Про «креативность» и «креатив» в последние пять-десять лет у нас, как кажется, не говорит только ленивый. Между тем, креативность - это гораздо больше, чем модное словцо. Креативность, способность к творчеству, к постоянному производству новых идей, успешных экономических, политических, общественных моделей - это движущая сила современного экономического и политического развития. Именно благодаря своему креативному потенциалу исламское общество в свое время смогло построить величайшую цивилизацию в истории человечества.
Креативный потенциал мусульман
Чтобы добиться реального успеха, мусульманам необходимо научиться использовать свой интеллектуальный потенциал, развивать и раскрывать скрытые таланты, управлять своим интеллектуальным и креативным богатством. Каждому мусульманину стоит помнить о великом наследии исламской цивилизации, которая преподает нам образцы подлинного гуманизма, просвещения, плодотворного научного поиска, художественного творчества.
Одной из главных общечеловеческих ценностей, которые проповедуют Коран и Сунна, является способность человека к размышлению. Ислам поощряет и направляет творческий поиск для того, чтобы человеческая мысль постоянно развивалась и совершенствовалась. Во многих аятах Писания содержится похвала в адрес людей, задумывающихся и размышляющих над божьими знамениями, разбросанными по свету и находящимися в самом человеке. Коран призывает человека к полезному труду и порицает леность и бездействие.
Только на фундаменте Единобожия и постоянного усердия человека во славу Господа можно построить принципы истинной науки, производства, творчества, экономики, политики и всей мировой цивилизации. Коран содержит в себе колоссальный познавательно-креативный потенциал. Исламский мир всегда предоставлял мусульманам полную автономию в области интеллектуального, изобретательского и прикладного творчества.
Ислам и творчество вещи неразрывные, неотъемлемые друг от друга. Ислам не знает жреческого сословия священников, а следовательно, в нем не существует внешнего контроля, тяготеющего над словом поэта, пространственным решением зодчего и композиционным замыслом художника. Ислам всегда обладал мощным пространством креативности, в котором постоянно вырабатывались эффективные экономические и политические модели, расцветало производство и искусство.
В связи с этим вопрос о способности Ислама к творчеству, креативу и постоянному порождению новых эффективных моделей – вещь очевидная. Поскольку креативность — это и есть постоянная готовность к осознанной трансформации себя и мира, выхода за собственные пределы. «Ищи знание повсюду, пусть даже в Китае, стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки», — учил Пророк Мухаммад (мир ему).
Креативный класс на Западе
Роль креативности в человеческом обществе на современном Западе пытаются осмыслить через социально-экономические категории «креативного класса». Американский автор Ричард Флорида посвятил этому вопросу целую книгу, которую назвал «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее». В самом начале ее автор делает громкое заявление: «Современное общество имеет новую классовую структуру».
Его основой, по Ричарду Флориде, является «креативная экономика», а ядром - политическим, социальным и экономическим - так называемый «креативный класс». Непризнанный, но существующий, де-факто, новый класс, по мнению Флориды, имеет четкую структуру. В его центре находится так называемое «суперкреативное ядро» - «ученые и инженеры, университетские профессора, поэты и писатели, художники и актеры, дизайнеры и архитекторы, публицисты, редакторы, крупные деятели культуры, эксперты аналитического центра, обозреватели».
Однако, по мнению Флориды, к центральной группе примыкают, и все чаще проникают в нее, специалисты, работающие в «секторе высоких технологий, финансов, права и здравоохранения, а также управления бизнесом». Эти люди «участвуют в творческом решении проблем» по тем же творческим моделям, так как это «как правило, подразумевает высокий уровень образования, а тем самым и человеческого капитала», «умение всегда мыслить самостоятельно», «оригинальным образом применять (или комбинировать) стандартные подходы» и т. д.
Они «опробуют и совершенствуют новые технологии, лечебные протоколы или методы менеджмента, а также разрабатывают их». Если эта деятельность начинает занимать у них основное время, они входят в суперкреативное ядро класса. На границах же класса располагаются лаборанты и технический персонал, способный творчески подходить к решению конкретных проблем и проявлять самостоятельность в их принятии.
Креативность, как основа человеческого общества
Что же такое пресловутая «креативность», являющаяся основной характеристикой нового класса? Почему этой особенности какой-то отдельной социальной группы уделяется такое пристальное внимание?
