Право на хиджаб

Недавно Дрезденский суд, наконец, вынес приговор Александру Винсу, бывшему пермяку, а ныне гражданину Германии. Высшая мера – пожизненное заключение без права досрочного освобождения. Напомним, в июле этого года Винс зарезал беременную египтянку Марву Шербини прямо в зале суда. Так он выразил свой протест против обвинения в оскорблении Марвы на национально-религиозной почве (ранее Винс, увидев женщину в хиджабе, отказался пустить ее сына на качели, и назвал египтянку «террористкой» и «исламисткой»). Теперь же ее называют «мученицей за хиджаб».

Случай с нашим бывшим соотечественником – не уникальный, но он вновь заставил блоггеров спорить о межрелигиозной нетерпимости, о грани допустимого в выражении своих религиозных и национальных чувств. Вопрос обсуждают и в России (ru_islam, ru_law, ru_politics) и в Европе (ru_die_linken). В частности, в который раз возобновились споры вокруг женской мусульманской одежды и хиджабов в особенности.

Сегодня Европе приходится приспосабливаться к мнениям исламского населения. Причем мигранты последних волн особенно стремятся всячески подчеркивать свою религиозную идентичность. Всего десять лет назад, говорят блоггеры, хиджабы носили в основном пожилые женщины, теперь же больше половины мусульманок Европы, особенно молодые, носят традиционную одежду.

Мало кого удивляет запреты на ношение паранджи, которая оставляет открытыми только глаза, или никаба, полностью закрывающего лицо, поскольку закрытое лицо часто воспринимается как угроза. Президент Франции в свою очередь недавно назвал паранджу средством унижения женщины, которое должно быть запрещена повсеместно. Однако складывается впечатление, что и хиджаб, который отставляет лицо полностью открытым, также олицетворяет все негативные стереотипы и страхи, связанные с исламом. По меткому выражению одного блоггера, платка часто боятся больше чем вооруженной армии (хотя отметим, что хиджаб – это не только платок, а весь костюм).

В целом, западные страны, конечно, толерантны в религиозных вопросах. Например, норвежским и шведским полицейским разрешено носить хиджаб. Так же как и всем спортсменам на Олимпийских играх. Однако даже либеральная Франция и некоторые земли Германии не так давно ввели полный запрет на хиджабы в светских учреждениях. Поддерживающие запрет утверждают, что это экспансия исламской культуры и ограничение прав женщин. Кроме того, нередко в закрытые женские одежды одеваются преступники. Это вызвало необходимость призвать к ограничению, а в некоторых случаях и запрету на их ношение. Некоторые блоггеры даже серьез обсуждают предложение ввести налог на мусульманскую одежду для того, чтобы «умерить религиозный пыл» мусульман. Хотя их скептически настроенные собеседники отмечают, что «от того, что арабки не будут носить платок они арийками не станут».

Подобные проблемы актуальны и для российских мусульман. Во многих городах мусульман становится заметно больше. Открываются мусульманские клиники, магазины и кафе, бассейны и биржи труда. В некоторых городах (Владимир, Сергиев Посад и другие) уже проходили столкновения между горожанами и мусульманскими землячествами, которые пытались возвести мечети. На девушек, выходящих замуж за мусульман часто смотрят с недоумением и даже агрессией. По словам москвичек, носящих хиджаб, они уже привыкли к негативной реакции окружающих. Другие же остерегаются ходить в нем из соображений безопасности, вспоминая в качестве примера общероссийскую операцию «Фатима» – когда после тушинского теракта сотрудники МВД проверяли всех женщин в длинных одеяниях и платках.

В последнее время было несколько случаев, когда ношение хиджаба провоцировало скандал. В Махачкале директор школы не пустила девочку на уроки из-за мусульманского платка, потребовав разрешения зам.главы района. По словам очевидцев, директор неоднократно оскорбляла школьницу, поскольку, по ее мнению, хиджаб – не мусульманская и не дагестанская одежда, а одежда «ваххабистская», которую носят в Иране и Саудовской Аравии. А начальник городского управления образования сообщил, что ношение хиджаба вообще противоречит федеральному закону об образовании. Блоггеры приводят и противоречащие здравому смыслу аргументы верховных судей Дагестана: ребенок до 14 лет является недееспособным, и поэтому хиджаб будет расцениваться как оказание давления на него. При этом многие ссылаются на традиционно считающиеся мусульманскими Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, где официально запрещено носить хиджабы во многих учреждениях.

В ответ блоги пестрят цитатами из Корана и российских законов. Радетели исламских традиций напоминают, что хиджаб – обязательное предписание Корана для мусульманок. Напоминают о конституционном праве свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и о всеобщем праве на получение образования. А закон «Об образовании», как они справедливо отмечают, и вовсе не устанавливает определенной формы одежды для учеников. И вообще у нас в стране пока ни один закон не регулирует ношение хиджаба на федеральном уровне. В ходе дальнейшего опроса в махачкалинских школах выяснилось, что один из трех педагогов категорически против ношения хиджабов. Особенно удивительно, что действие происходит в Дагестане, регионе с мусульманским большинством.

И это не единичный случай. В блогах описывают примеры отказов в приеме на работу или плохих отношений в коллективе из-за ношения платка. Хотя, например, после скандала в прессе руководство колледжа в Пензенской области перестало требовать уволить сотрудницу, носившую мусульманский платок. Другой пример: недавно в Казани из училища олимпийского резерва был уволен врач УЗИ Николай Блинов – за несоответствие нормам шариата. Правда, родители мусульманок просили лишь о переводе врача, ведь по законам ислама, женщина не должна обнажаться перед мужчиной. Но Блинова, возможно, из-за других, внутренних причин, уволили вовсе.

В целом, одной из самых значительных уступок мусульманским женщинам можно считать признание в 2003г. права фотографироваться на паспорт в хиджабе. Тогда многие СМИ довольно враждебно писали об этом. Однако правозащитная общественность решение одобрила. И не только она. Например, после этого стали охотнее менять паспорта и старообрядцы, в платках фотографировались и некоторые православные.

Кстати, в православных блогах часть женщин поддерживает мусульманок и заявляет, что носит платки в повседневной жизни и даже на работу, а некоторые хотели бы – при отсутствии непонимания окружающих. Ведь если задуматься, для православных платок – тоже обязательная часть женской одежды. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и вовсе считает нежелание большинства православных женщин носить платки в публичных местах «отступлением от воли Божией».

Споры вокруг темы исламской одежды сегодня пытаются смягчить прежде всего сами мусульмане. Во многих странах (в том числе и в России, например, в Татарстане) проходят показы исламской моды, призванные показать красоту мусульманской одежды. В Австралии изобрели специальный купальник, соответствующий нормам шариата. Он очень напоминает гидрокостюм, и его тут же назвали буркини (от названия сплошного женского покрывала бурки и бикини). Дизайнеры придумали и еврохиджаб – своего рода альтернатива классическому «маленькому черному платью».

Можно спорить, как же расценивать ношение хиджаба: как символ религиозности, следование патриархальным стереотипам или как вызов обществу. Значительное число мусульманок считает, что его ношение – сугубо индивидуальный выбор. Тогда, возможно, решение носить исламскую одежду при всеобщих косых взглядах и есть выражение активной жизненной позиции женщины. Строгое предписание обязательно надевать хиджаб или запрет на него равным образом лишает женщину права на личный выбор. Только способно ли наше общество принимать такой выбор – вопрос другой.



комментариев