.

Гейдар Джемаль, на котором стоит остановиться отдельно, тоже крупно потерял на сирийской войне. Он и его единомышленники заняли позицию близкую к официальной российской.

После того как на «1 Канале» он заявил, что победа повстанцев в Сирии и консолидация суннитов грозит Москве войной, и поэтому она должна срочно еще больше сблизиться с шиитским Ираном, Джемаль практически исчез с исламских сайтов. Информация о нем и его высказывания, если и встречаются, то только в негативном ключе. Это при том, что ранее глава Исламского комитета России был одним из интеллектуальных хед-лайнеров отечественной мусульманской общины.

В ответ Джемалю вышло сразу несколько критических материалов. После этого он немного скорректировал позицию. Стал призывать к суннитско-шиитскому диалогу, разделил Саудию (с которой, по его мнению, никаких дел быть не может) и Катар (с которым диалог возможен). Но особого успеха не имел.

Однако говорить о российских мусульманах как о серьезной факторе, влияющем на политику нашей страны в отношении Сирии, говорить не приходиться. Куда более активную роль играют деятели народно-патриотического лагеря, разного рода востоковеды и отставные сотрудники МИДа и спецслужб, которые составили своего рода проасадовское лобби.

Сами мусульмане особо не стремятся выступать в роли важного игрока на сирийском направлении. Власти также не ожидают от них подобной активности, хотя и обращаются порой с просьбами посодействовать улучшению имиджа Москвы в арабском мире, который серьезно пострадал за последние 2 года. И дамасский режим, в принципе, равнодушен к фактору мусульман. Он, как было сказано, в основном работает с державниками-антизападниками. Но и оппозиция всерьез на российских мусульман не рассчитывает, возможно, понимая слабость и рыхлость их позиции.

Абдулла Ринат Мухаметов, первый заместитель руководителя Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир».

Доклад на заседании Совета по внешней и оборонной политике «Российские мусульмане и российская внешняя политика», Москва, 14 марта 2013 г.



27 комментариев


  1. (19.03.2013 20:41) #
    -1

    "Встречаются даже такие, кто называет себя салафитами, но исповедует идеи «Зеленой книги» Муаммара Каддафи и симпатизирует алавитскому по преимуществу режиму Асада."
    Это скорее всего обо мне. Казалось бы мелочь, а все равно приятно.:) Только автор почему-то причислил меня к салафитам. Вообще-то я суннит. Разрушительную идеологию ваххаббизма и салафизма я категорически не приемлю.
    Идеи "Зеленой книги" М.Каддафи я разделяю потому что, они были воплощены во вполне успешную модель исламского государства, а не просто остались на бумаге в виде бесполезной теории.
    А что касается алавитского режима Асада, то я буду симпатизировать любому режиму противостоящему гегемонии мирового капитала.

    • (19.03.2013 23:38) #
      1

      А может это про Муаммара, который здесь писал много. Почему ты гринпис на свой счет это берешь? Там же про псевдосалафитов. Или ты ники меняешькак перчатки? Чио то вы ребята запутались кто выиза что

      • (19.03.2013 23:49) #
        0

        Может быть и про Муаммара, но он тоже насколько я знаю не салафит.

        • (20.03.2013 10:59) #
          0

          Скажем так, в настоящее время термин салафийя применяется и в смысле "обновления", "реформы" и при этом подразумевает пересмотр функциональных устоев ислама, и в прямо противоположном смысле, как синоним понятия усулийа. Термин, относящийся к мусульманским религиозным деятелям, которые в разные периоды истории ислама призывали соблюдать образ жизни ранних поколений мусульман, праведных предков. В первую очередь к праведным предкам относили представителей трех первых поколений мусульман, асхабов(сподвижников, табийун и табиу ат-табийун(последователей), чья роль в формировании ислама сделала образ для всех последующих мусульман. Если исходить из этого термина, то да, я в каком то смысле салафит, также как и какими были наши предшественники. А наши предшественники поступали каким образом? каким образом поступали основатели масхабов? имама аш-Шафии Харун ар-Рашид бывший тогда халифом, чуть не отрубил ему голову, но он не поднялся против правителя, Имам Ахмад провел столько лет в тюрьме, куда его посадили мутазилиты, и он не говорил что надо сносить этот "тагутский режим", как сегодня говорят в отношении Сирийского Бааситского режима. Ибн Хазм провел в тюрьме в связи с политическими притязаниями. Имама Абу Ханифу халиф мучил в тюрьме, и несмотря на это он не говорил, что надо сносить режим, как говорят сегодняшние типа"салафиты". Имамы были намного умнее нас, и они знали, что если снести правителя, то будет смута, время которой будет длится долго, и от которой погибнут много не в чем неповинных людей. Короче нам нужен новый Хаджадж, который бы сначала высек всех тех, кто сеет смуту, а потом бы начал восстанавливать порядок в умме, пусть даже и жесткими методами, другими в наше время к сожалению никак.

