Рамадан

Умение слушать — ключ к жизни

«Отвечают только те, кто внимает. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему» (Коран, 6:36).

Этот аят говорит о двух категориях людей: внемлющих и мертвых. И их противопоставление подразумевает, что те, кто не внемлет, по сути, мертвы. И те, и другие имеют физические тела, двигаются, совершают какие-то действия, но Коран указывает на неосязаемую и невидимую реальность — реальность, которая станет очевидной только в Судный день.

«Ты был беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твое покрывало, и острым является сегодня твой взор» (Коран, 50:22).

Способность слушать играет ключевую роль в спасении человека. Одно из прекрасных имен Аллаха – Ас-Сами, Всеслышащий. Это имя человек должен выучить, чтобы воплотить в меру своих сил. Приведенный вначале аят указывает на то, что только слушающие по-настоящему живы, ибо только они получат живую воду Божественного руководства.

Слушать и слышать — это не одно и то же. Многие слышали благословенные аяты, читаемые чистейшим из созданий, но только те, кто их действительно услышал, прониклись подлинной верой.

«Верующими являются только те… вера которых усиливается, когда им читают Его аяты…» (Коран, 8:2).

Наверное, можно сказать, что слух — это функция физического тела, присущая и людям, и животным. Многие животные даже превосходят человека в этой способности. Но настоящее умение слушать — это функция сердца.

Слушать — значит понимать

Но почему же слушать так сложно? Ислам утверждает, что один из величайших врагов человека — это живущее внутри него эго. Это темная завеса, которая мешает свету веры проникнуть в человеческое сердце. И чтобы спастись, необходимо победить этого врага.

Человек должен повергнуть этого идола, чтобы постичь сердцем истину Единобожия. Эго с его ложью противно Аллаху и обладает разрушительным для человека качеством — гордыней. Эго ничего не хочет слушать, оно лишь хочет, чтобы слушали его.

Чтобы слушать, необходимо смирение — качество, практически неизвестное в современном обществе. Хороший урожай родится только на рыхлой и плодородной почве. Так и всходы веры могут пробиться только в сердцах, таящих это неоценимое богатство, увлажненных живой водой Божественного руководства.

«Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернется от него самый несчастный» (Коран, 87:9-11).

Самое ужасное, что современное общество строится именно вокруг этой обманчивой сущности — человеческого эго. Наша культура диктует важность внешнего показного счастья и ни во что не ставит истинное переживание счастья. Казаться стало намного важнее, чем быть. В условиях этой культуры больше всего восхищаются теми, кто как раз производит больше всего шума. Вместо того чтобы состязаться в стремлении заслужить Божественное милосердие и прощение, как призывает Коран, устраивают соревнование эго. При этом доминирует тот, кто громче кричит, даже если его слова не представляют никакой ценности. Главное — чтобы тебя слышали. Тогда как искусство слушания больше не считается достоинством.

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение …?» (Коран, 82:6).

Но в Судный день реальность бытия предстанет перед человеком во всей силе. Именно поэтому тем, кто не умел слушать в этом мире, уготованы мучительные сожаления. На вопрос, посылался ли им предостерегающий и не в них ли самих причина того, что они обречены на вечные страдания, они ответят: «…Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: "Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении"» (Коран, 67:9).

Но, безусловно, им будет известна причина их поражения, и они сами признаются: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени» (Коран, 67:10).

Итак, мы вновь должны научиться слушать, ибо наше неумение слушать окажется для нас роковым. Если мы все-таки упорно продолжим исполнять капризы своего эго — нам некого будет винить, кроме самих себя. И в таком случае в Судный день мы обречены встретиться с Божественным гневом.

«Они признаются в своем грехе. Прочь же, обитатели Пламени!» — заключает Коран.



20 комментариев


  1. (11.05.2017 10:39) #
    0

    Переводя на повседневную жизнь, человеку нужна диалогическая культура(культура диалога), культура монолога(неумение слушать и слышать других) зачастую манифестация своего эго.

  2. (12.05.2017 14:19) #
    0

    Не понравилась статья, ислам не утверждает что величайшее зло внутри человека - это его эго, эго не противно Аллаху, такого нет ни в Коране, ни в сунне, это вообще из другой оперы. Повырезали аяты из Корана и вставили в статью, они никакого отношения к теме эго не имеют, Иблис противостоит божественной сущности внутри человека, в природе зло отсутствует.

    • (12.05.2017 21:13) #
      0

      А как же нафс?

      • (13.05.2017 09:54) #
        0

        Нафс (араб) душа.

        • (15.05.2017 20:43) #
          0

          Душа и эго это одно и то же у не совершенствующегося человека.

          • (16.05.2017 14:06) #
            0

            Если мы будем заменять исламских понятия неисламскими, то от этого не совершенный человек станет еще более несовершенным.

            • (16.05.2017 14:42) #
              0

              А что здесь неисламское?

              • (16.05.2017 16:07) #
                0

                Само понятие эго.

