Божественная любовь проявляется во всем сущем, чтобы верующие и неверующие наслаждались жизнью, пусть даже на короткий момент. Она же воплощается в сотворении рая для тех, кто выбрал добродетель, а не порок.
В последнем откровении Аллах говорит, что любит тех, кто творит добро (Коран, 5:13), справедливых (Коран, 3:146), кто уповает на Него (Коран, 3:159), кто часто обращается к Нему с покаянием и очищается (Коран, 2:222).
Одновременно через писания и пророков Он устанавливает, что есть добро, справедливость и благочестие. Следовательно, Бог больше всего любит тех, кто следует за пророками. В Коране Всевышний велит пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) сказать верующим: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной… "» (Коран, 3:31).
Следование за пророками должно выражаться не только в обязательных актах, предписанных Богом, но и в горячем стремлении совершать добровольные акты поклонения. Любовь Бога также выражается в Его милости и благословениях тем, кто их заслуживает или не заслуживает. Но особенно она выражается в Его желании прощать грехи всякому, кто обратится к Нему с искренним раскаянием. Раскаяние позволило стереть грехи Адаму и Еве – и это пример для всех их потомков на этом свете.
Независимо от тяжести грехов двери искреннего покаяния остаются открытыми до последнего дня этого мира. Передается от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах Всевышний сказал: "О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнув они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прошу тебя! О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи"» (Тирмизи).
Божественная милость
Что касается обитателей рая, то они войдут туда не только за свои добродетели – в конце концов, они окажутся там милостью Аллаха. Последний Пророк (мир ему и благословение) сказал об этом: «Никто не войдет в Рай только благодаря своим деяниям». Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Даже ты?» – «И даже я, если только Аллах не покроет меня Своею Милостью…» (Муслим).
Но Аллах распространяет Свою милость не произвольно, а на тех, кто обладает правильной верой и совершает благие деяния. В Коране Аллах говорит: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (Коран, 6:160).
Если бы Аллах спрашивал с людей по всей строгости, то ни одно благодеяние не перевесило бы злые деяния. Но Аллах проявляет Свое милосердие, умножая ценность благих деяний, а за злые деяния воздает только то, что за них причитается. Поэтому по божьей милости истинные верующие войдут в рай. Это не значит, что дела не имеют значения – дела имеют огромное значение, но они не являются решающим фактором, так как всех их перевешивает Божья милость.
Следовательно, создание человека, совершаемые им ошибки и добрые деяния – все это условия для проявления таких свойств Всевышнего, как милосердие и прощение, справедливость и милость.
Человек не должен спрашивать, почему Бог избрал такой способ проявления Своих качеств. Можно только предположить, что это наилучший способ, так как Творец называет Себя Премудрым и Всеведающим. А человек способен понять только то, что Он счел нужным ему открыть: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (Коран, 2:255).