Для Хуана Рамадан – в каком-то смысле поиск баланса. С одной стороны, его вера и религиозная практика; с другой стороны, его земля, культура и дом – Пуэрто-Рико.
Хотя во многих вещах он совмещает эти два элемента своей идентичности, в Рамадан граница между ними становится осязаемой. Для пуэрториканских мусульман вроде Хуана священный месяц Поста возвращает на поверхность сложности, которые они ощущают в своей повседневной жизни как меньшинство.
В этом году все это еще больше ощущается в свете последствий урагана Мария, который поразил юго-восточный город Ябукоа 20 сентября 2017 года и опустошил отдельные части Пуэрто-Рико. Даже сейчас многие части острова лишены базовых благ цивилизации – электричества, водоснабжения, доступа к школам.
Мусульмане впервые прибыли на остров в рамках трансатлантического колониального обмена между Испанией и Португалией и «Новым миром». Есть свидетельства того, что первые мусульмане прибыли вместе с мореплавателями еще в 16 веке. Большое число иберийских мусульман прибыли в карибский регион в нарушение испанских законов, запрещавших им уезжать в Америку, кто-то из них – как коммерсант или исследователь, а кто-то попал в рабство.
Порабощенные мусульмане из Западной Африки стали прибывать на остров с 16 века. Их сообщества не добились процветания и даже толком не выжили в Пуэрто-Рико, но через них в западное полушарие проник Ислам. В дальнейшем из-за обращения в католицизм и принятия афроамериканских культов вроде сантерии влияние ислама в регионе ослабло, и нынешнее мусульманское население практически никак не связано с поколениями рабов-мусульман.
Нынешнее население острова состоит из недавних иммигрантов из арабских стран. Около двух третей пуэрториканских мусульман – палестинцы.
За последние годы пуэрториканцы стали принимать религию своих предков, Ислам. В каждой из 9 мечетей острова исследователи обнаруживают все большее число новообращенных.
Новообращенные мусульмане здесь пытаются примирить 2 свои идентичности и ищут т.н. «борикуа исламидад» - уникальную пуэрториканскую мусульманскую идентичность, которая противостоит ассимиляции с арабской культурой.
Для Хуана католицизм, принятый его предками, оказался слишком запутанной доктриной. Концепция таухида в Исламе, единства Бога, показалась ему проще, чем сложность понимания Троицы. Так он решил вернуться в веру предков – именно так он это называет.
После разрушительного урагана Мария месяц Рамадан для пуэрториканских мусульман особенно важен – он приносит им свое рода возрождение, обновление.
По словам Хуана, в этот Рамадан Пуэрто-Рико поднимется над трудностями – через пост, молитву и милостыню.
Перевод с английского языка специально для Ансар.Ru