Вера – это дар Всевышнего, который дается нам как милость от Него. Многие аяты и хадисы указывают на то, что, получив этот дар, мусульманин не должен обольщаться, считая, что теперь ему гарантирован рай – во-первых, в ад войдут не только неверующие, но и часть мусульман временно, во-вторых, всегда есть опасность утратить веру, данную когда-то нам Аллахом. (Да убережет нас Аллах от подобной напасти, страшнее которой нет ничего). Мы должны ценить, оберегать, защищать, обновлять и пополнять свой иман (веру). Мы часто слышим этот высокий призыв с минбаров, используем его в качестве высоких лозунгов. Но как верно замечено, лозунг агитации всегда должен переводиться в лозунг действия, а лозунг действия, в свою очередь, должен отливаться в конкретные директивы. Так же обстоит дело и с призывом хранить веру – это действие часто подразумевает вполне банальные и рутинные дела.
Про одно из них можно вспомнить, упомянув следующий хадис. Сообщается, что пророк (ﷺ), сказал: «“Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему – хвала, и Он всё может!”. Награда человека, который произнес эти слова 100 раз в течение дня, будет равна награде того, кто освободит десять рабов, ему запишется совершение ста благих дел, а записи о ста его дурных делах будут стерты. Эти слова послужат ему защитой от шайтана в течение всего дня до самого вечера, и никто не сможет совершить ничего более достойного, если не считать тех, кто повторит их большее число раз» (Аль-Бухари и Муслим).
Думаю, духовно-интеллектуальная трансформация верующего до состояния куфра – это тема, которая заслуживает пристального внимания сегодняшних исследователей, хотя древних трудов по ней достаточно. Например, Ибн Каййим Аль-Джаузия очень детально изучал и объяснял эту ветку исламской психологии, но, к сожалению, современный читатель-мусульманин склонен к увлечениям более грубой материей, пусть даже и исламских дисциплин. Вообще, конечно, мы какое-то время будем пожинать плоды того, что в последние десятилетия, выражаясь условно, сами готовили некое «поколение адвокатов и прокуроров», переводящих даже внутренние диалоги на плоскость «имею право/ты должен». А ведь спектр человеческих взаимоотношений, да и вообще жизни – понятие более многогранное и сложное, чем, скажем, юриспруденция… Да, политики и экономисты решают много вопросов, но гораздо больше вопросов может решить умелый психолог, советник, целитель и т.д.
Вернемся к онтологии куфра. Это плачевное состояние, когда пошатнувшаяся вера либо даёт трещину, либо рушится полностью, имеет свою эволюцию и переломные моменты. Часто причиной приближения человеческой души к иману (вере) или к куфру (неверию) может послужить крохотная, даже смешная вещь…
Навсегда запомнился случай, когда я на несколько шагов приблизился к исламу. Мне было 18. Мой знакомый убеждал меня в важности намаза для человека. Я же (не дай Аллах никому из ваших детей такого) твердо заявил ему, что никогда не стану совершать намаз. Мой знакомый, не уступавший мне в таланте дипломатии, сказал тогда: «Ну и умрешь кафиром!». Не знаю, что-за процессы включились тогда в моей душе (думаю, об этом лучше поведал бы старик Карл Юнг), но, просканировав все смыслы, вложенные мной в слово «кафир» к этому возрасту, я сказал себе в душе: «Кафиром?! Не, я не хочу умирать кафиром!».
Противоположный случай описан Л.Н. Толстым в его произведении «Исповедь», где человек перестает молиться (по одной из версий – совершать намаз) после одного безобидного вопроса: «Мне рассказывал С., умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет двадцати шести уже, он раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства принятой привычке, стал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал ложиться, брат его сказал ему: «А ты еще все делаешь это?». И больше ничего они не сказали друг другу. И С. перестал с этого дня становиться на молитву и ходить в церковь. И вот тридцать лет не молится, не причащается и не ходит в церковь. И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился бы к ним, не потому, чтоб он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное братом, было как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от собственной тяжести; слово это было указанием на то, что там, где он думал, что есть вера, давно уже пустое место…» (Л. Н. Толстой. «Исповедь»).
