Исламский взгляд на насилие в семье (часть 1)

Возможно, никакой другой аят Корана не вызывает столько заблуждений и неправильных толкований как среди мусульман, так и среди немусульман, как 34 аят 4-й суры Корана, так называемый «аят о наказании».

Некоторые считают, что этот аят разрешает мужьям бить жен, предлагая три варианта решения проблемы на случай семейной ссоры, связанной с непослушанием жены. Сначала мужу предлагается увещевать жену и взывать к ее рассудку (ва’з)1. Если этим проблема не решается он может выразить свое недовольство, начав спать отдельно от жены2. Если жена упорствует в намеренном непослушании, выражает свое презрение к мужу и пренебрегает супружескими обязанностями, они утверждают, что муж может прибегнуть к третьей мере – «дарб» (побиванию) как к средству «спасти брак».

Итак, этот аят предписывает три возможных этапа решения конфликта между мужем и женой. Самая спорная часть аята – это повеление «побивайте их» («вадрибухунна»). Это слово имеет трехбуквенный корень «д-р-б», и в большинстве современных переводов Корана толкуется как «слегка ударить». Добавление слова «слегка» говорит о зависимости этой трактовки от традиционного комментария (тафсира).

Другие переводчики вместо «слегка ударить» используют такие слова как «стукнуть», «шлепнуть», то есть слова, которые описывают другие способы физического воздействия, менее ощутимого, чем «удар» или «избиение».

Мы считаем, что все эти переводы не учитывают контекст и связь этого аята со всем фрагментом.

Другие же вообще предлагают слишком далекие от оригинала переводы, утверждая, что «дарб» означает «половой акт»3 или «временное разъединение»4 мужа и жены. Хотя Пророк (мир ему и благословение) в случае ссор действительно отдалялся от жен, мы считаем, что суть данного аята заключается, главным образом, не в этом.

Поскольку перевод должен содержать «буквальную» выразительную конструкцию, наиболее адекватным и емким переводом слова «дараба» будет «хлопнуть» или «шлепнуть», то есть слегка стукнуть, как это может сделать врач при осмотре пациента.
Однако в этой работе мы покажем, что реальное значение слова вадрибухунна не буквальное – это указание прибегнуть к символическому выражению гнева и неудовольствия. Мы считаем, что данная интерпретация обоснована трудами муфтия Мекки и ученика ибн Аббаса (толкователя Корана), Аты ибн Абу Рабаха5 (умер в 114 году хиджры), и на самом деле, берет свое начало из трудов целого ряда ученых.

В этом коротком исследовании мы всесторонне проанализируем фразу вадрибухунна с лингвистической (луга), риторической (балагийа), юридической (фикхийа), экзегетической (тафсирийа) точек зрения, и приведем в подтверждение некоторые хадисы Пророка (мир ему и благословение)6. Мы не намерены углубляться в диспуты, связанные с понятиямикаввамун, ваджурухунна7, нушуз и других противоречивых выражений, встречающихся в этом же аяте – это не является целью данной статьи. ИншаАллах, о них мы поговорим в более обширном исследовании «Супружеское внушение в исламе». Следующие замечания относительно фразы вадрибухунна – только выдержки из нее.

Что такое бытовое насилие?

Определение бытового насилия:

Британское правительство определяет бытовое насилие как:«Любой инцидент, сопровождающийся угрожающим поведением, насилием или издевательствами (психологического, физического, сексуального, финансового или эмоционального характера) между взрослыми людьми, которые являются партнерами в половых отношениях или членами семьи, независимо от гендера и пола»8.

Насилие в семье, или, точнее НПП9 (насилие над половым партнером) – явление, встречающееся в разных обществах и во многих парах, независимо от возраста, гендерных ролей, пола, национальности, уровня благосостояния и страны проживания.
Однако технически, хотя женщины в состоянии совершить бытовое насилие (НПП) над мужчиной, исследования показывают, что чаще всего такому насилию подвергаются все-таки женщины10. По данным британского министерства внутренних дел, в стране в результате бытового насилия погибают в среднем 100 женщин и 30 мужчин в год. Большинство женщин погибают от рук мужчин, тогда как по статистике приблизительно треть жертв-мужчин погибает от рук других мужчин, и чуть меньше трети – от рук женщин, над которыми они совершали бытовое насилие.

Более того, в таких отношениях зачастую страдают и дети – либо прямо, либо косвенно. Также существует прямая связь между бытовым насилием и насилием над детьми, одно сопровождает другое приблизительно в 40-60 случаев из ста11.

