Христианин о хадже. Мысли вслух

В аудитории было всего семь или восемь студентов, хотя она предназначена для тридцати-сорока человек. Я был новеньким, перевелся во втором полугодии после того, как отучился семестр в Египте.

Нашим учителем был хорошо одетый марокканец сорока с лишним лет по имени Айман, с тихим голосом при разговоре на английском, но сильным и звонким голосом на арабском. Другие студенты впервые видели преподавателя после каникул, и когда он зашел, его сразу засыпали вопросами: «Расскажите нам о вашей поездке! Как там, в Мекке?»

Айман ответил: «Вы даже не представляете. Все вместе, движутся как единое целое, мусульмане со всего мира… Это неописуемо».

Айман только что реализовал свою главную жизненную цель, совершил хадж. И хотя я многое узнал о хадже на уроках Ислама, именно в этот момент я начал понимать важность хаджа для мусульман».

Глядя в глаза учителя, видя мягкую улыбку на его лице, я знал, что он уже был не в аудитории – в мыслях он вернулся в Великую мечеть, одет в белые одежды, совершает обход вокруг Каабы вместе с 3-миллионной толпой единоверцев.

Это был опыт, который изменил его жизнь и навсегда с ним останется.

Паломничество! Зачем?

Наблюдателю, незнакомому с Исламом, хадж может показаться самой странным и архаичным аспектом Ислама. В частности, люди того же происхождения, что и я, христиане-протестанты, если слышат слово «хадж», то думают о нем с подозрением и чувством превосходства.

Мы зачастую пренебрегаем практикой паломничества – путешествия в святые места – в рамках общего отрицания религиозных обрядов и ритуалов. Протестантская традиция утверждает, что Бог присутствует везде, и если мы можем молиться Богу в своих домах, то тогда зачем выполнять странные ритуалы в особом месте, считающимся священным?

Многие протестанты категоричны в вопросе о том, что вера должна проистекать прямо из сердца, и считают любые ритуалы в лучшем случае фальшью, а в худшем – чем-то опасным.

Один из главных моментов христианства, который очень ценят христиане, заключается в идее взаимоотношений с Богом - Бог хочет познать нас и быть познанным нами лично, что выходит на пределы конкретного набора религиозных обрядов.

Но когда я познакомился с мусульманами, такими как Айман или другие, мой разум действительно осознал мощь подобных церемоний и обрядов. Они не то что не являются препятствием в отношениях с Богом, но должны быть одним из главных путей приближения к Богу.

А самый трогательный из этих обрядов, рассказы о котором я хотел бы слушать снова и снова, - это хадж.

Трансформация разума

Один из самых поразительных рассказов о хадже, который я прочитал, был написан человеком, умершим задолго до моего рождения, - афроамериканским мусульманином Малкольмом Иксом.

В автобиографии Малкольм Икс пишет о своих взглядах до поездки в хадж, философии, прикрытой именем Ислама и считающей насилие единственным способом добиться прав для афроамериканцев, - будто бы все белые люди – шайтаны, которые всегда будут стремиться контролировать и угнетать темнокожих.

Малкольм Икс был одним из самых влиятельных представителей этой философии, но его взгляды подверглись трансформации в результате путешествия в Мекку, хаджа, когда он увидел, как миллионы людей всех национальностей планеты собрались воедино, надели одинаковую одежду, совершали одинаковые действия, объединились в своем поклонении Богу.

Он описывает глубокий шок, который испытал, когда впервые понял, что может сделать что-то вместе с белокожим человеком. Малкольм Икс вернулся в Америку и больше не проповедовал ненавистничество и насилие, он стал проповедовать истинные ценности Ислама, как религии, способной преодолеть все барьеры между людьми.

«Возможно, вы будете шокированы моими словами. Но в этом паломничестве, то, что я увидел и испытал, заставило меня пересмотреть большую часть моего прежнего образа мыслей и отбросить в сторону некоторые их моих прежних выводов. Для меня это было не слишком трудно. Несмотря на мои твердые убеждения, я всегда был человеком, старающимся иметь дело с фактами и принимать реальность жизни так, как ее разворачивает передо мной новый опыт и новые знания. Мой разум всегда был открыт, это необходимо для гибкости, которая всегда должна идти рука об руку с любым осознанным поиском истины.

