В последние годы в среде российских и русскоговорящих мусульман распространяется опасная тенденция т. н. коранизма, заключающаяся в попытках вольного, «рационального» толкования Корана. Основной идеей и лозунгом т. н. коранитов является то, что хадисы (изречения пророка Мухаммада ﷺ) являются предметом разногласий среди различных групп мусульман, к тому же они могут классифицироваться по-разному — достоверные, слабые, вымышленные и т. д., Тогда как Коран — это священная книга от Всевышнего, сохранность которой обещана Самим Господом: «Поистине Мы ниспослали поминание, и Мы его сохраним» (Сура «Аль-хиджр», 9 аят).
Как это обычно происходит, та или иная утопия, заблуждение или миф часто, почти всегда проникают в умы людей под благовидным и святым предлогами. Как сказано в Коране: «Почему вы смешиваете истину с ложью?.." (Сура «Семейство Имрана», 71 аят). Разумеется, самые разные группы мусульман испокон веков предлагают всевозможные вариации т.н. шархов (интерпретаций) к хадисам, но не все они выдерживают хотя бы минимальной критики. Верно и то, что существуют хадисы, приписываемые пророку ﷺ, но являющиеся спорными или даже вымышленными.
Однако данный факт не даёт нам основания заявлять, что единственным источником шариата и понимания ислама является Коран, ведь он был ниспослан тому, на кого была возложена обязанность также его раскрытия и разъяснения: «Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (Сура «Пчелы», 44 аят). Игнорирование роли хадисов в понимании Корана равносильно игнорированию роли самого пророка ﷺ, а это — не что иное, как отрицание приведённого выше аята.
Таким образом, т. н. коранизм, как и любое другое заблуждение, по многим аспектам вступает в противоречие с самим же собой. Говоря о т. н. коранитах, многие исследователи склонны мерить их критериями аналитических шаблонов: «зарождение», «яркие представители», «принципы» и т. д. Мы же полагаем, что т. н. коранизм — понятие абстрактное, размытое, не имеющее четкой интеллектуальной преемственности. (Преемственность же по духу имеет место быть, о чём ещё будет сказано). В любой заблудшей группе, декларирующей своё отношение к исламу (насколько обосновано это отношение — другой вопрос), есть часть т. н. коранизма. (Селективное, субъективное, фрагментарное понимание аятов). Если использовать более резкое определение, то т. н. коранизм — это невежество относительно того или иного аята, и как следствие — попытка «расшифровать» его мерилом своего разума и опыта.
Известная история о сподвижнике Адий аль Хатим гласит, что он понял аят «…ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от чёрной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи…» (Сура «Корова», 187 аят) буквально, и входил в состояние поста в тот момент, когда начинал различать на рассвете чёрную верёвку от белой, хотя под словом «нить» в упомянутом аяте имеется в виду полоса рассвета на горизонте. «…я положил под подушку две веревки — одну черную, а другую белую. Я смотрел на них и прекратил есть только тогда, когда смог различить белую веревку от черной. На утро я отправился к посланнику Аллаха ﷺ и рассказал ему об этом. Тогда Пророк ﷺ сказал: „Поистине, твоя подушка очень широка, если под ней поместились белая и черная нити. Поистине, речь идет об утренней заре и ночной мгле“» (аль-Бухари и Муслим). Как видим, вероятность ошибки в понимании того или иного аята присутствовала даже у сподвижников, которые обладали гораздо бо́льшими данными, чем мы: неискаженный арабский язык (аль-фу́сха), знание причин ниспослания аятов, живое присутствие пророка ﷺ и тех, кто стоял у истоков исламских наук и т. д. Но первые поколения мусульман, в отличии от т. н. коранитов (а их «прародители» появятся через очень короткое время после пророка ﷺ, о чём мы ещё скажем) подчиняли свое понимание истине, и не пытались ставить свой разум выше правильного смысла аятов.
