Карьера или хиджаб?

Где работают мусульманки России? С какими сложностями они сталкиваются? Какая профессиональная деятельность сегодня совместима с приверженностью нормам Ислама? Мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

«Все работы хороши – выбирай на вкус!». Пожалуй, это излюбленная тема школьных сочинений учителей - филологов. Взрослые часто спрашивают подрастающее поколение о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Но ведь это так непросто — выбрать ту единственную профессию, в которой ты сможешь стать настоящим мастером.

Летчиком или журналистом, ученым или юристом…Как же все-таки сложно правильно выбрать профессию! Ведь каждому очень хочется найти такую работу, в которой можно было достичь вершин или совершить открытия.

Для этого нужны не только знания, но и возможность попробовать свои силы в разных областях, иначе можно так никогда и не узнать, какими склонностями, способностями и талантами обладаешь.

А еще сложнее выбрать профессию, на мой взгляд, мусульманкам. Так как нужно при этом учесть, что в хиджабе устроиться на любую работу будет непросто.
Ведь зачастую работодатели относятся к хиджабу с предубеждением и неприязнью.


Миф о положении мусульманки в обществе

До сих пор бытует мнение, что мусульманка и работа несопоставимы. Многие считают, что женщина, как хранительница очага, должна сидеть дома и воспитывать детей. Что мусульманка, одетая по Шариату, не сможет найти достойную работу, и что уровень образования у нее невысок. Да и религиозные существуют запреты.

Однако эти мнения ошибочны, и роль женщины-мусульманки в современном мире не ограничивается только заботой о доме, детях, муже. При желании любая мусульманка может работать. Для этого ей надо всего лишь взять разрешение у мужа или родственника, который несёт ответственность за её честь и моральное состояние.

Также нельзя забывать, конечно, о соблюдении Шариата в поведении и одежде, то есть носить хиджаб, не пользоваться косметикой и вести себя с посторонними так, как подобает верующей. И по возможности работать отдельно от мужчин.

Немного из истории

Ислам утверждает, что все люди - мужчины и женщины - сотворены из одной души. Аллах Всевышний сказал: "О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души" (4:1). Или: "Верующим, совершающим добрые деяния, будь то мужчина или женщина, непременно даруем прекрасную жизнь и воздадим награды лучше, чем их деяния" (16:97).

Это значит, что мужчина и женщина совершенно равны как люди, и ни у одного из них нет никакого преимущества перед другим, разве что только в добрых деяниях, которые творит каждый из нас.

Ислам также не запрещает женщине работать. Ей дано право выбирать подходящую работу в соответствии с её способностями, знаниями и квалификацией. И ни в тексте Корана, ни в тексте хадисов нет ничего, что запрещает женщине учиться или работать.

Женщина ещё во времена Посланника (мир ему и благословение Аллаха) уже выполняла много разных миссий: помогала армии, ухаживая за ранеными, выполняла другие работы, которых требовали условия и обстоятельства того времени.

В исламском халифате женщины активно участвовали в экономической деятельности.
Уникальной особенностью больниц была огромная роль сотрудниц-женщин.

Более того, Ислам не запрещает женщине занимать высокие посты в государстве, пока она достойна этого. Но общественная деятельность женщины и её работа вне дома не должна осуществляться за счёт выполнения обязанностей перед семьёй, детьми, мужем. Ведь семья для любой мусульманки должна быть на первом месте.

Многие исламские учёные в разные периоды Ислама придерживались прогрессивной точки зрения относительно общественной деятельности женщины. Имам Ибн Хазм сказал, что женщине можно стоять у власти.

Такого же мнения придерживается имам Абу Ханифа - основатель известной богословской правовой школы. Имам Ибн Гарир ат-Табари сказал, что женщины могут разрешать без исключения все вопросы, которые могут разрешать мужчины.

Что касается хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), на который опирались факихи, доказывая, что женщинам не разрешается занимать общественные посты: "не преуспеет народ, который себе в руководители взял женщину"

(Этот хадис передан аль-Бухари в книге "аль-Магази и аль-Фитан"). Он был сказан по особому случаю. Когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сообщили, что персы провозгласили царицей дочь Хосроя, он произнёс этот хадис.