          • (20.03.2013 15:18) #
            0

            Необходимость этих реформ продиктована в первую очередь появлением новых технологий, СМИ, интернета и т.д..

          • (21.03.2013 09:20) #
            0

            а вы считаете Асада халифом?

    • (20.03.2013 02:55) #
      1

      Какой кризис придумают сионисты для наивных налогоплательщиков, такой и будет им казаться самым главным кризисом на свете.

  2. (19.03.2013 21:06) #
    -2

    хузина и салмана давно нагнали с РАИС. не надо больше ассоциировать эту организацию с ними.

    • (19.03.2013 23:36) #
      3

      http://www.raisrf.ru/ - посмотрите этот сайт. Это официальный сайт главы РАИС Рахимова. В новости за сегодняшний день салман назван главой Совета улемов РАИСа. Да и сам рахимов тоже в асадовских кругах приятный гость.

  3. (19.03.2013 21:55) #
    3

    Да! Мы не можем похвалиться сплоченностью уммы, но для сплоченности очень много проводится мероприятий. По воле Аллаха умма будет как единый организм, которая будет занимать весь мир ИншАллах!!!

  4. (20.03.2013 03:11) #
    1

    Ситуация в Сирии ясна как полная Луна среди ночи -

    1. В начале кризиса демократическая оппозиция и угнетенная часть суннитов имели полное моральное и юридическое право требовать реформ от Ассада.
    И Ассад в конце концов согласился на реформы. Но...

    2. Поддержка Ассадовской Сирии антисионистского движения сопротивления Хезболла и Ирана, а также сохранение за Россией морской базы Тартус с выходом в Средиземноморье, делает Ассадовский Режим для сионистов одной из ключевых целей на уничтожение в борьбе за Израильское Доминирование на Ближнем Востоке.

    3. Поэтому Сионисты в нужный момент перехватили легитимные и морально обоснованные требования Сирийской оппозиции установили над ней контроль посредством поставки вооружения, финансов, медийной и политической поддержки на Западе. Тем самым, правильная со всех сторон когда то Сирийская Оппозиция перевоплотилась сегодня в абсолютно марионеточную Сионисткую Оппозицию, решающую на данный момент не задачи Сирийского Народа, а задачи Англо-Американо-Израильского Сионистского Союза в регионе.

  5. (20.03.2013 10:24) #
    2

    Меня вот другой вопрос волнует, ладно там эти теории заговора и т.д. Давайте ближе к реальности. Первое что меня действительно волнует, Это то, как после всех этих событий Сирия будет дальше существовать? Асад то по любому рано или поздно уйдет, тем более его срок правления заканчивается в 2014 году, то есть через год. Мне вот интересно дальше то что? страна фактически разрушена в хлам. Один Дамаск имеет (пока) более мене добротный, нетронутый войной вид. А так почти всю Сирию надо восстанавливать и заново отстраивать, кто это будет делать? сирийская экономика убита, остается только только надеяться на помощь доноров. Кем будут те доноры, кто будет все это отстраивать и заново вливать деньги в сирийскую экономику? (если конечно еще Сирия останется как государство в тех границах, так как у израиля есть свой интерес в этой войне и в случае падения Асада израиль планирует прихватить дежурный ломоть сирийской территории(под предлогом типа безопасности), кроме того израиль планирует попросить "помощи" и обаму на бомбардировку Ливана (сегодня кстати как раз в израиль прибыл). Все эти вопросы я задаю к тому, что после нынешнего сирийского режима (некоторые его почему-то считают западным)придет гораздо более прозападный режим со всеми истекающими из того демократическими ценностями, ведь мы прекрасно знаем, что революцию задумывают гении, - делают её фанатики, а пользуются её плодами мерзавцы. Так вот и в этом случае, те кто воевал и воет за шариат в Сирии, используются разными спецслужбами как своего рода таран, который после выполнения своей миссии будет ликвидирован и на его место придут другие (уж простите за конспирологию, но Премьер-министром сирийской оппозиции стал американец). В свое время замечательный французский геополитик Дель Валь написал книгу под неброским названием "Соединенные Штаты и исламизм", где собственно на пальцах показал, как штаты создавали разные по роду, но конструктивные по сути радикальные движения в исламских странах, чтобы использовать эти движения против светских режимов, которые будучи не в конфликте с Западом, тем не менее играли собственную игру. Далее пишет автор книги, что эти организации в плане звездно полосатых, сносят эти режимы, и на смену им приходят анклавы разделенных племен, кланов, с которыми то и потом воюют штаты под предлогом борьбы с "терроризмом" и таким образом оккупируют страну или страны, своего рода скрытая интервенция под предлогом борьбы с терроризмом, который они же сами и взращивали. Вроде бы бред, кто в такое поверит, но дело в том, что книжка была написана давным-давно еще до всех этих сирийско-ливийских событий, и глядя на сегодняшнюю ситуацию и анализируя события, прям нехотя приходишь к выводу, что так оно и есть. Все эти средства ПВО у сирийско-турецких границ (члена НАТО между прочим), да что там ходить вокруг да около, вчера была новость, что "войска НАТО готовят план военной операции в Сирии и готовы предпринять "действия сходные с ливийскими". Что это как не заговор? конспирология? можно конечно сказать что это не так, дела обстоят иначе, но как говорится не важно кем был написан этот сценарий, главное, что это работает. И уж простите, но я вижу как это работает на примере многих государств, когда звездно полосатые сносят арабские режимы и на их место приходят откровенные марионетки, и не важно к какой ветви ислама эти марионетки принадлежать, будь это шиитская или суннитская марионетка, в данном случае американцы сделали ставку на суннитских марионток, в Ираке на шиитских, в Ливии на сенуситских...

