Фетва Совета улемов СМР и ДУМ РФ

Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 6/18

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе заседания, состоявшегося 27-го числа месяца Джумада аль-уля 1439 года по лунному календарю, что соответствует 13-му февраля 2018 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Московской Соборной мечети по адресу ул. Выползов переулок, д. 7, постановил:

мнение мусульманских ученых едино касательно того, что Коран и Сунна являются ключевыми и основными источниками исламского богословия. Коран занимает первостепенное положение и является сводом правил и положений. Затем следует Сунна, которая служит теоретическим объяснением и фактическим применением положений Корана. Сунна имеет просветительскую и назидательную силу подобно Корану.

Тот, кто отрицает какой-либо достоверный хадис, имеющий высокий уровень достоверности благодаря множеству цепочек его передатчиков, впадает в неверие подобно тому, кто отрицает какую-то часть Священного Корана. Если же человек отрицает достоверный хадис, который передан лишь по одной-единственной цепочке, то он становится грешным и заблудшим. Также согласно традиционному мнению богословов открытое пренебрежение Сунной является проявлением неверия.

ЗНАЧИМОСТЬ СУННЫ

Мусульманин должен упорядочить источники, из которых он черпает знания о своей религии. Ему нужно осознать подлинное положение и значение переданных слов и действий пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Священный Коран является сутью религии ислам. В его совершенных аятах утвержден устав, установлены законы и положения, раскрыты нравственные принципы, разъяснен призыв. Аллах (Бог, Господь) взял на себя обязательство до Конца Света сохранить Последнее Откровение в неизменном виде.

Несомненно, Священный Коран — это наивысшая степень красноречия и лаконичности, он вбирает в себя смыслы и тайны, которые не раскрыты до конца людям и не ведомы никому, кроме Того, Чьей речью он является (Аллаха), и того, кому было дано Откровение (пророка Мухаммада).

Священный Коран содержит аяты, повествующие о том или ином лишь в общих чертах. Поэтому необходимы детализирующие, раскрывающие смыслы пояснения.

Пророк Мухаммад, которого Всевышний избрал для донесения Откровений, был олицетворением Корана среди людей и примером понимания веры, активности и усердия. Неудивительно, что слова, действия, установления, нрав Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются неотъемлемой частью веры и законом для людей верующих.

Аллах избрал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорить от Своего имени и доносить Послание — и кто может быть совершеннее в понимании Слова Божьего? И чей путь, как не посланника Божьего, согласуется с указаниями Корана, как явными и легкими для восприятия, так и скрытыми по смыслу.

Произносимое Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) крайне значимо: «Он не говорит по прихоти (не говорит то, что ему захочется, что придет на ум)». Он [слова, сходящие с его уст] не иначе как Божественное Откровение [Писание], внушаемое ему [Господом миров]» (Св. Коран, 53:3, 4). Имам Ибн Ашур1 говорит, что прихоть — это склонение души к желаемому, но в то же время неприемлемому с точки зрения здравого рассудка. Непричастность речи Пророка к прихоти означает, что все исходящее из его уст не может считаться его собственными желаниями и интересами, будь то строки Корана или наставления. Данное утверждение справедливо также в отношении его действий и поступков. Поэтому в описаниях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы видим, что он даже шутя говорил лишь правду2, 3.

При рассмотрении событий на основе коранического текста появляются новые заключения, утверждаются положения, нарабатывается опыт. Часть из этих положений вытекает из буквы закона, часть — из его сути.

Священный Коран является источником законов ислама, а Сунна — выражением их применения. На мусульманина возложена обязанность должного отношения как к самому закону, так и к его применению. Аллах (Бог, Господь) наставляет людей придерживаться и Корана, и Сунны, следовать тому, что он (да благословит его Аллах и приветствует) велит или запрещает. Ведь во всем этом посланник Божий не ведом своим личным желанием, а направляем Самим Всевышним. Пророческие веления или запреты исходят по указанию Господа. Следовательно, покорность Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) есть покорность Аллаху и не является слепым подчинением одному из людей. В Коране Господь миров говорит: «Кто покорен Посланнику, тот покорен Аллаху (Богу). Кто же отвернется [от тебя и от твоего призыва], то [помни, что] Мы не ниспосылали тебя в качестве хранителя для них» (Св. Коран, 4:80); «То, что дает вам посланник [Божий], берите, а что запрещает, от того воздержитесь» (Св. Коран, 59:7).