Полагаем, что т. н. коранистический подход со своей попыткой ограничить небесные истины в своём маленьком «Я» был запущен хариджитами — мятежниками, отколовшимися от сподвижников, и приписавшими единственно верное понимание многих политических и теологических вопросов самим себе. О появлении этой смуты предупреждал и сам пророк ﷺ: Сообщается, что Абдуллах ибн Мас’уд говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах, бестолковые в умах, которые станут произносить лучшие речи людей, которые будут читать Коран, но он не пройдёт дальше их глоток! Они выйдут из ислама подобно тому, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи…» (Ахмад, Ат-Тирмизи, Ибн Маджах). Хариджиты пытались толковать Коран по-своему, не считаясь с тем, что их понимание может «разбиться» о другие же аяты Корана. Передается, что когда Ибн Аббас провел с хариджитами дискуссию и доказал ошибочность интерпретаций ими трёх аятов посредством того же Корана, двадцать тысяч мятежников вернулись к верности Али ибн Талибу (да будет доволен им Аллах), а оставшимся четырём тысячам хариджитов Али объявил войну. (Полную версию данной истории можно найти под названием «Диспут Ибн Аббаса с хариджитами»).
После хариджитов первых поколений будут появляться новые, и этот процесс, предсказанный пророком ﷺ, не прервётся никогда: «…Они будут появляться каждый век и будут обрезаны (т. е. побеждены), будут появляться каждый век и будут обрезаны», и пророк ﷺ повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут обрезаны. И так будет продолжаться, пока из их войска не выйдет Даджаль!». (Этот хадис передали Ахмад, Ибн Маджах, Аль-Хаким и другие). Потом придут му’тазилиты, кадариты, джабриты, в основе суждений которых будет всё тот же метод вырывания аятов из контекста и попытка подкрепить ими свое заблуждение. В известной книге по исламскому вероучению «Аль-акида ат-тахавия» приводится диалог одного му’тазилита с Абу Амр ибн Аля’. Сказал му’тазилит: «Я хочу, чтобы ты прочитал аят «وَكَلَّمَ اللهُ مُوسَى تَكْلِيمًا" с огласовкой фатха». (В этом случае смысл аята стал бы таким, как мы перевели его в сноске). Му’тазилит хотел тем самым добиться того, что в данном случае говорящим оказывался бы именно Муса. (Как известно, му’тазилиты отрицали наличие у Всевышнего такого качества как речь). Абу Амр на это ответил: «Предположим, я прочитаю этот аят именно так. Но что ты поделаешь со словами Всевышнего «И когда Муса пришёл к назначенному Нами сроку, и беседовал с ним Господь, он сказал: „О мой Господь! Дай мне посмотреть на Тебя!“»?! (Сура «Преграды», 143 аят). Му’тазилит не нашел ничего сказать. (Глава «Позиция ахлю-сунна относительно речи Всевышнего и опровержение тем, кто противоречит им», 170 страница).
То есть поползновения т. н. коранизма были, есть и будут всегда. Действительно, т. н. коранизм — весьма удобный инструмент для тех, кто в силу тех или иных причин не соглашается с каким-либо положением ислама, не находит в себе сил работать над собой, отрекаясь от различных прихотей; ведь при таком алгоритме суждений всегда можно придумать себе «лазейку», заявив: «Я думаю, что данный аят нужно понимать иначе».
Для более полного раскрытия темы приведём развёрнутый ответ на вопрос о т. н. коранитах из сайта уважаемого шейха Салиха Аль-Мунаджид.
«Вопрос.У моей подруги есть сестра, высказывающая сомнительные мысли о том, что она верует лишь в Коран. А что касается хадисов, то она берёт из них только те, которые соответствуют ясному смыслу Корана, по своему усмотрению и разуму — как она утверждает — и отрицает другие предания, говоря, что это — «сказки первых», и она-де не видела этих рассказчиков. Что мне ей ответить?..
Ответ.Во-первых, нет сомнения в том, что порочащий пречистую сунну порочит религию Аллаха и ставит под сомнение честность посланника Аллаха ﷺ, честность тех, кто пришел после него из, а) сподвижников, б) их последователей (таби’ун), в) праведных предшественников и г) тех, кто последовал их путем из выдающихся учёных. А кто ставит под сомнение сунну, тот ставит под сомнение и Коран, так как носители и знатоки Корана — это те же люди, которые несли сунну. Человек, подвергающий сомнению сунну, подобен тому, кто подвергает сомнению столпы ислама, его положения и предписания. Тот, кто не принимает сунну как юридический довод — заблудший, следующий своей прихоти без знаний. Того, кто называет достоверные хадисы «сказками первых» будучи невеждой или новообращенным или же по причине отдаленности его нахождения от носителей знаний, следует обучать, приводить ему доводы, порицать его как только можно. Если же и после приведения доказательств такой человек настаивает на своем порочном мнении, то он — заблудший и вышедший из религии.