Какие бы формы оно ни приобретало, проявление бытового насилия редко является единичным случаем, обычно это модель поведения, с помощью которой агрессор запугивает и контролирует свою жертву. Со временем ситуация лишь ухудшается. Бытовое насилие может произойти в любое время, в первый же год отношений или спустя многие годы после их начала. Оно может начаться, продолжаться и усилиться и после того, как пара рассталась. Бытовое насилие может происходить дома или в общественных местах.12

Понимание парадигмы Корана

Ислам ни при каких обстоятельствах не допускает и не поощряет подобного дурного обращения с женщиной, в чем бы оно ни проявлялось. В Коране и хадисах есть много примеров, в которых отношения мужа и жены описаны как отношения, исполненные любви, уважения и доброжелательности, какими они и должны быть между мужем и женой.

Коран красноречиво описывает взаимоотношения в семье, указывая, что: «…Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них…»13

В парадигме Корана брак – это средство обретения спокойствия, защиты, поощрения, мира, сердечности, уюта, справедливости, милосердия и любви (Коран, 2:187, 2:229-237, 4:19-25, 9:71, 30:21).

Это говорит о том, что брак – общее дело двух людей, и его целью, помимо продолжения жизни, является эмоциональное благополучие и духовная гармония. По сути, вся сура под названием «Женщины» является наставлением о том, как себя вести и какими этическими нормами руководствоваться в тех или иных вопросах (попечение, наследование, брак, развод, разрешение конфликтов и прочее), касающихся женщин.14

Более того, во многих аятах особо подчеркнута необходимость доброго отношения к женщине в браке и при разделе наследства, где она может иметь преимущества (Коран, 2:229-237, 4:19, 4:25), или в доме супругов, где должен царить дух любви и добросердечия (Коран, 30:21; 9:71). В других аятах Аллах называет мужчину и женщину «помощниками и друзьями друг другу». При этом Всевышний выражает неодобрение притеснению женщин или плохому обращению с ними.

Понимание примера Пророка

Пророк (мир ему и благословение) был образцом супруга, который строил отношения в семье на принципах заботы, милосердия, доброты, взаимопомощи и справедливости. Доказательства этого содержатся во многих сборниках хадисов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам».15

Что касается отношений между мужем и женой, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую [жену], ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой».16

Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) никогда не бил своих жен, хотя они спорили и не соглашались с ним. И он строго порицал мужчин, которые били своих жен, а потом вступали с ними в интимные отношения (как ни в чем не бывало)17. По поводу ответственности мужа перед женой Пророк сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам, и не (должен) бить её».18

В своей прощальной проповеди Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также подчеркнул важность доброго отношения к женщине, сравнив нарушение супружеских прав женщины с нарушением завета с Богом. Кроме того, он не рекомендовал женщинам выходить замуж за мужчин, известных своей жестокостью, о чем свидетельствует история Фатимы бинт Кайс, рассказанная Муслимом:

«"Передают со слов Фатимы бинт Кайс, {…} что, когда муж дал ей тройной развод, посланник Аллаха {…} не выделил ей жилье и не назначил никакого содержания. Фатима сказала: «Посланник Аллаха {…} сказал мне: „Когда для тебя закончится установленный срок, дай мне знать“, и я сообщила ему об этом». К ней сватались Муавия, Абу Джахм ибн Сухайр и Усама ибн Зайд, и посланник Аллаха {…} сказал: «Что касается Муавии, то он — человек бедный, что же касается Абу Джахма, то он — человек, который бьет своих жен, и поэтому пусть твоим мужем будет Усама ибн Зайд».

Тут Фатима сделала знак рукой, желая сказать: «Усама! Вот каков этот Усама!» [Фатима хотела сказать, что Усама не ровня ей, поскольку она принадлежала к племени курайш, а он был вольноотпущенником] Тогда посланник Аллаха {…} сказал ей: «Тебе лучше повиноваться Аллаху и Его посланнику». Фатима сказала: «И я вышла замуж за Усаму, а потом радовалась этому».19

Супруга Пророка Аиша также рассказывала: «Посланник Аллаха никогда в жизни не ударил женщину или слугу, и вообще мог наносить удары только в сражениях с врагами».20

В следующих пяти разделах я намерен осветить точку зрения ислама на различные виды бытового насилия, в том числе, мотивируя мои доводы высшими целями исламского закона (макасид).