Сунну нельзя отделить от Корана, ведь она разъясняет Коран. И все, что дошло до нас о нашей религии, дошло от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в том числе и сам Коран. И даже божественность Корана была утверждена посредством сообщений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Пренебрежение Сунной при толковании Корана есть не что иное, как противоречие самому Корану, так как оно ведет к отрицанию большого числа аятов. Всевышний повелел в Своей Книге подчиняться Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует): «Скажи: “Будьте покорны Аллаху (Богу) и Его [заключительному] посланнику”». Если же они отвернутся [не внемлют призыву уверовать], то [пусть знают, что] Он (Аллах) не любит безбожников» (Св. Коран, 3:32). Также Всевышний Аллах говорит: «О верующие, будьте покорны Аллаху (Богу), [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями…» (Св. Коран, 4:59). Всевышний повелел нам принимать и исполнять все его (Пророка) указания и судебные решения, сказав: «И нет сомнений в том, что они [до конца] не уверуют, пока не начнут относиться к тебе как к тому, кто разрешит все их споры [станет для них третейским судьей], а после [получив твое решение] не будут испытывать внутреннего недовольства и [даже если решение это будет не в их пользу], покорно согласятся» (Св. Коран, 4:65). Также Всевышний говорит: «Если Аллах (Бог) и Его посланник уже вынесли решение, то у верующего мужчины или верующей женщины не остается выбора поступить по-своему. Кто же проявит непокорность Аллаху (Богу) и Его посланнику, тот окажется в очевидном заблуждении» (Св. Коран, 33:36).

Вдохновение Свыше не умаляет потенциал и способности пророков. Неправильно представлять посланников людьми, ведомыми и полностью подчиненными воле Свыше, которых ангелы заставляют говорить или молчать. Не будь они пророками, то все равно оставались теми, на кого обращены почтительные взгляды, коих во всем и всегда выдвигают вперед. Откровение не постигает людей случайных, для этого избираются наиболее праведные и достойные, кому присущи самые возвышенные качества и верные суждения. Жизненный путь этих людей на виду, они выделяемы среди других своим умом и чистотой сердец.

Знание пути посланника Аллаха (да благословит его Творец и приветствует) заключает в себе великое благо. Пророческая Сунна — это источник шариата наряду со Священным Кораном, посредством которого Всевышний оказал Пророку честь и возвысил. Мусульманское сообщество придерживается данного понимания вопроса Сунны.

Относительно людей, отрицающих Сунну, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) говорит: «Вот-вот выйдет человек, который, облокотившись о свое кресло, будет цитировать мои слова, [пренебрегая ими] говоря: “У нас есть книга Аллаха, все, что разрешено в ней, будем считать разрешенным, а все то, что запрещено, — запрещенным”. Затем Пророк подчеркнул: «Прислушайтесь [он будет неправ]! Поистине, все то, что запретил посланник Божий, наравне с тем, что запретил Аллах (Бог, Господь)»4.

Призыв к отказу от Сунны и непринятие ее во внимание для должного понимания Корана есть не что иное, как призыв к упразднению одной из пророческих обязанностей, которая упомянута в Коране и не приемлет какой-либо иной трактовки: «[Ниспосылали Мы пророков и посланников, избирая их из числа людей] со знамениями (чудесами) [которые были понятны и актуальны для своего времени, эпохи и места, смысл же этого состоял в убеждении людей очевидным чудотворством, подтверждающим, что проповедующие — от Аллаха (Бога), не лгут, а глаголют Истину]. И [некоторым из них давали] Священные Писания. Тебе же [Мухаммад] Мы низвели Коран [ниспосылавшийся строка за строкою, глава за главою Божественным Откровением на протяжении более чем двух десятков лет], чтобы разъяснял (табйин) ты людям ниспосланное им. Возможно, они призадумаются (начнут думать, мыслить)» (Св. Коран, 16:44). Таким образом объяснение Корана (табйин) отличается от его донесения людям (таблиг): «Посланник Божий, доноси (таблиг) до людей ниспосланное тебе от Господа. Если не сделаешь этого, тогда не выполнишь миссию, возложенную Им на тебя. Аллах (Бог) защитит тебя от [зла] людей. Воистину, Он не наставляет на верный путь безбожников [тех, кто выбрал для себя путь безбожия]» (Св. Коран, 5:67).