Во-вторых. В качестве простого ответа этой женщине и тем, кто придерживается подобных идей, можно привести некоторые аяты из Корана. Коран вменил нам в обязанность подчинение пророку в почти сотне аятов, и сделал показателем подчинения Аллаху то, что мы подчиняемся посланнику Аллаха ﷺ, а тем, кто ослушивается пророка ﷺ, обещано страшное наказание. Всевышний говорит: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем». (Сура «Женщины», 80 аят).
Также сказано: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (Сура «Женщины», 65 аят).
А также: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Сура «Женщины», 115 аят).
В-третьих. И древними, и современными учеными уже сказано о тех, кто отрицает сунну и враждует с ней. Этих слов очень много, и они доступны. Например, Аль-Ха́физ Джал́ал Аль-Дин Аль-Сую́тый (да помилует его Аллах) сказал: «Знайте, что отрицающий хадис посланника Аллаха ﷺ — будь то его слово или действие — отвечающий своим условиям научных основ, в качестве юридического довода (حجَّة), впал в неверие и вышел из лона ислама и будет воскрешен с иудеями и христианами, или с кем захочет Аллах из групп неверующих. Передается, что однажды имам Аш-Шафии процитировал хадис и назвал его достоверным. Один из присутствующих спросил: «Ты придерживаешься этого хадиса, о Абу Абдуллах?». Имам сильно возмутился и сказал: «Ты что, считаешь меня христианином?! Или ты видел меня выходящим из церкви?! Или ты видишь на мне христианский пояс?! Как я могу приводить хадис от посланника Аллаха ﷺ, и не придерживаться его?!».
Зачинателями этого заблуждения (непринятие сунны как шариатского довода) были еретики и группа крайних рафидитов, которые отказывались ссылаться на сунну как на довод, и утверждали, что они ограничиваются Кораном. Тем самым они преследовали самые различные цели: кто-то считал, что пророчество должно было прийти к Али, но Джибриль (мир ему) ошибся (!) в том, что явился к Мухаммаду ﷺ! Кто-то из них и признавали пророчество за Мухаммадом ﷺ, но утверждали, что право на управление уммой (хиляфа) было прерогативой Али, а когда сподвижники присягнули Абу Бакру, они посчитали их неверующими; более того, они назвали неверующим и самого́ Али, так как он, якобы, не выразил своих притязаний на законное право! Так они пришли к отрицанию хадисов, которые — по их мнению — предания неверующего народа!
Сторонников этой идеи было множество и во время четырех имамов, а также после них, поэтому эти имамы на своих уроках, диспутах и трудах высказывали им опровержения. Приведем некоторые из них. Сказал имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) в своем труде «Ар-рисаля»: «Всевышний отвел посланнику ﷺ в религии и предписаниях такое место, которое Он Сам разъяснил и сделал признаком ислама — посредством того, что приказал подчиняться ему и запретил ослушиваться; Он раскрыл его достоинство, связав веру в пророка ﷺ с верой в Себя… И предписал Аллах людям следовать Своему откровению и сунне Своего посланника ﷺ, сказав: „Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении“. (Сура „Семейство Имрана“, 164 аят).
Кроме этого есть аяты, в которых упомянуты „Книга и мудрость“. Аллах упоминает „Книгу“, и это — Коран, и упоминает „мудрость“; а я слышал от тех, кем я доволен из знатоков Корана, что они растолковывали „мудрость“ как сунну посланника Аллаха ﷺ. Также Всевышний сказал: „О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!“. (Сура „Женщины“, 59 аят). Есть и другие аяты, которые указывают на необходимость следования за пророком ﷺ и подчинения ему…».
Сказал Аль-Байхаки после приведения этого абзаца: «Если бы не было утверждённости сунны в качестве юридического довода, то посланник Аллаха ﷺ в своей проповеди не потребовал бы довести до сведения отсутствующих упомянутые им вопросы религии: „Пусть присутствующий расскажет отсутствующему, ведь часто узнавший новость понимает лучше первого слушателя…“. Затем Аль-Байхаки привел хадис: „Да озарит Аллах того, кто услышал от нас хадис и передал его так, как услышал — ведь часто узнавший новость понимает лучше первого слушателя…“. Данный хадис — мутаватир».