Из этого хадиса факихи сделали вывод, что женщине нельзя руководить мужчинами, то есть стать президентом или халифом. Но мы не должны забывать, что Коран с похвалой говорит о царице Сабы в суре "ан-Намль" и высоко оценивает её мудрость в решении государственных вопросов.

Это имеет большое значение, поскольку показывает, как высоко оценивает Коран женщину, её способности и благоразумие, когда она находится на высшем государственном посту.

В жизни все иначе

Однако в современном мире мусульманки зачастую встречаются с проблемами при трудоустройстве. Так на ленте.ру (с ссылкой на The Telegraph) сообщается о том, что владелица популярной парикмахерской в Лондоне отказалась принять на работу мусульманку из-за хиджаба.

По словам Ноа, владелица салона Сара Деруазье очень смутилась, увидев, что девушка носит хиджаб, а затем и вовсе отказалась принять ее на работу. При этом, Деруазье указала молодой соискательнице, что голову стилистов должна украшать модная прическа, а не мусульманский платок.

«Оскорбленная девушка подала в суд на владелицу салона. По решению суда присяжных 19-летней мусульманке выплатили четыре тысячи фунтов стерлингов компенсации. В то же время суд отклонил просьбу истца признать случившееся проявлением прямой дискриминации.

Присяжных отчасти убедил тот факт, что, по словам владелицы салона, она не приняла девушку на работу, так как последняя живет слишком далеко от парикмахерской. Отмечается, что, несмотря на компенсацию, оскорбленная Ноа осталась недовольна таким решением суда».

Тем не менее, реалии современной жизни в нашей стране таковы, что последовательницы Ислама вынуждены работать, чтобы обеспечить себя или вносить существенную лепту в скромный семейный бюджет. Далеко не каждая российская мусульманка может себе позволить жить на содержании у мужа – порой ее доход становится основным для семьи.

«Проходя через сонм препятствий и предрассудков работодателей, наиболее настойчивые и целеустремленные мусульманки находят работу, где их ценят за профессиональные и личные качества. С другой стороны, многие женщины отчаиваются и снимают хиджаб на работе, надевая его лишь за пределами офиса», - пишет портал ислам.ру.

Лишь небольшому количеству мусульманок удается устроиться на работу в такие организации, где у них не возникает проблем с соблюдением предписаний Шариата.


Басира Абдулатипова, «Ислам.Ру», корреспондент.

«Ношу хиджаб шесть лет. Проблем на работе из-за этого пока не возникало, не думаю, что они будут и впоследствии. Сейчас я работаю в исламском СМИ, где хиджаб наоборот приветствуется. Но когда я работала и с, условно говоря, «светскими» изданиями, негатива тоже не ощущала, ни со стороны коллег, ни в ходе работы.

Напротив, я часто замечаю, что, приходя к кому-нибудь на интервью, я уже внутренне готова к тому, что меня обязательно будут спрашивать об Исламе, задавать вопросы о религии. В очень редких случаях это насмешливые вопросы, снисходительно-недоумевающие.

А в основном люди относятся с пониманием, даже скорее с интересом, хотя я специально стараюсь не акцентировать внимание на своем отношении к религии, я прихожу к человеку задавать вопросы, а не отвечать на них. Но уверена, если бы мне пришлось работать в сфере обслуживания, в магазине, банке или учителем, проблем было бы гораздо больше.

«Ислам.Ру» я выбрала не потому что боялась не найти другую работу, а из-за того, что это помогает мне больше узнавать о жизни уммы в нашей стране, об исламе в целом. На мой взгляд, сегодня задача российских мусульман состоит в том, чтобы развивать исламские СМИ, делать их максимально качественными, пропагандировать образование, науку, культуру ислама.

Если нам это удастся, то нам удастся выиграть и информационную «войну», и тогда, устраиваясь на работу, мусульманке даже не придется задумываться о том, отпугнет ее хиджаб работодателя или нет. На него просто никто не обратит внимания».

Наргис Раджабова, Исламский культурный центр России, секретарь.