Донесение (таблиг) и объяснение (табйин) — две пророческие обязанности, упомянутые в Священном Коране. Донесение — передача текста в таком же виде, в каком он был ниспослан, без единого изменения структуры и объема. Объяснение же — это раскрытие смысла Божественного Откровения людям, чтобы они смогли постичь его, применить на практике и поступать в соответствии с ним. На пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были возложены обе обязанности в одинаковой степени.

Различие людей в степени понимания Корана от правильного до ошибочного, а также различие умственных способностей — явное доказательство необходимости объяснения Божественной Книги. И эту обязанность исполнил Божий посланник, которому был ниспослан Священный Коран.

Сунна по отношению к Корану может занимать три положения:

1.​ Подтверждать коранические повествования, тем самым усиливая их.

2.​ Объяснять и раскрывать коранические смыслы.

3.​ Утверждать новую обязанность (обязательную или желательную к исполнению) или новый запрет (обязательный или желательный к исполнению), относительно которых в Коране ничего не сказано.

Сунна никогда не противоречит Корану. Все, о чем говорится в Сунне и не упоминается в Коране, является пророческим предписанием, обязательным или желательным к исполнению. В этом нет противоречия Корану, ведь он предписывает нам подчиняться Пророку. В Коране сказано: «О верующие, будьте покорны Аллаху (Богу), [назиданиям] Пророка» (Св. Коран, 4:59). И если мы уберем третий пункт, то данный аят потеряет смысл, так как подчинение Пророку только в том, что соответствует Корану, не имеет смысла, ведь оно есть подчинение Аллаху (Богу, Господу).

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Выстаивайте молитву [о которой сказано как в Торе, так и в Коране], выплачивайте обязательную милостыню [о чем также говорится во всех Писаниях]» (Св. Коран, 2:43). Отсюда мы понимаем обязательность молитвы и закята. Но что собой представляет эта молитва? Когда ее следует совершать? Сколько раз? Для кого она обязательна? Что такое закят? Кто должен его выплачивать? С какого имущества и сколько? Каковы условия обязательности? Ответы на данные вопросы мы находим только в Сунне, что показывает, насколько отдельные коранические повествования нуждаются в ней для раскрытия их смыслов.

Некоторые из тех, кто отрицает Сунну и призывает ограничиться Кораном, опираются в своих суждениях на следующие аяты: «В Писании нет ни малейшего упущения [все от начала Сотворения мира и до конца его зафиксировано на основе всезнания Творца, ни одно из качеств Которого не ограничено ни местом, ни временем]» (Св. Коран, 6:38). А также: «Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие] дали тебе Писание (1) разъяснением для всего [в чем нуждается человек], (2) верным путем и (3) проявлением [Нашей] милости, а также — (4) радостной вестью для мусульман [тех, кто покорен Творцу, Создателю всего и вся]» (Св. Коран, 16:89).

В первом аяте под словом «Писание» может подразумеваться Священный Коран. Но основным мнением толкователей Корана касательно слова «Писание» является Хранимая Скрижаль, а не Коран. Ведь именно Хранимая Скрижаль вбирает в себя всю информацию о творениях и созданиях. Данный аят имеет целью показать, насколько широко и безгранично знание Аллаха. Этот смысл подкрепляет первая часть аята, в которой говорится: «Все то, что ползает (ходит) по земле, или птица, парящая в воздухе на своих двух крыльях, — все они народы [все они есть существа], подобные вам» (Св. Коран, 6:38).

Второй аят разъясняет, что Коран несет объяснение многих предписаний. Имам Ибн Ашур говорит: «Хотя выражение “для всего” и указывает на всеобщность, однако же эта относительная всеобщность объемлет те аспекты, с которыми направлялись посланники Божьи к людям»5.