    • (20.03.2013 10:54) #
      0

      Неистово плюсую! :)

    • (20.03.2013 11:07) #
      0

      У вас проблемы с упованием на Аллаха? Если Аллах скажет Будь, то будет!!!! Если раб выбрал Аллаха Покровителем, ТО Аллах его некому не отдаст!

      • (20.03.2013 12:04) #
        0

        Знаешь Антон, почему арабы проиграли практически все войны с Израилем? не знаешь? а я тебе сейчас скажу почему. Да потому что арабы постоянно думали о будущем, а евреи о настоящем. Можно конечно сколько угодно анализировать эти поражения, но факт остается фактом, мусульмане при всей их многочисленности не смогли удержать Землю, и вынуждены были отдать ее сионистам, которые уже больше века ее удерживают, да и не просто удерживают, так еще и границы увеличивают за счет арабских земель, и к тому же двадцать ядерных боеголовок создали, которые сделали этот сионитский анклав лидером в военно-техническом отношении в этом регионе. А все это у них получилось сделать потому, что как я уже писал выше, арабы много думают о будущем, но забывают думать о настоящем, даже нет, не думать, жить настоящем, в настоящей реальности, а не в каком-то будущем, которого может и не будет, так как Аллах наказывает тех, кто его ослушается, вот и в этом случае он наказывает мусульман за то, что они вместо того, чтоб объединится, и выступить единым фронтом, начинают между собой выяснять отношения, ведь известная доктрина Израиля "арабы никогда между собой не договорятся", на этой доктрине держится ихнее псевогосударство. А мусульмане продолжают выяснять между собой, у кого более правильный манхадж, забывая о том, что умма находится в полном упадке. Мы не создаем ничего, чем могли бы гордится, культура, искусство, технологии, открытия - все у нас ушло в прошлое, которым мы любим гордится, при этом забываем, что в настоящем. И как говорил наш Пророк (мир ему), "Уповай на Аллаха, но крепче привязывай своего верблюда".

        • (20.03.2013 12:32) #
          0

          В любом варианте нужно уповать на Аллаха! От нас положение от Аллаха результат. Каждый мусульманин будет отвечать перед Аллахом сам! Что он сделал для изменения той или иной ситуации! Ислам будет править миром и эта аксиома! Все по воле и обещанию Аллаха!

          • (20.03.2013 18:33) #
            0

            "… все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого". Сура ан-Ниса 79 аят.

            • (20.03.2013 21:35) #
              0

              . Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях. Если их постигает добро, они говорят: «Это — от Аллаха». Если же их постигает зло, они говорят: «Это — от тебя». Скажи: «Это — от Аллаха». Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят? (4-78)

              • (20.03.2013 22:07) #
                0

                "Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?» Скажи: «От вас самих»". Сура Ааль Имран 165 аят.

          • (20.03.2013 19:35) #
            0

            Ислам — вера созидательная. Это вера человека, сопротивляющегося несчастьям с именем Аллаха на устах, а не того, кто уступает несчастьям, полагаясь на Аллаха, и даже не использует возможности, чтобы устранить несчастье.

        • (20.03.2013 13:25) #
          2

          Муаммар, ты ошибаешься, арабы проиграли не все битвы с сионистами.