Так что, дорогие друзья, смотрите в оба и следите за кругом общения. «Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!» (Ахмад, Ад-Дарими, Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Аль-Хаким. Сильный хадис).
А то ведь небогобоязненный может подкинуть в твое мировоззрение какой-нибудь вирус. И не думайте, что вы – человек с титановым стержнем, который сам «прогинает под себя изменчивый мир»: мы влияем друг на друга обоюдно! Приведенные случаи – это примеры элементарного воздействия на систему убеждений. А теперь представьте, как можно поменять человека, включив все методы НЛП, информационную обработку, инструменты манипуляции, финансово-административный ресурс?! Устоять перед такой волной может лишь тот, в ком есть сильная вера, под которой лежит железобетонная база под названием «ильм» – Знания (именно с большой буквы). (О том, что есть Знания, нужно говорить отдельно и долго – к сожалению, часто нам вместо этого «ильм» подсовывают какие-то отдельные веточки второстепенной важности, к тому же бывшие актуальными лет 100 тому назад). Правда, может произойти случай, когда не нужно вступать в диспут, думая, что твои знания сильнее того, кто хочет лишить тебя веры: не зря нам приказано убегать от Даджаля (христианский термин, обозначающий его – Антихрист) в горы.
При массированной атаке можно довести человека и до куфра, но это происходит не сразу и не просто так. Если представить веру как полотно, висящее на стене, то уронить его можно, вытаскивая один за другими те гвоздики, на которых оно висит. Эти гвоздики – священные тексты (т.н «накль») в виде аятов и хадисов, которые удерживают иман. Выдерни пару гвоздиков, третий может вылететь и сам. Так вот, недавно один из скандальных фигур интернет-баталий выдал на своем ресурсе опус, часть которого хочу привести здесь. (Вся статья не особо заслуживает внимания, так как в ней много «воды» из другой сферы жизни – политика, личные обиды и т. д… Не суть). Именно этот абзац стоит разобрать отдельно, ибо в нем предпринимаются попытки осмеять хадисы (высказывания посланника Аллаха (ﷺ)). На каждое сомнение по поводу того или иного хадиса можно писать отдельную брошюрку, но в силу ограниченности данного формата постараюсь обойтись всего несколькими предложениями.
Вот часть статьи нашего борзописца: «Может быть, спросить об этом у человека, который живет уже больше 1400 лет? Откуда я о нем узнал? Из хадиса-сахих, где сказано о мальчике, который не успеет состариться, как уже начнется Судный день. Поскольку День суда еще не наступил, значит, этот мальчик все еще жив и молод. Как вы думаете, за это время сколько черных собак он убил, согласно предписанию одного из достоверных, по вашей квалификации, хадисов? А сколько мух он искупал в своем супе, как велит другой хадис-сахих? Интересно, нашел ли он тот остров, где, согласно еще одному хадису-сахих, в оковах пребывает Даджжал, которого заметили очевидцы и который должен был вырваться на свободу вскоре после прихода Пророка? И если Даджжал до сих пор так и не вышел, значит, он, скованный цепями по рукам и ногам, все еще на этом острове, что в месяце пути от Сирии. И может быть, вооружившись навигатором и Google Maps, отправиться туда и там принять еще одно коллективное обращение, на этот раз не только против «коранитов», но и против астрономов, несущих «чушь» про вращение земли вокруг своей оси. Ведь на самом деле, согласно хадису-сахих, солнце, сокрывшись за линией горизонта, прячется под Трон Аллаха в «земном» поклоне (саджидатан), а стоит ему оторваться от него, как наступает утро…».
Разберем абзац по пунктам.
1) Итак, в предложении о «человеке, который живет уже больше 1400 лет» иронизируется достоверный хадис – однажды посланник Аллаха (ﷺ) указал на юношу и сообщил группе своих сподвижников, что не успеет поседеть этот мальчик, как наступит «час»: «… и проходил рядом с нами мальчик Мугиры – он был моим сверстником – и он (ﷺ) сказал: “Если ему будет дана долгая жизнь, то не успеет коснуться его старость, как наступит час”» (Аль-Бухари).