Разъяснение в Коране бывает двух видов — прямым текстом и с отсылкой к другому источнику. Первый вид — это, например, слова об обязательности поста, молитвы, закята и т. п. Второй вид — это разъяснение с отсылкой к другому источнику, следовать которому Законодатель обязует Свои создания. Таким образом, Коран лежит в основе исламского законодательства, даже если некоторые вопросы непосредственно не регулирует. По этому поводу можно привести историю имама аш-Шафи‘и. Однажды он, находясь в мечети аль-Харам, обратился к присутствующим: «Что бы вы ни спросили у меня, я отвечу вам из книги Всевышнего». Один из присутствующих спросил о паломнике в состоянии ихрама, который убил осу. Имам ответил: «На него ничто не возлагается». Спрашивающий воскликнул: «Где об этом говорится в книге Аллаха?». Имам аш-Шафи‘и произнес: «Всевышний Аллах сказал: “То, что дает вам посланник [Божий], берите”» (Св. Коран, 59:7), а затем привел хадис, прежде назвав цепочку передатчиков: «Следуйте моей Сунне и Сунне праведных халифов после меня6», после привел слова Умара ибн аль-Хаттаба: «Паломнику в состоянии ихрама можно убить осу»7. Таким образом, он вывел данное положение из текста Корана в три этапа8.

В то же время нужно учесть, что восприятие Сунны требует особого внимания. Не все, что приписывается пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), является Сунной и может быть принято, так как имеется выдуманное и недостоверное. Как и не все, что достоверно из приписываемого посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), правильно понимается и используется по назначению.

Отметим, что мусульмане не получили от выдуманных хадисов столько вреда, сколько получили его от хадисов, неправильно понятых и применяемых не по назначению. Так что появились те, кто смотрит на Сунну через призму сомнения, желая, чтобы мусульмане вовсе от нее избавились, несмотря на прямой божественный приказ следовать Сунне. Это пренебрежение является большой ошибкой по двум причинам.

Первая — пренебрежение исторической истиной. Поистине, история не знает человека, чье наследие было столь тщательно собрано, подвержено анализу и досконально исследовано подобно наследию Мухаммада, сына Абдуллы (да благословит его Аллах и приветствует). Разве оно может быть подвержено забвению или оставлено без внимания?

Вторая — Сунна есть кладезь глубинной мудрости, и, если хотя бы часть из нее была приписана другому человеку, он считался бы великим реформатором, мыслителем и просветителем. Разве может она быть утрачена, а люди лишены ее благостности?

Изучая наследие Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) касательно благонравия и видя, что оно вбирает в себя тысячи хадисов, кажется, что даже если бы множество ученых, сведущих в психологии, воспитании и этике, собрались, чтобы дать человечеству подобное переданному от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то они не смогли бы это сделать. В то же время благонравие является лишь одним из ответвлений пророческой миссии.

Не дозволительно заниматься Сунной тем, которые не познали коранические науки и не обладают необходимыми знаниями относительно них. Поистине, Коран является основным уставом религии ислам, именно он определяет обязанности мусульманина и его права, распределяет полномочия, разъясняет формы поклонения. И ни одна из этих форм не преобладает над другой, а они вместе не преобладают над обязанностью каждого человека прилагать усилия, трудиться во имя развития и процветания человечества, что является одной из целей земной жизни верующего. Ученые из числа сподвижников главенствующее положение отводили Священному Корану, стремясь, чтобы ничто иное на это главенство и первенство не претендовало.

‘Амир аш-Ша‘аби передает от Караза ибн Ка‘ба: «Мы вышли по направлению к Ираку, вместе с нами был Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Он спросил: “Знаете ли вы, почему я вышел в путь вместе с вами?” Они ответили: “Да, ведь мы сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), а ты провожаешь нас, оказывая тем самым уважение”. Умар сказал: “Воистину, вы придете в селение к людям, которые заняты Кораном подобно издающим гул пчелам. Не сбивайте их хадисами, иначе вы их отвлечете. Украшайте своим чтением Коран и меньше передавайте от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Идите, я буду вашим спутником”. Когда они прибыли в селение, люди попросили их: “Расскажите нам хадисы”. Сподвижники ответили: “Умар ибн аль-Хаттаб нам это запретил”»9.

Умар ибн аль-Хаттаб, другие сподвижники и ученые не отрицали Сунну, однако желали, чтобы Корану уделялось заслуженное внимание и почтение. Это естественное положение вещей, ведь необходимо сперва полностью познать закон, прежде чем погрузиться в толкование его частей. В разъяснении нуждаются не все, ведь, возможно, в переполненном толкованиями сознании не останется места для первостепенных основ и правил.