Все дело в том, что креативность - это способность человека к производству новых форм и моделей, которые можно с легкостью распространять и широко использовать. Сюда относятся, например, разработка новых экономических, политических, военных моделей организации общества, новых видов продукции для массового производства, продажи и потребления, изобретение схем и стратегий достижения победы в конкурентной борьбе. Одной из первых подобных идей, которая перевернула историю человечества, стала, например, пришедшая тысячелетия назад в голову кому-то «концепция колеса», осуществившая в истории человечества настоящую креативную и производственную революцию.
Способность к созданию таких практических идей и форм является одной из основных для человека. Вся разница, однако, в том, что способность к креативности становится центром и основой современной экономики и политики. В «креативной экономике» технологии и открытия начинают играть ключевую роль.
Насколько известно, понятие «креативной экономики» было введено в оборот журналом «Business Week» в августе 2000 года. Затем Джон Хокинс в своей книге 2001 года с подходящим названием «Креативная экономика» сделал попытку разделить ее на пятнадцать отраслей «креативной индустрии», включающие программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, такие как кино и музыка.
В течение XX века креативный класс вырос в десять с лишним раз, с трех миллионов человек до сегодняшнего уровня; только с 1980 года его численность более чем удвоилась. Приблизительно 15 миллионов специалистов, более 12 % рабочей силы США, принадлежит к его суперкреативному ядру. Сегодня в США креативный класс численно превосходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех, кто трудится на производстве, в строительстве или на транспорте.
Креативный прорыв уммы
Креативный класс в истории Ислама не только существовал всегда, но этим классом являлось практически вся умма. Поскольку каждый мусульманин, стремившийся к познанию своей религии, распространению Слова Аллаха на этой Земле и вознесению его превыше всего, неизбежно был вынужден искать все новые и все более эффективные пути достижения своих целей. То есть каждый мусульманин использовал и развивал свой креативный потенциал.
Но истинной креативной элитой, «суперкреативным ядром» уммы были, конечно же, передовые исламские ученые и муджтахиды. Вся исламская цивилизация в научном, интеллектуальном и технологическом плане в своей политико-правовой и социально-экономической основе была соткана огромным массивом знатоков Корана и Сунны. Весь социальный организм огромного государства на всех уровнях словно цементом и крепежными элементами был скреплен этим многочисленным ученым сообществом.
Это положение было предопределено тем фактом, что Коран и Сунна содержат в себе обязательства для мусульманина каждый свой шаг предпринимать только в соответствии с нормами, в них изложенными. А улемы, будучи по исламской традиции «наследниками пророков», являлись для обычных людей толкователями божьих законов и предписаний для каждой конкретной сферы человеческой жизни, выведения новых положений, фетв (богословско-правовых заключений), позволяющих применять эти законы к каждой новой нестандартной ситуации.
Именно эти интеллектуальные, творческие «прорывы» в области социального, политического, экономического фикха (шариатского права), а также точных наук, философии, духовной практики, изящных искусств и словесности, сделали Ислам одним из самых замечательных феноменов всемирной истории.
Но мусульмане со временем забыли, что любая цивилизация жива, пока у нее есть внутренние силы, чтобы давать ответы на новые вызовы и удовлетворять свои потребности. Умма пришла к упадку, когда в мусульманском мире иссяк фонтан изобретательности, творчества и креативности.
Сегодня мусульманское общество и его способности к творческому и креативному продвижению исламских ценностей и моделей в современном мире потихоньку возрождаются. Ислам – это вечно новое, авангардное духовно-интеллектуальное учение, которое в настоящее время властно вступает в свои права во всех сферах познавательной, творческой, креативной деятельности человека. Одним из примеров этого может служить скорость и успехи продвижения Ислама в западных обществах.
Как пишет доктор Альтаф Хусейн из американского Университета Говарда, все больше молодых мусульман достигают зрелости на Западе, их исламская идентичность подталкивает их к ее реализации и отражении в своих профессиях, а также в формировании новой альтернативной культуры. Продвижение Ислама и исламского образа жизни через творчество ученых, актеров, писателей, режиссеров, поэтов и художников не только предлагает мусульманам подходящую культурную альтернативу, но и параллельно дает понимание об Исламе и представителям других культур и религий.
Даниял Исаев