Автор! Если вы считаете себя уже созревшим для того, чтобы толковать Коран непосредственно, без хадисов, то удосужьтесь подучить арабский язык. А если на это вам жалко 5-6 лет, то поинтересуйтесь хотя бы, какой смысл вкладывается в арабское слово «час». Речь в хадисе идет не о самом Судном дне, а о «малом часе» каждого человека, когда он умирает, и у него начинаются потусторонние вехи – встреча с ангелом смерти, диалог с Мункаром и Накиром со всеми последствиями и т. д. В хадисе пророк (ﷺ) объяснил взрослым сподвижникам, что до старости этого мальчика у них уже начнется «час». В этом нет ничего удивительного – взрослое поколение в общей своей массе уходит до того, как стареют дети. Перед тем, как делать выводы из хадисов, а потом торопиться браковать их только из-за того, что вы не успели их понять, загляните в шарх, то есть толкование этих хадисов.
2) «Как вы думаете, за это время сколько черных собак он убил, согласно предписанию одного из достоверных, по вашей квалификации, хадисов? А сколько мух он искупал в своем супе, как велит другой хадис-сахих?».
Ну, на вопрос «а был ли мальчик?» мы ответили – его уже нет. Так что не надо им терзаться, как Клим Самгин. Пару слов про собак. Пророк (ﷺ) сказал: «Черная собака – это шайтан» (Муслим). Повторяю: перед тем, как отталкивать от себя хадис как назойливую муху (к мухе мы сейчас вернемся), и-зу-чи его шарх! Во-первых, нет единогласного мнения хадисоведов об обязательности убивать черных собак. Это вопрос, при котором должны учитываться и другие юридические нюансы. Во-вторых, дорогой писатель, мы, мусульмане, верим в джиннов не меньше, чем в существование бешенства у собак, лис и т.д. Вот тебя смущает то, что бешеных собак иногда убивают, дабы они не нанесли бо́льший вред? Меня – нет. А теперь постарайся принять то убеждение, что часто шайтаны из джиннов принимают облик именно черного пса. Понимаю, конечно, что это не для слабонервных, но из имана человека мгновенно удаляются некоторые вирусы, когда он лоб в лоб сталкивается с параллельным миром в лице джиннов. Не хочу никого пугать, но если вдруг кому-то доведется увидеть, как человек, только что пивший с тобой чай, вдруг заговаривает другим голосом или на другом языке, потом его поднимает на метр от земли, а потом, упав на пол, он начинает ползать как огромная ящерица – вот тогда, друг мой, ты и ощутишь, насколько всякие «оно» – рядом. И тогда ты – для спасения своего ребенка, например – готов будешь не одну черную собаку убить. И лучше не давите, пожалуйста, на жалость, говоря о гуманизме. Знаем мы тут одних гуманистов – ста лет еще не прошло с тех дней, когда они не то чтобы черных собак, а черных людей-то чурались. А сейчас свой гуманизм на весь мир распространяют. Шестой флот их ВМФ им в помощь при этом.
Теперь насчет мух. Автор смеется над следующим достоверным хадисом. «Если муха попала в ваше питье, то окуните ее в него полностью, а затем выбросите ее, ибо в одном из ее крыльев – недуг, а в другом – исцеление». (Аль-Бухари и Абу Давуд).