Нужно учитывать, что пророческие изречения, собранные в последующем воедино, были произнесены посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в разное время, в разных местах и при различных обстоятельствах. Например, в сборнике Муслима приводится, как Умар ударил Абу Хурайру, когда услышал, что тот цитирует слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто скажет “нет Бога, кроме Аллаха, тот войдет в Рай”»10. Возможно, Умар поступил так, потому что передаваемые Абу Хурайрой слова могут свести понимание сути религии у некоторых из людей к тому, что ислам — это лишь произнесенное языком слово, за которым не должны следовать действия.

Ибн Абдуль-барр11 передает от Абу Хурайры, что тот сказал: «Если бы рассказанные мною хадисы я поведал вам в период Умара ибн аль-Хаттаба, то он ударил бы меня плетью»12. Запрет со стороны Умара связан с тем, что он хотел построить общество на основе учения Корана и занять мысли его познанием. И когда вслед за этим будет передаваться Сунна, то светлые умы поймут ее правильный смысл.

Абу Хурайра благодаря своей хорошей памяти мог привести сто хадисов касательно, к примеру, молитвы. Умар, возможно, не видел проблем в том, чтобы тот приводил их, но желал, чтобы это было в рамках специализированной школы. В этом кроется главная причина такого поведения Умара в отношении передатчиков хадисов, акцентирующих на них очень много внимания.

Известно, что от Ибн Хазма13 передано около тысяче страниц, вбирающих в себя множество хадисов о малом омовении, и тот, кто желает, может углубиться в эти познания, однако же отвлекать мусульман только ими является глупостью. Что же останется для Корана? Более того, занимать мусульман Кораном подобным образом так же далеко от понимания религии. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Коран, но не проявляйте чрезмерности, не отворачивайтесь от него и не поедайте посредством него»14.

Практика Сунны — как она была зафиксирована и принята мусульманами — проявилась в том, что в сводах хадисов есть отдельные разделы о семейной жизни, о вере, о нравственности, о наследстве и т. д. В исламе приняты во внимание абсолютно все сферы жизни человека, а потому Сунну можно образно представить большим и просторным магазином одежды, где есть все: от белья до верхней одежды и причем на любой вкус и на все сезоны.

Человек, заходя в этот просторный магазин, может одеться с головы до ног в то, в чем ему удобно, тепло и комфортно. Однако же часто мы видим тех, кто приобретает два головных убора, но ходит босым, либо выбирает для себя модный носовой платок, но при этом ходит голым. Это сравнимо с теми людьми, которые занялись поверхностным изучением Сунны, а после долгого блуждания в подстрочных переводах вышли, неся в руках из нее лишь сивак (мисвак) и чалму, считая их основными атрибутами ислама. Причина такого выбора — в них самих. Их ограниченное мышление увидело в Сунне лишь это малое, внешнее.

Ислам во многих аспектах пришел с готовыми положениями, упомянутыми в Священном Писании, а также переданными из уст Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где одна часть подтверждает другую. Если появляется аргумент из хадисов, противоречащий другим аргументам, то изучается возможность его толкования и объяснения, чтобы их можно было объединить, сделать взаимодополняющими. Либо принимается наиболее достоверный (сильный по тексту и цепочке передатчиков), а другие отвергаются.

Поэтому религиозные исследователи не принимают хадисы, имеющие одну цепочку передатчиков, если они прямо и явно противоречат кораническим аятам или аналогии (кыяс), которая опирается на положения Корана. Они также разделяют хадисы, переданные учеными мужами и просто знающими их наизусть.

К сожалению, некоторые мусульмане оставили Коран, обратившись к хадисам, затем оставили и их, занявшись изучением изречений имамов и ученых. Затем оставили и их, обратившись к методологии подражающих, после чего оставили и их, устремившись к невеждам.

