Коран и Сунна Пророка (мир ему и благословение) указывают на то, что поступки человека занимают разные степени перед Всевышним. Среди этих поступков есть более важные и более любимые перед Ним, нежели другие.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вера состоит из более семидесяти частей. Наилучшая из них – произнесение слов «нет бога, кроме Аллаха», а наименьшая – устранение с пути препятствия (которое может помешать людям)» (Аль-Бухари, Муслим).
То есть эти части занимают разные степени.
Это различие основывается на ряде правил и критериев, которые должны нами учитываться. В данной статье мы подробно поговорим о некоторых из них.
Постоянство
Один из таких критериев – это постоянство, то есть действие должно носить постоянный характер. Здесь имеется в виду постоянство человека в совершении действия, а также проявление в нём усердия и настойчивости.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Для Аллаха более любимы постоянные дела, даже если их будет мало» (Аль-Бухари, Муслим).
Однажды Айшу, жену Пророка (мир ему и благословение), спросили: «Какие дела были более любимы для Пророка (мир ему и благословение)?» Она ответила: «Постоянные».
Однажды Айша стала рассказывать Пророку (мир ему и благословение), как молится одна из женщин, на что посланник Аллаха ответил, что люди должны делать лишь то, что им по силам. И также сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока вы не утомитесь, а больше всего Аллах любит такие дела, которые человек совершает постоянно».
«Аллах не утомится» – означает, что Он не перестанет вознаграждать человека и воздавать за его дела, пока человек будет совершать их. Следовательно, человеку следует браться за то, что он в состоянии совершать постоянно, чтобы Аллах постоянно вознаграждал его и оказывал ему Свои милости.
Благодаря постоянству, пусть даже в малом, продолжается поклонение и увеличивается награда, в отличие от больших, но редких поступков. В итоге награда от постоянных малых дел увеличивается и превышает награду за большие, но редкие. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) предостерегал сподвижников от чрезмерности в религии, опасаясь, что наступит день, в который человек утомится от непосильных дел, его желание продолжать эти дела иссякнет, и он остановится посередине пути. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Придерживайтесь умеренности. Если кто-нибудь начнёт бороться с этой религией, она непременно победит его» (Ахмад, Аль-Бейхаки). А также: «Не будьте слишком суровы по отношению к себе. Те, кто был до вас, погибли из-за того, что были суровы к самим себе» (Ат-Табарани).
Польза окружающим
Другим критерием в приоритете дел является польза. То есть совершаемое дело должно приносить как можно больше пользы для окружающих.
От Абу Хурейры передаётся, что однажды один из сподвижников проезжал мимо оазиса. Ему очень понравилось это место, и он подумал: «Прожить бы всю жизнь в этом месте, поклоняясь Всевышнему Аллаху. Но сначала надо посоветоваться с Пророком…» Когда он рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он ответил: «Не делай этого. Потому что место на пути Аллаха лучше для каждого из вас, чем поклонение в течение семидесяти лет…» (Ат-Тирмизи).
Отсюда же исходит и приоритет знания над поклонением, о котором говорится в ряде хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Потому что от поклонения пользу получает лишь сам поклоняющийся человек, что же касается знаний, то от них пользу получают и окружающие люди.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто призовёт к хорошему делу, получит за это свою награду тех, кто последовал за ним, и этот не уменьшит степень их награды» (Муслим).
Ибн аби Дунья передал: «Из людей самими любимыми для Аллаха являются те, кто более всего полезен для других. А из дел самым любимым для Аллаха является радость, которую ты вселяешь в сердце мусульманина, избавление его от трудностей, погашение долга за другого мусульманина и избавление его от голода».
Таким образом, более приоритетным является то дело, от которого окружающие получают больше пользы. Также любое дело, направленное на исправление общества или принесение пользы для общества, приоритетнее дела, пользу от которого получает лишь совершивший данное дело.
В Сунне мы можем встретить хадисы, в которых говорится о приоритете справедливого правителя над человеком, поклоняющимся несколько десятков лет. Один день жизни справедливого правителя может принести намного больше пользы для общества, чем поклонение одного человека. Восстановление справедливости в обществе, искоренение преступности, защита прав членов общества – подобное может обернуться огромной наградой Всевышнего Аллаха в Судный день.
Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба троих не отвергается: постящегося, справедливого правителя и притеснённого» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, Ибн Хиббан).
Продолжительная польза
Как отмечалось выше, чем шире область приносимой благим поступком пользы для людей, тем значимее это дело будет перед Аллахом. Но помимо широты значение имеет и время. Чем дольше будет сохраняться польза от совершённого дела, тем значимее и любимее оно будет перед Всевышним.
Исходя из этого принципа, предпочтительнее будет такая милостыня, польза от которой сохраняется дольше. Китайская пословица гласит: «Вместо того чтобы подарить бедняку рыбу, подари ему удочку, чтобы он смог её ловить».
Этим принципом объясняется преимущество «садака джария» – долгосрочной милостыни, польза от которой сохраняется и после смерти человека, давшего её. Например, благотворительный вакф, который мусульмане практикуют с пророческих времён и который получил широкое распространение в исламской цивилизации.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, его дела прекращаются, кроме трёх: «садака джария», знания, которые приносят пользу, и праведный ребёнок, обращающийся с мольбой за него» (Аль-Бухари).
О примерах «садака джария» (долгосрочной милостыни) рассказывается в другом сообщении: «После смерти человек продолжает получать пользу от следующих дел: знания, которые он распространил; праведный ребёнок, которого он оставил после себя; Коран, который он передал; мечеть, которую он построил; дом для бедняка, который он построил; канал, который он проложил; милостыня, которую он дал со своего имущества при своей жизни. Польза от этих дел достигнет его и после смерти».
Жизнь человека коротка, однако Аллах даёт ему возможность продлить её своими делами. Благодаря своим поступкам человек остаётся жив даже после своей смерти. Возможно, от его тела не останется и следа, но он будет жив посредством своих праведных дел.
Намерение и нрав
Физические дела не принимаются Всевышним, пока они не будут сопровождаться соответствующей духовной составляющей. Этой духовной составляющей является намерение. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и каждый человек получит лишь то, что намеревался обрести» (Аль-Бухари, Муслим).
Душа и сердце – это сущность человека. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В теле человека есть кусочек плоти, если он будет праведным, то и всё тело будет праведным; если же он будет скверным, то скверным будет и всё тело. Поистине, это сердце» (Аль-Бухари, Муслим).
Он также сказал: «Поистине, Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваши тела, Он смотрит на ваши сердца» (Аль-Бухари).
Всевышний Аллах сказал (смысл): «…в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (сура «Поэты», аяты 88, 89).
Нравственность и благие человеческие качества касаются внутреннего духовного состояния: альтруизм, скромность, умеренность, искренность перед Всевышним Аллахом, любовь к Нему, упование на Него, надежда, благодарность, терпение, самоконтроль и другие. Без сомнения, эти качества отражаются на всей жизни человека и являются залогом его благих поступков, относящихся к внешним делам, приносящим пользу ему самому и окружающим людям.