«Когда я решилась надеть хиджаб, работала я ещё в медицине, но одевала только колпак с водолазкой под халат. Намаз совершать мне не всегда удавалось из-за графика и интенсивности моей работы, хотя мои коллеги по работе никогда не препятствовали моим отлучениям, наоборот, прикрывали меня на рабочем месте.

Могу сказать, что отношение пациенток при первом общении, видя меня в хиджабе, сначала было слегка настороженным, а далее при общении час за часом они ко мне относились всё более уважительней, дружелюбней, и некоторые из них по сей день звонят и интересуются моей жизнью.

Внутри себя я понимала и размышляла о том, что нужно уходить с подобной работы, где нет возможности совершать свои прямые обязанности перед Аллахом.
По воле Всевышнего через пару месяцев свершилась наша мечта. Мы попали в Хадж всей семьей. Находясь в этом Священном и лучшем месте на земле, я просила Аллаха указать мне правильную дорогу и в выборе своей трудовой деятельности.

По прибытии в Москву, я решительно ушла из клиники и стала искать работу в мусульманской среде. Но поскольку моя специальность не соответствовала существующим вакансиям, не удавалось трудоустроиться.

По истечении пары месяцев, через знакомую сестру ко мне поступило предложение устроиться на работу в известную в Москве мусульманскую организацию, с вполне приемлемым графиком и требованиями, которые мне подходили.

Конечно, я пошла на собеседование, результаты которого огласили через две недели. И они оказались положительным. Вот по сей день я там и работаю».

Айша, журналистка.

«Мне хиджаб никогда не мешал в работе. Ведь сейчас уже многие телеведущие-мусульманки начали сниматься в хиджабе. К примеру, известная алжирская тележурналистка, ведущая программ на спутниковом телеканале аль-Джазира Хадиджа Бен Ганна тоже надела хиджаб.

Говорят, Хадиджа сказала, что «нанесла поражение сатане в этой нелегкой схватке и одержала серьезную победу над собой». Я придерживаюсь такого же мнения!

На мой взгляд, главное - верить в себя и быть настоящим профессионалом своего дела!»

На фото: Маша Алалыкина - бывшая участница группы "Фабрика"



6 комментариев


  1. Zarema
    (15.03.2010 22:57) #
    0

    "... и быть настоящим профессионалом своего дела!»
    я профессионал своего дела(врач-стоматолог),но завтра,иншаАллагь,ухожу с работы,из-за того,что мне начали запрещать молиться.
    Профессионализма не достаточно,согласна,что в нынешнее время тяжело женщине -мусульманке найти работу.

  2. muslima
    (08.04.2010 13:08) #
    0

    особенно трудно найти работу в небольших городах молодым мусульманкам специалистам говорят у вас нет опыта работы или прямо:
    в платке на работу не берем ссылаясь на униформу и дресс-код,
    а некоторые а вам можно работать? в общем повод отказать в работе у них найдется!!!

  3. Нахский Исламист!
    (12.04.2010 02:59) #
    0

    Маша Алалыкина, интересно, как у нее дела, я сильно обрадовался, когда она приняла Ислам, и с тех пор про не читал в Инете, кто ее знает, просто передайте ей салам от мусульманина.

  4. Мудрец
    (25.06.2010 18:52) #
    0

    что вы упёрлись в этот хиджаб, никаб, свинину? Что, без хиджаба мусульмане в аллаха веровать перестанут? Пусть никабы арабы носят - это их традиция. Давно пора понять, что мусульмане тоже бывают разные, и не надо всех равнять на арабов.

  5. Грюнвальд
    (01.11.2011 15:00) #
    0

    "Мудрец", ты не мудрец, ты просто тупец)))

  6. Муслим
    (01.11.2011 15:03) #
    0

    Кстати, вот ссылка на интервью с Машей Алалыкиной, участницей группы "Фабрика", принявшей Ислам. МашаАллаh, посмотрите, какой у неё из глаз нур идёт!!! Слава Аллаhу, Господу миров и Властелину Дня воздаяния!!!!

    "Маша Алалыкина: Я очень хотела бы попасть на фабрику чтецов Корана" http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=34&t=518