Закят: приумножает и очищает

Выплата закята – обязанность каждого мусульманина, который соответствует определённым условиям, установленным шариатом. Причём незнание этих условий не освобождает от ответственности выплаты данного налога. В настоящей статье (в двух частях) мы, с дозволения Аллаха, разъясним основные положения, связанные с этим важным элементом шариата.

Определение закята

Интересно, что в арабском языке слово «закят» происходит от глагола «закя», что означает «увеличиваться». Этот глагол может быть использован, к примеру, в словосочетании «увеличилась торговля». Также слово «закят» используется как «очищение». Аллах говорит в Коране: «Преуспел тот, кто очистил её» (сура «Солнце», аят 9, смысловой перевод). В данном аяте глагол «закя» несёт в себе смысл очищения души. Таким образом, выплата закята не уменьшает имущества выплачивающего, а очищает и даже увеличивает его. Причиной этого является милость Всевышнего Аллаха и дуа мусульман, получающих закят. Когда мусульманин выполняет повеление Аллаха, он тем самым заслуживает Его милость. Аллах говорит: «...а милость Моя объемлет всякую вещь. Я запишу её тем, кто богобоязнен, выплачивает закят...» (сура «Ограды», аят 156, см. пер.); «Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их» (сура «Покаяние», аят 103, см. пер.); «Всё, что вы пожертвуете [на подаяния], Он возместит вам, ведь Он – лучший из тех, кто дарует пропитание» (сура «Саба», аят 39, см. пер.); «Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает» (сура «Корова», аят 261, см. пер.).

В правовой терминологии закят – это определённая доля определённых видов имущества, которая в обязательном порядке выплачивается определённым категориям людей при наличии соответствующих условий, которые мы, иншаАллах, разберём далее.

Статус закята

Закят является одним из важнейших столпов ислама, на что указывает бесчисленное количество доказательств, которые утверждают и разъясняют его положения. Аллах говорит: «Совершайте молитву и выплачивайте закят» (сура «Корова», аят 43, см. пер.). Подобное повеление повторяется в Коране более тридцати раз.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ислам строится на пяти [столпах]: свидетельстве, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник; совершении молитвы, выплате закята, [совершении] хаджа и [соблюдении] поста [в месяце] Рамадан» (Аль Бухари, Муслим и другие).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), посылая в Йемен своего сподвижника Муаза, также сказал: «…если они подчинятся тебе в этом, то объясни им, что Аллах обязал состоятельных из них выплачивать садакьа (закят. – Прим. ред.) их беднякам (Аль Бухари, Муслим).

Относительно обязательности выплаты закята едины все учёные ислама во все времена.

В большом количестве аятов священного Корана Всевышний Аллах упоминает выплату закята сразу за повелением совершать молитву. А Абу Бакр ас Сиддик – первый правитель Халифата – говорил: «Клянусь Аллахом, я буду воевать с теми, кто разделяет молитву и закят…» (Аль Бухари, Муслим).

Несмотря на известные и не оставляющие никакого сомнения в статусе закята тексты шариата, многие мусульмане не придают ему должного значения. Они полагают, что выплата закята – это прерогатива каких-то особенных мусульман, добровольный акт их великодушия. На самом деле, мусульманин, не выплачивающийзакят, нарушает закон Всевышнего Аллаха и совершает тяжкое преступление, утаивая чужое имущество.Закятная доля в имуществе мусульманина ему не принадлежит. Она принадлежит другим людям по праву, которое установлено законом Всевышнего Аллаха.

Мусульманин, не выплачивающий обязательный для него закят, является грешником и преступником. Тот же, кто отрицает обязательность выплаты закята в местности, где распространено знание о нём, не является мусульманином. Передавая от аль Хаттаби, имам Ан Навави сказал: «Отрицающий обязательность выплатызакята в это время является кафиром по единогласному мнению всех мусульман» («Шарху сахихи Муслим», 1/205). Хафиз Ибн Хаджар аль Аскалани сказал: «Отрицающий обязательность выплаты закята являетсякафиром» («Фатху ль бари», 3/262).

Достоинство выплаты

закята

О достоинстве выплаты закята можно судить уже по тому, что Всевышний Аллах упоминает её сразу после повеления совершения молитвы, как об этом уже было сказано. Аллах говорит: «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Всё то доброе, что вы предварите для себя, вы найдёте у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110, см. пер.). Также известно, что закят является третьим из пяти столпов ислама, хадис о которых был упомянут выше. А обязательное пожертвование является более предпочтительным, чем все остальные, как на это указывает хадис кудсий, в котором говорится, что более всего Аллах любит, когда Его рабы приближаются к Нему тем, что является для них обязательным (Аль Бухари).

Как то один человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай». На что посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи»(Аль Бухари, Муслим).

Тяжесть неуплаты закята

Если мусульманин не выплачивает закят, к примеру по скупости, при этом признавая обязательность его выплаты, в таком случае он является преступником, которому уготовано соответствующее (специальное) наказание.