За последние 11 дней, пока я здесь, в мусульманском мире, я ел из одной тарелки, пил из одного стакана и спал на одном ковре, молясь одному и тому же Богу, с другими мусульманами, у которые глаза голубейшие из голубых, волосы светлейшие из светлых, а кожа белее белого. Из слов и поступков белокожих мусульман я ощутил такую же искренность, как и от африканских мусульман из Нигерии, Судана и Ганы.

Мы действительно были одинаковыми (братьями) – потому что их вера в единого Бога убрала «белизну» из их умов, «белизну» из их характера и «белизну» из их отношения.

Пока расизм поражает Америку как неизлечимый рак, т.н. «христианское» сердце белокожих американцев должно быть более открытым к решению такой деструктивной проблемы. Возможно, пришло время спасти Америку от неизбежной катастрофы – в Германии из-за расизма произошел такой же крах, разрушивший самих немцев.

Несколько ночей назад человек, которого в Америке назвали бы белым, дипломат из ООН, посол, приближенный монархов, отдал мне свой номер в гостинице, свою постель. Никогда прежде мне и в голову не приходило мечтать о такой чести – чести, которой в Америке удостоили бы короля, а не негра.

Вся хвала Аллаху, Господу миров».

Это единство – самый важный урок, который я извлек из рассказов моих друзей о хадже.

Когда наш мир полон конфликтов и розни по поводу религии и ее интерпретации, хадж представляется прекрасной картиной того, как Бог способен объединить всех людей.

Постороннему человеку эти обряды могут показаться старомодными и причудливыми, но для тех, кто едет в хадж или слушает рассказы о хадже, они становятся прекрасными образами того, как люди разного происхождения и мышления могут оставить позади все вопросы – кто прав, кто сильнее, у кого больше денег или влияния – и стать теми, кто мы есть на самом деле: людьми, стоящими перед Богом. Одинаковыми в стремлении добиться милости и любви Бога, повиноваться ему так, как он нам предписал.

Я считаю этот пример действительно воодушевляющим.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



18 комментариев


  1. мир вам
    (09.11.2011 22:51) #
    0

    ну братья славяне православные. Вот протестант высказался. Вы что думаете про хадж? Какие мысли овладели вами? "Русский марш" - Курбан байрам. подведём итоги и все на выборы!

  2. Марьям
    (13.11.2011 09:40) #
    0

    "Один из главных моментов христианства, который очень ценят христиане, заключается в идее взаимоотношений с Богом - Бог хочет познать нас и быть познанным нами лично, что выходит на пределы конкретного набора религиозных обрядов." - Зачем лишний раз рекламировать куфр...

  3. Валерий Емельянов
    (14.11.2011 10:10) #
    0

    Как знакомый и с христианством, и с исламом, могу сказать одно:я бы не посылал новообращенных сразу в хадж, как это, увы, сейчас практикуется. Нужна серьезная подготовка. А иначе появляется дурацкая поговорка- хорошо, что я стал мусульманином, до того, как съездил в хадж

  4. Муслим
    (14.11.2011 11:37) #
    1

    "Бог хочет познать нас и быть познанным нами лично, что выходит на пределы конкретного набора религиозных обрядов."
    ----------------------------------
    Ну бредятина ведь! Зачем Богу нас познавать? Он и так создал нас, он и так знает о нас ВСЁ, ему незачем нас познавать.
    То же самое с познанием Бога. Мы можем познать только то, что Бог рассказал о себе в Писании, но абсолютного познания Бога нам не дано. Христиане заблудились в своей софистике относительно Бога.

  5. Валерий Емельянов
    (14.11.2011 14:09) #
    1

    Cамое главное-это чушь и с точки зрения аутентичного христианства. Бог дает нам познать Себя, но до определенной степени. Главное же любить Его и поклоняться Ему. Такой ход мысли-одно из последствий тринитарной ереси, утверждающей, что Иисус есть Бог.

  6. Neris
    (15.11.2011 19:11) #
    0

    и где же ты слышал такую поговорку?
    или сам придумал?
    Валера, врядли ты что либо можешь знать об Исламе на столько чтоб понимать как и что правильнее нужно делать

  7. Валерий Емельянов
    (16.11.2011 09:58) #
    1

    وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ اِلاَّ لِيَعْبُدُونِ

    А вот и ответ из суры аз-Зарият:Мною созданы люди и джинны для поклонения. Не больше и не меньше-цель творения!. Посему все разговоры о богопознании -бред суфийствующих еретиков.

