Разговор о закяте: оправдания против самих себя

Мы много говорим об исламе, о том, чего нам не хватает для того, чтобы отправлять свои религиозные обязанности, чтобы воспитывать детей в духе ислама, получать образование, вести бизнес и так далее. Но при этом, когда речь заходит об одной из наших обязанностей, об одном из механизмов, который предназначен для решения огромного пласта проблем — когда речь идет о закяте — мы, к величайшему сожалению, словно перестаем быть покорными Всевышнему — мусульманами, и порою начинаем всячески ухищряться и находить лазейки, лишь бы не заплатить закят, либо уменьшить его долю.

Удивительно, насколько глубоко в нас сидит все еще это советское мышление, законы которого гласят «пусть платят другие, но не ты», «как бы проехать зайцем», «если получил бесплатно — ты молодец!»

Закят — это наша обязанность, которая, наряду с молитвой, очищает и возвышает нас, дает нам возможность избавиться от зависимости от всего мирского и почувствовать в себе благодать дающего милостыню. Ведь сказано в хадисах пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что рука дающего лучше, чем рука берущего. Но сатана рисует нам картину бедности (Св. Коран, 2:268), и мы наивно полагаем, что, оставив себе имущество, которое подлежит выплате в качестве закята, мы обезопасим себя от нищеты. То, что подлежит выплате, уже не является нашей собственностью: «фи амвалихим хаккун маглюм» — «в их имуществах известная доля…» (Св. Коран, 70:24) Поэтому, не выплачивая закят, мы лишаем многих возможностей и прав нашу умму.

Давайте вспомним аят, где говорится, что Всевышний «купил у верующих их души и их имущество в обмен на рай» (Св. Коран, 9:111). О торговле душами есть интересный материал на «Ансаре».

Неужели мы не хотим поменять то, что у нас есть — тленное и временное — на райские блага? Неужели мы выбираем самообман? И, уже сделав шаг в направлении Рая, отворачиваемся от него и бежим к дунье.

Вопросы о закяте со стороны российских мусульман обнажают глубокую проблему нашей веры. Часто наблюдается такая картина. Со стороны верующих, к сожалению, редко задаются вопросы о том, куда отдать закят и можно ли заплатить больше минимума. Но, напротив, часто задаются вопросы из серии: «А можно ли освободить себя от выплаты закята?».

Но ведь речь идет о всего лишь 2,5%! Ничтожно малой доле того, чем мы пользуемся, забывая о Том, Кто дает нам эти блага и властен в любой момент лишить их: «Неужели вы не благодарны?» (Встречается во многих аятах Корана).

Одни начинают рассчитывать, сколько съедает инфляция, другие — свои налоги, третьи — будущие расходы на детей, другие — оправдываться накоплением на жилье. Кто-то сетует на недостаток благ, а кто-то имеет жесткое «алиби», дескать, я все трачу, и к концу года ничего не остается. Но часто человек не забывает при этом прикупить третий по счету ноутбук за последние два года за 80 тысяч рублей в придачу к айфону последней модели.

Только вот, для кого это алиби? Выходит, против самих же себя. Все блага, которыми мы пользуемся — от Всевышнего. Наши навыки, знания, способности, наследство, сбережения — все это есть и приносит плоды только лишь с Его соизволения. Если Он захочет, мы лишимся всего, а если Он пожелает — у нас будут неисчислимые блага. Мы же цепляемся за каждую копейку и думаем, что мы можем все рассчитать, не забыв воспользоваться ставкой дисконтирования. Только вот наши расчеты не абсолютны. В любой момент Всевышний сам заберет то, что полагается. А мы, увы, будем сетовать на судьбу (стукнули машину, украли документы, обесценилась валюта) и лишь еще больше накапливать и зажимать оставшееся имущество.

Мы придумываем отговорки и оправдания, а фактически этим самым отделяем себя от Рая. Как же скверны эти оправдания! Дать часть имущества на благие цели, зная, что это твоя обязанность перед Создателем и перед уммой, понимая, что чем больше будет твой вклад, тем больше блага будет для уммы и для тебя самого, жертвовать, понимая всю благость и пользу этого процесса и его последствий, поддерживая общины и мечети, нуждающихся и ищущих знаний, без каких-либо расчетов, попреков и сожалений — какое это прекрасное чувство, чувство дающего закят, расходующего на пути Всевышнего, и дай Аллахй испытать это благо каждому верующему!

Как передается нам в одном из хадисов, наше богатство — это лишь только то, что мы съели, или износили.