          Последний успех принадлежит Хезболле, когда она вынудила Израиль уйти из оккупированного Южного Ливана в 2000, а затем показала сионистам кто в Ливане хозяйн в 2006-м.
          Именно по этой причине Неоконы вовсю пытаются убрать Иран и Сирию, как главных спонсоров успеха Хезболлы. Поэтому не все так мрачно как кажется, если братья шииты смогли навешать сионистам, то почему мы сунниты вместо помощи готовы отдавать жизни в борьбе против шиитов и в упор невидеть Израиль (Сирия - апогей этого примера)?

          • (20.03.2013 18:31) #
            1

            Вторая ливанская безусловно победа, но к сожалению всю историю арабо-израильских войн не назовешь успешной для арабов, это скорее такой своего рода утешительный приз, чем какая-то действительно конструктивная победа. Израиль очень мощное гос-во и не стоит его недооценивать. Сионисты просто давят этот регион, а в арабских странах лидеров попросту нет. Нет и сильных государств, которые могли бы противостоять этому звездно-полосатому альянсу. Вот сегодня смотрел в прямом эфире как Обама в Израиле речь произносил, открытым текстом говорит, что "Израиль - это наша сфера "жизненных интересов" и за него мы готовы воевать", вот они и воюют. Ирак мешал Израилю, Штаты его разбомбили. Что там дальше, Каддафи не признавал Израиль, тоже попал под каток и Ливия как государство исчезло с политической карты мира. Дальше что там, Хезбалла, которую ты упомянул мешала Израилю, так сионисты устроили в Сирии гражданскую войну, и теперь тыла у Хезбаллы в виде Сирии уже нет, так что вот такой нехитрой схемой стравливания, они устранили нескольких противников. Один плюс, что Израиль лишился союзника в лице Мубарака в Египте. Но думаю Мурси будут сейчас давить со всех сторон (что в принципе уже происходит), золотовалютный запас на треть сократился, если не на больше, и скорее всего Египет задушат экономически, а потом подсадят на кредиты.

            • (20.03.2013 19:17) #
              2

              Проблема Ирака, Ливии и Талибов была в том, что они не ожидали атаки от сионистов, и не создавали стратегические мусульманские антисионистские союзы между собой, как итог волк их сьел по одному. Проблема сионистов в Сирии же заключается в том, что Ассад вовсе не питал никаких надежд на мирное сосуществование с Израилем, и заранее принял участие в союзнической антисионистской оси Иран-Сирия-Ливан, что и помогает Сирии устоять до сих пор.

              Думаю и другим жизненно необходимо вступать в эти союзы, и речь прежде всего идет Пакистане и Египте.

              • (20.03.2013 19:34) #
                0

                Согласен.

              • (21.03.2013 00:38) #
                0

                Согласен. Проблема исламского (арабского) мира в неспособности создать действенную, авторитетную, наднациональную объединенную структуру. На уровне глав государств создание такого органа, как мне кажется, невозможно в принципе. Приоритет материальных интересов будет естественным образом довлеть при принятии решений. Деятельность ЛАГ и ОИС тому свидетельство, да к тому же, как видим, они находятся под серьезным внешним влиянием. Остается единственная возможность создания авторитетного наднационального органа, способного предупреждать и останавливать такого рода кровавые противостояния, - это объединение высоких духовных авторитетов, признающих несомненный приоритет общемусульманской солидарности, основанной на нашем Вероучении. Вероятно, государственные органы исламских стран могли бы официально делегировать мироустанавливающие полномочия своим духовным представителям вплоть до принятия решений принудительного характера в определенных условиях. Противостоять воинствующим сионистам - это в первую очередь - не воевать между собой. Ну а поводом для инициации учреждения такого органа могло бы стать недопущение массовой резни со стороны "победителей" в сирийской бойне.
                К сожалению, Саддам, Каддафи, Ассад оказались людьми не способными видеть себя вне власти. Цена этой слепоты - уничтоженная инфраструктура и упадок на многие годы.

  6. (20.03.2013 14:52) #
    3

    Салам Алейкум, по моему Муаммар, как никто, ясно всё изложил. В настоящий момент всё так и обстоит.
    Наверно сми одна из рук даджаля, раз и Мусульмане попали под его влияние, и убивают друг друга.

  7. (21.03.2013 09:44) #
    0

    развитие общества происхожит только когда оно осознает свою идеологиюи готово терпеть все трудности за ее победу. У Исламской идеологии есть ответы на все вопросы, проблемы и кризисы: как объединить людей, как действовать, как победить в политической борьбе и в "информационной войне"и др. Сегодняшний день показывает, что мусульмане уже никогда не будут прежними,они переступили многолетний страх перед тираническими режимами и стали понимать, что без Исламского правления им не спастись от оккупации Израиля и Запада, а также что только единый исламский правитель прекратит все междуусобные конфликты арабов(конфликты эти не прекращаются как раз из-за наличия разных правителей).