  8. тимоха
    (02.12.2011 03:21) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  9. Некто
    (02.12.2011 08:24) #
    -1

    авторы статьи лучше бы задались вопросом типа: "что будет если все пробиваемое ядро попадет в непробиваемую стену". Статья - бред: Христианин никогда не отойдет от своей Веры. И сразу: на вопросы типа: "давай померяемся!" отвечать также нет никакого смысла. Думающим - думать! Гавкающим - гавкать!

  10. оптимист
    (02.12.2011 12:12) #
    1

    Основная мысль-объединяющее, просветляющее, приближающее человека к Аллаху(субухана ва тааля!) значение хаджа-высказана автором достаточно ясно.Спасибо ему!
    Уважаемый НЕКТО, а священники Вячеслав Али Полосин, Владислав Сохин, принявшие ислам, разве не доказывают, что и христиане могут стать нашими братьями? А титан мысли, совесть России Лев Толстой? Инша Аллах, их последователей будет все больше и больше!

  11. Некто
    (02.12.2011 12:46) #
    0

    Уважаемый Оптимист, приведенные вами примеры - не к Христианам относятся. Толстой - христианин? его анафеме предали, слишком многих смутил. Такие диалоги в принципе из разряда "про Фому и про Ерёму". Лозунги конечно нужны - они кратко и звучно выражают мысли и идеи. Но лозунгами невозможно вести диалог. А в статье диалог и не предполагается, да он и по сути невозможен. С уважением.

  12. Haydar
    (02.12.2011 12:49) #
    0

    Здравствуй Некто.
    А ты сам читал, то, из-за чего Толстого анафеме предали?
    Если нет, то советую почитать первоисточник. А не то, что о нем (источнике) другие говорят.

  13. оптимист
    (02.12.2011 18:23) #
    0

    Уважаемый Некто!Лев Толстой сначала сам написал письмо главе Русской православной церкви о том, чтобы его более не считали христианином.Только затем его официально "отлучили", хотя чего же его было "отлучать" после его письма?!Только затем, чтобы вызвать низменный гнев невежд, вдруг начавших топтать своего гения, которого еще вчера боготворили.Нет бы попытаться понять мотивы того, почему он просил "считать его магометанином"!!!
    Может, не было бы и большевистского переворота 17-го года?...

  14. Некто
    (02.12.2011 18:38) #
    0

    Здравствуй, Haydar! Я вполне доверяю решениям РПЦ: встречусь по жизни - прочитаю первоисточник.
    Оптимист, в истории нет таких понятий как "если бы - да кабы". Честно не понимаю суть подобных разговоров: каждый человек истинно свободен в своем выборе, настолько насколько сам себе позволяет быть свободным.
    С уважением.

  15. Haydar
    (02.12.2011 19:16) #
    0

    РПЦ - это всего лишь люди, они могут ошибаться, а могут и преднамеренно вводить в заблуждение, преследуя свои цели. Разве я не прав?
    Поэтому и написал, что каждый сам должен думать своей головой, а не надеяться на чей-либо авторитет.
    С уважением.

  16. Некто
    (02.12.2011 19:34) #
    0

    Haydar, конечно ты прав! Всего лишь люди :) С уважением.

  17. Haydar
    (02.12.2011 19:45) #
    0

    не понял я твой смайл, ну да ладно. Значит мне не дано.

  18. Некто
    (02.12.2011 22:58) #
    0

    Извини, Haydar, я туманно высказался. А добавить - нечего

  19. (28.03.2012 09:31) #
    1

    Так или иначе в ИСЛАМЕ ВСЕВЫШНИЙ знает всю подноготную своих творений в плоть до атомов и более мелких частиц,иначе он не смог бы создать нас!Посему ЕМУ не зачем познавать то что ОН знает в совершенстве.В КОРАНЕ говорится "стремитесь к знаниям мусульмане,я есть вершина знаний"А мы созданы поклонятся ему и совершенствоваться в своем развитии,ибо развитие самих себя -это все го лиш один из элементов поклонении.