Имам Ахмад передал слова отца Абдуллаха ибн Шиххира: «Я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он говорил: «Страсть к приумножению увлекает вас», сын Адама говорит: «Моё богатство, моё богатство». Но разве принадлежит тебе из твоего богатства (что-нибудь), кроме того что ты съел, уничтожив его, или износил из одежды, или дал в качестве милостыни (садака), сохранив его (для вечности) (Муслим 2201; Тирмизи 2342, 3354; Насаи).


35 комментариев


  1. (17.03.2014 11:18) #
    1

    Тема выплаты закята - актуальная на все времена. Это индикатор имана: чем крепче иман, тем слабее становятся путы скупости, тем больше радости от выплаты закята.
    Мумин, для которого "Суть чистосердечия в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то(помня о том, что) Он, поистине видит тебя"(хадис), вопрос выплаты закята решается просто: Он уже не может не делать этого! Более того, он ждет очередного срока, чтобы "рассчитаться" быстрее с Аллахом! (АстагафирулЛах! - разве когда-нибудь можно рассчитаться с Аллахом за все Его милости?!)
    Некоторые люди не доводят свои накопления до НЫСАБА, чтобы не платить закят. Они "хитрят Аллаха".
    Но, субуханалЛах! - нысаб ведь еще и тем хорош, что человек никогда уже не живет без запаса денег, а, значит, в его душе воцаряется покой и удовлетворение жизнью. И это - тоже милость Аллаха!

  2. (17.03.2014 12:41) #
    0

    сейчас усложнили порядок выплаты закята,платить нужно определённую часть с каждого дохода

    • (17.03.2014 12:47) #
      0

      артурсл ассалам алейкум ,уточни брат насчет выплат ?!

  3. (17.03.2014 20:33) #
    0

    ассалямугалайкум шейх султан. в нашей общине каждый выплачивает по 10% от зарплаты,или какой либо другой прибыли, это делают все,и мужчины.и женщины,и даже дети если где то подработают,независимо от материального положения.собранную сумму распределяем среди нуждающихся среди общины и помогаем братьям и сёстрам вне её,согласно Корана,

    • (17.03.2014 21:27) #
      -1

      10% - это откуда у вас? А нисаб считаете по золоту или серебру?

    • (21.03.2014 11:14) #
      0

      Ваалейкум ассалам! А что за община у вас?

      • (21.03.2014 13:48) #
        0

        Как же так Мадина? Пока вы онлай-понты колотите, целая община мусульман под носом вашего совет-ских муфтиев напрягаются с десятиной? За что боролись? А община называется - "десятипроцентовщики".

  4. (18.03.2014 09:35) #
    0

    andre (17.03.2014 21:27) #величина закята и нисаб не указаны в коране,поэтому процент закята может быть разным.Мы на общем собрании решили платить 10%,но если денег будет не хватать,также на общем собрании можно увеличить процент закята. А нисаб тоже был установлен когда то людьми. Мы на нисаб не опираемся.

    • (18.03.2014 09:40) #
      -2

      Вы кто по жизни - коранисты?

      • (18.03.2014 09:46) #
        -1

        То есть файзрахманисты? Как там ваш дедушка, как здоровье его?

      • (18.03.2014 09:47) #
        0

        Не строй из себя эксперта. Больно падать.

        Или тебе не привыкать?

        • (18.03.2014 10:00) #
          0

          Заговариваешься? Последнее время - частенько это у тебя.

          • (18.03.2014 10:04) #
            0

            Минусуешь. Ну, ты - потешный.

            • (18.03.2014 10:42) #
              0

              А ведь предупреждали тебя...

              Возвращайся-ка в одно из многих мест, откуда ты не смог подняться, - хотя-бы, сюда:

              http://ansar.ru/analytics/2014/03/13/48605#95928

              http://ansar.ru/analytics/2014/03/13/48605#95886

              Потешайся же. И мы потешимся!

  5. (18.03.2014 10:53) #
    1

    dre (18.03.2014 10:04) #кто такие коранисты? про файзрахмана и их общину слышал. сейчас речь идет о закяте. ты сам платишь закят и как?

  6. (18.03.2014 13:27) #
    0

    ассалам алейкум братья мусульмане . есть конкретное мнение ученых на этот счет ? пожалуйста уточните .

    • (18.03.2014 14:00) #
      1

      Ваалейкум Ассалам! Средняя ставка закята, как мне известно - 1/40. Есть нормы, по которым выплачивается закят с продуктов, с животных, с золота и серебра. Вообщем, нужно рассматривать все, чем владеешь и к каждому виду имущества применимы нормы Шариата по закяту. Что бы определить закят, муслим должен обладать знаниями о нем. Обладающих знаниями же, немного. Вообщем, нужно обращаться к специалисту.