Подобное развитие мусульманской мысли явилось большой бедой и принесло непоправимый вред исламу и мусульманам. Ибн Абдуль-барр передает от ад-Даххака ибн Музахина: «Придет время, когда Коран будет вывешиваться на красивое место, но так, что паук будет сплетать на нем паутину, люди же не будут из него извлекать никакую пользу. Их деяния будут построены на риваятах, историях и притчах»15. Наиболее правильным выходом из этого невежества является то, чтобы мы вернулись к Корану, сделав его основой нашей интеллектуальной и духовной жизни. Когда мы достигнем уровня насыщения им, то должны изучить Сунну и извлечь пользу из мудрости пророческого наследия. И не разрешается говорить о Сунне, а тем более делать поспешные выводы, человеку, у которого ограниченные познания касательно Священного Корана, а также тому, кто плохо знает обстоятельства произнесения пророческих изречений.

Мнение мусульманских ученых едино касательно того, что Коран и Сунна являются ключевыми и основными источниками исламского богословия. Коран занимает первостепенное положение и является сводом правил и положений. Затем следует Сунна, которая служит теоретическим объяснением и фактическим применением положений Корана. Сунна имеет просветительскую и назидательную силу подобно Корану.

На сегодняшний день многими мировыми советами улемов издана фетва16 о том, что тот, кто отрицает какой-либо достоверный хадис, имеющий высокий уровень достоверности благодаря множеству цепочек его передатчиков, впадает в неверие подобно тому, кто отрицает какую-то часть Священного Корана. Если же человек отрицает достоверный хадис, который передан лишь по одной-единственной цепочке, то он становится грешным и заблудшим. Также согласно традиционному мнению богословов открытое пренебрежение Сунной является проявлением неверия.

1 Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур (Тунис, 1879–1973 гг.) считается выдающимся комментатором Корана своего времени. В детстве он выучил Коран целиком. Владел французским языком. В 14 лет поступил в университет «аз-Зайтун», который закончил с отличием. Написал труд «Тахрир ва Танвир», над которым работал на протяжении 50 лет. Его тафсир содержит основные его взгляды.

2 См.: ат-Табари. А. Аль-муаджам ас-сагыр. Бейрут: Аммар. Т. 2. С. 59, хадис № 779. Хадис от Ибн Умара.

3 См.: Ибн Ашур. Ат-тахрир ва ат-Танвир. Тунис: Тунисия, 1984. Т. 27. С. 93.

4 См.: Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 2, хадис № 12.

5 См.: Ибн Ашур М. Ат-тахрир ва ат-Танвир. Тунис: Сухнун. Т. 6. С. 253.

6 См.: Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 6, хадис № 42.

7 См.: ар-Рази М. Мафатихуль-Гайб. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2013. Т. 12. С. 178.

8 См.: ар-Рази М. Мафатихуль-Гайб. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1420 г. по хиджре. Т. 12. С. 527.

9 См.: аль-Муттакы А. Кянз аль-уммаль [Кладовая труженников]. В 18 т. Бейрут: Рисаля, 1981. Т. 2. С. 285, хадис № 4017.

10 См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1998. С. 46, хадис № 31–(52).

11 Юсуф ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-барр ан-Намари аль-Андалуси аль-Куртуби аль-Малики родился в Кордове в 978 году. Считается лучшим традиционалистом своего времени. Изучал философию и науку о генеалогии. Занимал должность судьи в Лиссабоне и Сантареме под командованием аль-Музаффара ибн аль-Афхаса. Умер в Хативе в 1070 году.

12 Ибн ‘Абдуль-барр. Джами‘у баян аль-‘ильм ва фадлихи [Свод разъяснений о достоинствах знаний]. Саудовская Аравия: Ибн Джавзия, 1994. Т. 2. С. 1003, хадис № 1913.

13 Ибн Хазм Абу Мухаммад ‘Али ибн Ахмад (994, Кордова, Испания — 1064) — арабо-мусульманский теолог, видный представитель захиритской школы мусульманского права (фикха), поэт и историк.

14 См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля 1998. Т. 24. С. 193, хадис № 15529.

15 См.: Ибн ‘Абдуль-барр. Джами‘у баян аль-‘ильм ва фадлихи [Свод разъяснений о достоинствах знаний]. Т. 2. С. 1023, хадис № 1954.

16 http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=99388.https://islamqa.info/ar/115125. http://www.alifta.net/Fatawa/fatawaDetails.aspx?BookID=2&View=Page&PageNo=1&PageID=820&languagename=http://fiqh.islammessage.com/NewsDetails.aspx?id=9656.



комментариев