Упорство во грехе влечет за собой ряд негативных последствий.
Имам ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) выделяет среди них следующие:
1. Грех препятствует получению знаний. Знание – это свет, проливаемый Аллахом в человеческое сердце, а ослушание гасит этот свет. Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я пожаловался [своему учителю] Ваки на слабую память, и он приказал мне оставить непослушание. Он сказал, что знание – это свет, и Он не дарует свой свет непокорным».
2. Грех мешает материальному благополучию. В то время как наличие таквы (богобоязненности) дает средства к существованию, ее отсутствие ведет к бедности. Ничто не улучшает материальное положение так, как оставление непослушания.
3. Грех означает ослушание Аллаха. Если бы карой за грех была только непокорность Аллаху, уже одно это было бы достаточным бедствием.
4. Непокорность ослабляет сердце и тело. Она ослабляет сердце – и это понятно, но этот процесс происходит до тех пор, пока жизнь сердца полностью не прекращается.
5. Ослушание уменьшает продолжительность жизни и сводит на нет любые блага. Если благочестие увеличивает продолжительность жизни, то греховные дела ее сокращают.
6. Непокорность дает свои плоды, из которых рождается новая непокорность до тех пор, пока всецело не поработит человека, и тогда от нее крайне трудно избавиться.
7. Грехи ослабляют волю и решимость сердца. Это значит, что склонность к ослушанию становится все сильнее, а желание покаяться – все слабее вплоть до того, что мысль о покаянии вообще затухает в сердце.
8. Любое ослушание напоминает о том или ином народе, уничтоженном Всемогущим Аллахом за грехи. Содомия – это наследие народа, среди которого жил Лот (мир ему), присвоение чужого и жадность – наследие народа пророка Шуайба (мир ему), стремление к земному величию и моральное разложение – это наследие народа Фараона, а гордость, высокомерие и тирания – это наследие народа Худа (мир ему). Поэтому непокорный чем-то сродни этим народам, которые были врагами Аллаха.
9. Непокорность ведет к тому, что Податель благ начинает презирать Своего грешного раба. Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Они стали презренны (в Его глазах), так как ослушались Его. Если бы они были достойными (в Его глазах), Он защитил бы их. Аллах, хвала Ему, сказал: "Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах"» (Коран, 22:18).
10. Последствия грехов, совершенных одним человеком, распространяются на тех, кто его окружает, даже на животных – вред затрагивает их всех.
11. Со временем грешить становится все проще. Кажется, что сердце грешника становится нечувствительным, и это признак серьезного поражения. Чем менее тяжким выглядит грех в глазах грешника, тем тяжелее он становится в глазах Аллаха. Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине верующий видит свои грехи, будто стоит у подножья горы, и боится, что она упадет на него, а распутник видит свои грехи так, словно муха села на его нос, а он щелкнул по носу, и она улетела» (Бухари)
12. Ослушание ведет к унижению. Достоинство целиком и полностью заключается в покорности Аллаху. Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Я видел, как грехи убивают сердца. Закоснелость в грехах – причина унижения, а оставление грехов оживляет сердца. Удержание души от греха лучше для вас».
13. Ослушание ослабляет разум. Разум – это свет, а ослушание гасит этот свет. Угасший рассудок означает слабоумие.
14. Ослушание по мере своего усиления запечатывает сердце, и оно становится небрежным и безрассудным.
«Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали» (Коран, 83:14)
15. Грех ведет к разного рода бесчинствам на земле, порче воды, воздуха, растений, плодов, мест обитания. Всехвальный сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (Коран, 30:41).
16. Грех убивает стыд, который составляет основу жизни сердца и фундамент для всякого блага. Бесстыдство ведет к исчезновению любого блага. Известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Стыдливость не приносит ничего, кроме блага» (Бухари, Муслим).
17. Грехи ослабляют восхваление Всемогущего Аллаха в сердце раба.
18. Из-за грехов Аллах забывает Своего раба и оставляет его один на один с его грешной душой и с шайтаном, и такое одиночество – причина пагубы, от которой нет спасения.
19. Грехи уводят раба от ихсана (совершенного поклонения) и лишают его награды за богоугодные дела, которые он мог бы совершить. И напротив, ихсан в сердце не оставляет места непокорности.
20. Ослушание ведет к прекращению милостей Аллаха и законному возмездию. Аллах щедро посылает милости своему рабу и не взыскает с Него, если только тот не грешит. За грех же причитается законное воздаяние. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Испытание посылается только за грех и преодолевается только покаянием».
Аллах (хвала Ему) сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Коран, 42:30).
Кроме того, Он сказал: «Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах» (Коран, 8:53).