                • (17.05.2017 22:34) #
                  0

                  Неужели само понятие /я/ отсутствует в исламе, в мусульманском обществе, у мусульманина?

                  • (18.05.2017 10:16) #
                    0

                    Посмотри как у тебя эго перерасло в нафс, а из него в понятие "я", попробуй сейчас вставить вместо эго в статье понятием "я" и посмотри какая белеберда получится у автора статьи.

                    • (18.05.2017 19:57) #
                      0

                      Мы говорим о разном. Доктринально, теоретически в исламе нет /я/, то есть оно не приветствуется, наша религия социальна, община на первом месте, но не будучи идеалистическим культом ислам оставляем место человеческим проявлениям в мусульманине, ведь, например, /я/ есть и в совести, и в характере, и в нафсе, и даже может быть в прямом и непосредственном обращении к богу.

                      • (18.05.2017 21:57) #
                        0

                        Если бы не было бы "я", мы бы тут не дискутировали, Понятие "я" есть в исламе, и оно, как и нафс (душа) не "противно Аллаху", как утверждается в статье, отличие ислама от других религий, где "эго" подавляется, в исламе /я/эго/душа/нафс не противно Аллаху, так как это Его дар нам, и "Ислам не утверждает, "что один из величайших врагов человека — это живущее внутри него эго". Это НЕ "темная завеса, которая мешает свету веры проникнуть в человеческое сердце."

                        Нафс - это то, что создал Аллах и то, что он заберет Себе.
                        и "Ни одна душа не понесет чужого бремени"

                        "И чтобы спастись, необходимо победить" Не "этого врага", потому, что это не враг человека, без нафса (души) человек - труп.

                        • (19.05.2017 11:05) #
                          0

                          А как же нелюбовь бога к гордыне, как же шайтан со своим /я/? Ислам религия, которую можно назвать естественной(не в плане языческих культов),нет самоистязаний, монашества, ухода от жизни и т. д., но /я/ в назидательном плане явно не приветствуется, а бог как Судья, скорее всего, вообще, отрицательно безразличен к любому /я/, ведь оно может мешать единству.

                          • (19.05.2017 13:52) #
                            0

                            Ничего подобного, как может Аллах быть отрицательно безразличен к "я" если он Сам это "я" вложил в человека? По изречению пророка (мир ему) "первая вещь, которую создал Аллах, есть дух." другими словами дух нисходит из Божественного порядка и как таковой пребывает непосредственно под этим порядком. Дух заключает в себе все Божественное знание о сотворенных существах. Это означает, что дух является истиной истин, или реальностью реальностей. И дух (рух) и нафс борются за обладание сердцем (аль-кальб) человека. У иблиса другая функция, так как человек создан из глины, а он из пламени (света), другими словами аналогии его "я" с человеческим не совсем корректны, тем более, что есть предание, что первым кто сделал аналогию (кияс) сравнив себя с человеком, был Иблис.

  3. (22.05.2017 14:34) #
    0

    /...как может Аллах быть отрицательно безразличен к "я" если он Сам это "я" вложил в человека?/
    Очень просто, как творец, который сотворил шедевр и "отдал" его, не "держится" за него как за фетиш.

    • (23.05.2017 11:54) #
      0

      Какое-то гностическое сравнение, Гордон помнится в интервью Познеру говорил, что "бог нами оставлен", мол "сделал и забыл", но это же не мусульманская интерпритация мироздания, а как же рух аль кудус?

  4. (23.05.2017 14:05) #
    0

    Здесь речь о том, что в исламе нет фетишизации творения, человека, нет сакрализации чего бы то ни было подобного. Гностика в исламе-суфизм, напрмер, не то же самое, что христианская гностика или буддизм, Аль - Араби писал, не помню где, в "Меканских откровениях",кажется, что бог в конце концов разочаруется в своём творении и уничтожит его. То есть, по большому счёту, воля его нам не известна, и как он и когда относится и отнесётся к /я/ человека.

    • (23.05.2017 14:58) #
      0

      Один факт того, что Он создал человека говорит о том, что Он Милостевый и милосердный, каким бы человек не был бы неблагодарным (как там у Достоевского, человек - это существо на двух ногах и неблагодарное), вопрос же состоял в том, что нафс и рух - это неотлемлемая часть человека, без которого он бы был глинянной куклой, но так как "я" есть, то оно будет воскрешено (ты ведь веришь в воскресение?), а не обезличино, как в буддизме, где концепция "я" отсутствует как таковая, в исламе "я" есть и оно будет Судимо на Страшном Суде в конце времен.

  5. (23.05.2017 18:25) #
    0

    /Я/ то существует, Он его создал, но может быть безразличен к нему, например, как программист безразличен или полубезразличен к исполняемому файлу с помощью которого только и может заработать программа. В воскрешение надо верить. Безличные концепции буддизма оспариваются кришнаизмом и т. д.

    • (23.05.2017 21:50) #
      0

      Если бы Он был безразличен,то не посылал бы пророков, но так как пророки (мир им всем) были Им посылаемы, то люди (инсан) Ему не безразличны, все предопределено (валь кадар).