Источник: muslimmatters.org

__________________________________________

1 По Абдель Халиму, правильное толкование «ва’з» - «напоминание», а не «вразумление». (Понимание Корана, С. 49-50)

2 Одно из толкований
3 аль-Куран: современный перевод Ахмеда Али (Al-Qur'an: a contemporary translation by Ahmed Ali), изд-во Princeton University Press, 1988; С. 78-79
4 Абу Сулайман, Супружеский конфликт: Возвращение человеческого достоинства через высшие цели исламского закона (Abu Sulayman, Marital Discord: Recapturing Human Dignity Through the higher Objectives of Islamic Law), IIIT 2008, изд-е 2-е, С. 20-21
5 Ата ибн Абу Рабах – известный табиин (последователь), муфассир (толкователь Корана), мухаддис (передатчик хадисов), факих (юрист) и муфтий (судья) из Мекки. Он родился в Йемене в семье нубийцев и воспитывался в Мекке в семье Абу Хузаймы. Был учеником Ибн Аббаса (великого сподвижника Пророка и толкователя Корана) и Абдуллы ибн Умара. Его работы часто цитирует его ученик, исламский ученый ибн Джурайдж, живший в VIII веке.
6 Хадисы (традиции Пророка) не являются главной темой данной работы. Автор посвятил им отдельную брошюру Spousal Reprimand in Islam (Супружеское внушение в исламе).
7 Существует около 11 разных толкований выражения ваджурухуннa. Самое распространенное из них – «воздерживаться от половой близости». Еще одно толкование значит «муж привязывает жену (которая упорствует в непокорности) к кровати или просто в доме». Еще одно – «мужу следует позвать ее в кровать»! Стоит спросить, почему ученые проявляют правовое творчество, допуская интерпретацию этого императива столькими способами, но прибегают только к одной интерпретации «дарб» (хотя и в жестких рамках). Мы объясняем это их сугубо контекстуальным и крайне патриархальным прочтением этого аята.
8
http://www.domesticviolencelondon.nhs.uk/1-what-is-domestic-violence-/1-definition.html, последний доступ 24 ноября 2013
9 Бытовое насилие – понятие широкое и относится к целому ряду злоупотреблений в семье, а НПП – более специфическое понятие. В литературе под НПП подразумевается бытовое насилие над половым партнёром. В мусульманском обществе половым партнером может быть только партнер по брачным отношениям, так как ислам запрещает сексуальные отношения вне брака.
10
http://www.domesticviolencelondon.nhs.uk/1-what-is-domestic-violence-/1-definition.html, последний доступ 24 ноября 2013
11
http://www.domesticviolencelondon.nhs.uk/1-what-is-domestic-violence-/1-definition.html, последний доступ 24 ноября 2013
12
http://www.domesticviolencelondon.nhs.uk/1-what-is-domestic-violence-/1-definition.html, последний доступ 24 ноября 2013
13 Коран, 2:187
14 Коран, 4:1-176
15 Этот хадис приведен у Тирмизи
16 Сахих Муслим (вторая наиболее авторитетная книга хадисов Пророка)
17 Там же
18 Хадис приведен у Абу Дауда.
19 Сахих Муслим
20 Там же


По материалам muslimmatters.org



3 комментариев


  1. (04.01.2014 12:26) #
    1

    джазака Аллаху хайрон, хорошая поучительная тема

  2. (04.01.2014 20:12) #
    0

    Все эти действия происходят от незнания шариата, особенно нами мусульманами. Иногда забывается, ради Кого мы должны жить и Чьё довольство хотим найти!!!АстагафирУллах!

  3. (05.01.2014 21:43) #
    1

    4:34
    «Мужья являются главами /30/ семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью].
    Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Всевышнему и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты] /31/ подобно тому, как Всевышний оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними].
    Если вы [мужья, являющиеся главами в семье] опасаетесь непокорности [жен своих, например, если жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:
    (1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];
    (2) [если не подействует], то спите раздельно /32/ [то есть по возможности дистанцируйтесь];
    (3) [а если и это не поможет] то стукните /33/ (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непокорных детей] /34/.
    Если же они послушны, то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим].
    Воистину, Аллах — Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. Мощь Его безгранична, Он оберегает жен от притеснений мужей, рано или поздно наказывая притесняющего в соответствии с величием Своим и мудростью]» /35/.
    ***
    Способ наказания крайней, третьей степенью был описан пророком Мухаммадом: «...и [если уж не видите иного способа внутрисемейного урегулирования] то стукните их «дарбан гайра мубаррих» (ударьте слегка, не жестоко) /36/» /37/.
    Мусульманские ученые, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода влияния на супругу в расчете на положительный эффект, но при этом подчеркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман) /38/. Также важно отметить, что бить по лицу абсолютно запретно /39/.
    Здесь необходимо упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет по данному вопросу /40/. Затем, через некоторое время, был ниспослан вышеупомянутый аят, допускающий битьё в качестве последней возможной меры положительно повлиять на супругу /41/. Именно положительно! Ученые говорили о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть. Явным доказательством тому является: (1) поведение самого Пророка (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы) /42/; (2) четкое и однозначное пояснение посланника Божьего: «(если и допускается, то только) ударом, который не будет жесток!»; (3) слова пророка Мухаммада: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!» /43/.

    Отмечу, что цитируемые некоторыми утверждения о том, что, мол, «мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесенные женщине (жене)», не имеют канонической достоверности (да‘иф) /44/.