      • (18.03.2014 19:51) #
        0

        не нужно ни к кому обращаться,просто надо выполнять то,что предписано в Коране.Кто хочет тот выполняет,а Кто не хочет,тот всё усложняет и ищет причину чтобы не выполнять. Грамотеев в России много а Ислама то нет. Мы сами ставим себя в зависимость от учёных,хазратов и муфтиев,а они обслуживают правителей

        • (18.03.2014 20:18) #
          0

          Если поклоняешься Аллаху не в соответствии с предписанием Аллаха и Его посланника - не принимается у тебя.

        • (19.03.2014 03:14) #
          0

          В исламе любой вид поклонения, либо любое праведное деяние принемается Аллахом, если оно отвечает двум условиям: 1) искренность 2) соответствие тому, с чем пришел и на чем был посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха.
          Ваши 10% выплаты - это в лучшем случае садака, но никак не закят. Изучайте ислам опираясь на доводы и аргументы, и не позволяйте всяким сектантам "пудрить" вам мозги, вы же взрослый мужчина, с головой на плечах, а не кукуруз-баш.

  7. (18.03.2014 14:06) #
    -2

    Вы это серьезно? Мы ведь о закате говорим. Это столб ислама. Сколько, когда и как - знают (должны) все мусульмане. И интернет под рукой. Я конечно, знал о положении мусульман, но де думал, что до такой степени.

    • (18.03.2014 14:15) #
      2

      Намаз - тоже столп Ислама, но разве его читают везде одинаково? Хотя есть четкие инструкции. А вы значит, не муслим все таки?

    • (18.03.2014 14:24) #
      1

      андре так напиши раз знаешь :жду ?

      • (18.03.2014 17:03) #
        -3

        Что писать? Напиши в поисковике "закят" и просвещайся.

  8. (18.03.2014 17:08) #
    -2

    http://salaf-forum.com/viewforum.php?f=27

    • (18.03.2014 17:49) #
      0

      Эй, провокашка, специально даешь битые ссылки?

      • (18.03.2014 21:20) #
        -1

        salaf-forum.com - форум запрещенный, блокированный, в России трудно открываемый, но как то попадают. Очень много полезного.

        • (18.03.2014 21:30) #
          -1

          любишь бред хоббитов?

          • (18.03.2014 21:55) #
            0

            А почему бред: потому что вы Хт или же суфист?

            • (18.03.2014 22:01) #
              0

              нет,я не суфист и не знаю что такое хт,я придерживаюсь ханафитского мазхаба без фанатизма,если говорить про акыду то не стараюсь вникать глубоко как это любят делать суфисты и хоббиты,хоббитов не люблю потому что много лапши на уши вешают,каждый второй среди них проповедник идеологии сомнительных ученых,конечно есть более умеренные и адекватные,но таких мало в основном хоббиты скользкие подозрительные типы.

              • (18.03.2014 22:06) #
                0

                Я тоже суннит и читаю по Ханафи. Но салафиты намного грамотнее в Исламе и адекватнее чем суфисты, хизбутахрировцы. А салаф форум ненавидят только именно они.

              • (19.03.2014 03:41) #
                1

                Emir: "если говорить про акыду то не стараюсь вникать глубоко".

                Положение человека в Судный День, будет зависить от его акыды, и его деяний. Самое важное что есть в религии ислам для мусульманина - это его акыда, т.е. убеждения. Правильность акыды - это условие принятия всего поклонения мусульманина, которое он совершил на протяжении всей своей жизни. Акыда - это "кровь" и "плоть" мусульманина.
                Как же может самый важный вопрос в жизни человека заключаться в эту фразу: "если говорить про акыду то не стараюсь вникать глубоко как это любят делать суфисты и хоббиты"?

  9. (19.03.2014 00:56) #
    -1

    Есть еще очень хороший ресурс, лекции по книге Булуг уль-Марам, отдельно зякят. Ну и другое. http://darulhadis.ws/

  10. (21.03.2014 01:31) #
    1

    С высоты возраста лучше понимаешь свои ошибки. Горько видеть те из них, которые уже очень трудно исправить. Особенно те, что касается детей , их воспитания. Очень важно, крайне важно, как мне кажется, давать закят РУКАМИ детей. С первыми признаками осознания ценности денег, надо начать их учить одному из главных баракятов Ислама - закяту. Все закладывается в детстве. Я помню, как мне мама давала деньги, чтобы я отнес их потерявшим кров во время наводнения многодетной семье. Больше 150 рублей, и я тогда осознавал, что это была немалая сумма (по временам конца 60-ых). Родители объяснили мне все про закят, а я вот своим детям поздно и не совсем как положено объяснил. Надо исправлять грех, но смогу ли? Еще раз хотел бы повторить: крайне важно давать закят и садака руками детей, объясняя весь процесс.