Среди моих знакомых есть немало талантливых молодых людей, которые, будучи верующими, обладают хорошими знаниями в области светских наук и развитым мышлением, у них прекрасные аналитические способности и широкий кругозор. Они могут ловко обращаться со словом и не прочь обсудить пороки некоторых членов уммы, но при этом они скромны и нацелены на развитие.
Я пришла к пониманию, что свое материальное обеспечение большинство из них ставит выше, чем желание изменить жизнь уммы к лучшему.
Если оценить логику этих людей с позиций здравого смысла, ничего кроме одобрения не приходит на ум. Естественно, мусульманин обязан обеспечивать свою семью. В конце-концов, пока ты молод, надо многое успеть. Надо накопить на дом, машину, технику. Желательно, чтобы все это было высокого качества, чтобы детей можно было водить в нормальный детский сад и секции, затем в школу и институт. Расходов предстоит немало. А для этого надо работать.
Работать всю жизнь, чтобы быть на подобающем материальном уровне, заданном обществом.
Но есть нечто, что выходит за рамки такого здравого смысла. Это осознание того, что в земной жизни мы пребываем лишь определенное очень короткое время, которое в конечном счете покажется мгновением. Спросите любого старика, какой была его жизнь, и он ответит, что жизнь пролетела, словно один день. И многое в своей жизни он хотел бы изменить. Важно ли, какой уровень комфорта был у него в жизни? Имеет ли значение марка машины, на которой он ездил? Есть ли разница в том, какую одежду он носил и как часто покупал новую обувь и портфель? Считает ли он свои голодные и сытые годы? Все мы уйдем в сырую землю и будем воскрешены, когда придет час.
Да что старик. Жизнь каждого из нас может оборваться в любой момент. И тогда про него молодого будут говорить: «А ведь у него все было, а он ушел так рано».
Еще одну оценку можно дать с позиции уммы. Допустим, каждая отдельно взятая личность будет заботиться о своем благосостоянии и обеспечении своей семьи «здесь и сейчас», а дела развития уммы они отодвинут на второй план. К чему это приведет? Некому будет решать вопросы о строительстве мечетей, развитии системы исламского образования, развитии Халяль инфраструктуры, создании системы исламских школ и детских садов, куда не стыдно будет отдать ребенка, никто не защитит наших прав и свобод. Производить для мусульман будут немусульмане, кормить нас будут немусульмане. Наши дети будут ходить в христианские или иудейские школы, учиться в протестантских вузах, и затем работать на немусульман под законы, принятые немусульманами. А мусульмане будут упорно работать на благо развития чужого бизнеса, полагая, что выполняют долг перед своей семьей.
В конечном счете, многие успокаиваются тем, что работая на должности с хорошим доходом, он сможет тратить большую сумму на благие дела. Только вот на деле расходы почему-то постоянно растут. А благие наши дела не увеличиваются. Сколько людей планируют заняться благими делами, но так и не реализовывают свои помыслы. Так они и уходят, с набором намерений когда-нибудь, с понедельника, выстроить свою жизнь так, чтобы ни о чем не жалеть.
А вот если бы несколько десятков талантливых молодых людей объединились в решении благих задач уммы, Всевышний мог бы приумножить их доходы и доходы уммы в разы. И тогда бы они сами принимали решение о том, как развивать свою умму.
Не могу не упомянуть недавно встретившееся высказывание: «Если деньги решают все, то что тогда решает Всевышний»?
Недавно мне сказали: «Мадина, ты живешь в другом измерении». Так кто же из нас живет в «другом» измерении?
Буду рада услышать возражения,
Мадина Калимуллина