Я об этом уже писал: «Этому достоверному хадису из сборника Аль-Бухари было посвящено целое научное исследование доктором Мустафа Ибрахимом Хасаном, специализирующимся на бактериях, переносящих болезни. Суть этого исследования (если не упоминать химических тонкостей, названий бактерий и антибактериальных элементов): когда муха падает в жидкость, в неё попадают разные бактерии с ножек мухи. Элемент, нейтрализующий эти бактерии, выделяется с крылышек, причём при обильном контакте с жидкостью. Отсюда и положение, что нужно муху сначала утопить, а потом выбросить. Кто хочет – верит, кто не хочет – не верит, это же вопрос имана». Что, есть в этом что-то странное? Боитесь в глазах атеистов показаться глупыми, утверждая, что в одном крыле мухи – яд, а в другом – противоядие? Так вы в любом случае не будете понятными для атеиста, хотя бы потому, что верите в ангелов с крыльями, «двумя, тремя и четырьмя». А за то, что вы верите в чудесное рождение одного мальчика от девственницы, без вмешательства отца, вас готовы будут сдать в психдиспансер. (Заметьте, я привел примеры только из Корана, а не хадисов!). Не верите в наличие чуда в крылышке мухи, а в крылатых ангелов верите – странно.
3) «Интересно, нашел ли он тот остров, где, согласно еще одному хадису-сахих, в оковах пребывает Даджжал, которого заметили очевидцы и который должен был вырваться на свободу вскоре после прихода Пророка?».
Здесь автор глумится над длинным достоверным хадисом, в котором Тамим Ад-Дари, бывший христианин, рассказывает о своем удивительном путешествии: «…когда-то ему пришлось плыть на морском судне с тридцатью людьми из племён Бану Ляхм и Джузам. Волны носили их по морю в течение месяца, пока не прибили к какому-то острову ко времени заката. Они сели в лодку и сошли на остров, где им встретилось косматое животное, так густо поросшее шерстью, что они не могли отличить переднюю его часть от задней. […]. Животное сказало: “О люди, ступайте к человеку, который находится в монастыре, ибо он очень хочет узнать о вас (всё)”». (Муслим).
Наверное, автор думает, что современные карты – это законченная инстанция истин географических познаний. Цитата из Интернета: «Число новых островов, открытых флотскими гидрографами в российской части Арктики за 2015-2016 гг., превысило десяток. В 2015 году военные ученые открыли девять (!) островов, в 2016-м – два, в 2017-м – еще один. Бо́льший из открытых островов имеет длину около 400 метров. Все они были нанесены на карту». (http://tass.ru/armiya-i-opk/4641823)». Ну что, без комментариев? Более 10 островов только в Арктике! Как вам островок в 400 метров?.. Это во-первых. Во-вторых, кто сказал, что наш мир – гладок и понятен так же, как экран телевизора? В нем ведь могут быть такие порталы, через которые можно заплыть или залететь в места, которые еще долго не будут «нанесены на карту» гидрографами. (Про параллельный мир я уже сказал). И тут твой навигатор Google Maps даже самой свежей версии не поможет. Да и что навигатор? Кто их производит-то? Заметьте, когда этот Google Maps увеличиваешь до последних размеров, то видно, что номера автомобилей, снятых на улицах городов – замазаны. С какой стати изготовители этих карт будут замазывать номера и оставлять, например, маленькие островки, застолбленные сверхдержавами для своих секретных баз? Для того, чтобы дольше поразмышлять на эти темы, рекомендую автору и вам, дорогие читатели, свою небольшую книжку «Гоги и Магоги: пришельцы с планеты земля».
Про солнце, совершающее суджуд (поклон) Всевышнему и другую мелочь даже не охота писать – часто автор упомянутой цитаты рассуждает как самый обычный атеист. Боюсь, что в следующий раз он, не дай Аллах, «выкатит» что-нибудь новое – например, спросит, как могут птицы и горы восхвалять Аллаха? Но осмелится ли он на это, ведь о зикре и птиц, и гор говорится не просто в хадисах, а в самом Коране!
Советую этому человеку глубоко задуматься над тем, все ли у него в порядке с его внутренним миром. Все ли гвоздики, на которых держится его вера в ислам – и большие, и малые – забиты прочно? Сегодня ему не понятны хадисы, а не приведет ли это к тому, что завтра его мегарациональный разум взбрыкнет, заартачится, встанет на дыбы и откажется принимать и аяты? Ведь какие-то большие выводы (и хорошие, и плохие) начинаются порой с маленьких причин – мухи, упавшей в суп или, например, яблока, упавшего на голову…