Аллах говорит: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро, и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”» (сура «Покаяние», аяты 34 – 35, см. пер.). От Ибн Аббаса передаётся, что под накоплением, о котором идёт речь в этих аятах, имеется в виду имущество, с которого не выплачивается закят. Если же закят выплачивается, то такое имущество не подпадает под смысл приведённых аятов.

Аллах также сказал: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Семейство Имрана», аят 180, см. пер.).

В исламском государстве закят у такого человека забирается силой.

Мудрость предписания

закята

Данной теме посвящены отдельные книги и экономические исследования. Мы же приведём наиболее важные пункты, связанные с мудростью предписания этого шариатского института:

1. Закят воспитывает человека, делая его менее привязанным к имуществу и менее зависимым от него. Добровольная и в то же время предписанная «регулярная щедрость» облагораживает мусульманина, лечит его от скупости и меркантильности. Институт закята помогает человеку сделать его достаток социально полезным. Благодаря закяту его экономическая активность обретает духовный смысл.

2. Закят поддерживает гармонию в обществе, устанавливая тёплые взаимоотношения между его членами. Люди по своей природе любят тех, кто делает им добро. Закят не просто решает проблемы нуждающихся, но и избавляет их от чувства зависти по отношению к обладающим достатком.

3. Полностью функционирующий в обществе институт закята идеальным образом решает проблему «компромисса между эффективностью и равенством», над решением которой экономисты бьются не первый век. Речь идёт о мероприятиях, направленных на то, чтобы финансово успешные люди вносили больший вклад в поддержку общества. С одной стороны, эти меры направлены на помощь бедным слоям населения. С другой – выступают антистимулом экономической активности. Закят же, являясь предписанием Всевышнего Аллаха (а не выдуманным ограниченной группой людей налогом), Который вознаграждает и наказывает за него, а также обещает приумножить имущество, в случае его уплаты, напротив – стимулирует к созиданию.

4. Закят избавляет мусульман, не способных обеспечить полноценное (на минимальном уровне) существование для себя и своей семьи, от просьб и унижений, а также дурных преступных помыслов. Закят помогает таким людям не впадать в отчаяние, сориентироваться, найти своё место в жизни и попытаться выйти из бедности.

5. Институт закятапровоцирует обладателей имущества на экономическую активность. На это указывает как сама природа этого налога, так и шариатские доказательства. От посланника Аллаха (мир ему и благословение) передаются следующие слова: «Пусть опекун сироты, обладающего имуществом, вкладывает его в торговлю (или инвестирует), а не оставляет (ждёт), пока его (имущество) не съест садакьа (закят)». Этот хадис привёл Ат­Тирмизи и назвал его слабым. Однако похожие сообщения с достоверными иснадами приводятся от сподвижников, в частности от второго халифа Умара ибн аль Хаттаба (Аль Байхаки (4/107); Малик, «Аль­Муватта» (1/251); Аш Шафии, «Аль Умм» (2/23,24)).

Заключение

Возрождение института закята в обществах мусульман – это, во- первых, возврат к третьему из пяти столпов, на которых зиждится религия Аллаха. Во-вторых, это на сегодняшний день отличная демонстрация социальной силы шариата и его методов решения общественных проблем. А значит, прекрасный призыв к единственному пути, обеспечивающему человеку счастливую вечность. И да поможет нам Аллах!

P. S. В следующем номере мы, иншаАллах, продолжим разъяснение положения закята и подробно остановимся на его правовых аспектах.



2 комментариев


  1. jonas
    (02.10.2010 14:10) #
    0

    Assalam-Alaikum.powaluista raskawite vsledushem komentari,s skokogo imushestvo nado platit,i skokoi summu deneg.Norge.

    • (07.03.2012 04:56) #
      0

      Какому ученому-основателю мазхаба вы следуете? Там есть некоторые нюансы.
      Минимальным количеством (нисабом) золота, с которого начинает выплачиваться закят, является его вес равный приблизительно 85 граммам. А для серебра он составляет приблизительно 595 граммов. В различных мазхабах существуют незначительные различия в точном определении эквивалента динара, о котором говорится в хадисах. Так, в одном из хадисов из сборника Абу Давуда приводятся слова пророка: «… и тебе ничего не нужно отдавать, пока не будет у тебя двадцати динаров, если же у тебя будет двадцать динаров и пройдет год, то с этого следует выплатить половину динара, и с того, что будет превышать это количество, (величина закята должна) исчисляться так же». Поэтому приведенные выше цифры в некоторых случаях немного различаются. В частности, называются также цифры 80,18 грамм для золота и 561,2 грамма для серебра. Начиная с этого количества и выше, с золота и серебра необходимо по прошествии одного года выплатить 2,5% суммы от общего веса драгоценных металлов, которые имеются в наличии.
      С денег необходимо выплачивать закят по тому же правилу, по какому он выплачивается с золота и серебра. То есть, если количество денег эквивалентно стоимости 85 (80,18) граммов золота или 595 (561,2) граммов серебра, то с них нужно выплатить закят в размере 2,5%.