Сказал также Аш-Шафии: «Раз посланник Аллаха ﷺ призывал слушать сказанное им, запомнить и передать это, мы понимаем, что он не приказывает доводить от него что-то не являющееся аргументом для тех, кто бы услышал это. Так как от него доводится лишь дозволенное, которым можно пользоваться, и запрещенное, которого следует сторониться; наказание, которое должно назначаться; имущество, которое берется и дается; совет, касающийся религии или мирского».
Затем Аль-Байхаки привел хадис от Абу Рафи’: посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да не встречу я никого из вас сидящим на своем ложе, и чтобы к нему приходил какой-нибудь приказ, данный мной или запрет, наложенный мной, а он бы говорил: «Не знаю. Мы последуем только за тем, что нашли в Книге». (Привели Абу Дауд и Аль-Хаким). Также передается в хадисе Аль-Микдам ибн Магдикарб, что посланник Аллаха ﷺ в день Хайбара запретил несколько вещей, из которых — мясо домашнего осла. Затем посланник Аллаха ﷺ сказал: «Приблизилось то время, когда человек будет сидеть на своем ложе, передавая мои речи, затем скажет: «Между мной и вами — книга Аллаха. Что мы найдем в ней дозволенным, посчитаем дозволенным, а что найдем запретным, посчитаем запретным. А ведь то, что запретил посланник Аллаха ﷺ, подобно тому, что запретил Аллах».
Аль-Байхаки добавил: «Это — предсказание от посланника Аллаха ﷺ о том, что́ будет после него из отрицания еретиками хадисов. И подтверждение этому пришло после него ﷺ. («Мифтах аль-джанна»).
Сказано также в «Энциклопедии фикха» («Аль-маусуа аль-фикхия»): «Некоторые люди выдумали то, что сунна не является источником шариатского права, и назвали себя «коранитами». Эти люди говорят: «Нам достаточно Корана. Мы считаем дозволенным дозволенное в нем, и считаем запретным запретное в нем». Что касается сунны, то в неё — как они утверждают — внедрены лживые хадисы, приписываемые пророку ﷺ… Эти люди — не «кораниты», так как Коран приказывает подчинение посланнику ﷺ в почти ста аятах. И он рассматривает подчинение посланнику ﷺ как подчинение Аллаху. Более того — Священный Коран, которого они якобы придерживаются, отрицает существование веры у того, кто отказывается подчиняться пророку ﷺ и не принимает его решение: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (Сура «Женщины», 65 аят).
Что касается утверждения, что в сунну внедрены ложные хадисы, то оно опровергается тем, что учёные нашей общины приложили неимоверные усилия для очищения сунны от всякой примеси. Они считали достаточными основаниями для непринятия хадиса сомнение в правдивости рассказчика или вероятность того, что он мог путаться. Даже враги нашей общины признают то, что нет другого народа, которая бы в такой же степени заботилась о цепи передатчиков и отборе преданий, особенно тех, что переданы от пророка ﷺ. Для необходимости действовать по хадису достаточно того, чтобы была уверенность в том, что он действительно был сказан пророком ﷺ. Ведь он ﷺ ограничивался порой тем, что для доведения своего послания отправлял лишь одного сподвижника, и этот факт указывает на то, что весть от одного человека должна приниматься на веру, покуда её достоверность не вызывает сомнений.
И мы можем спросить у т. н. коранитов: где аяты, которые указывают на порядок совершения намаза, и что обязательных намазов — пять, и что у закята есть свой нисаб, в какой последовательности совершается хадж и многие другие положения, которые узнаются только из сунны.
В завершение хотелось бы добавить то, что разрушители ислама из поколения в поколение придумывают всё новые и новые способы борьбы с устоями нашей религии. Когда-то врагами проводилась большая работа по внедрению ложных хадисов, искажению смысла достоверных хадисов, их лжеинтерпретации для одурманивания умов мусульман. А сегодня кто-то заявляет, что вообще не нужно слушать хадисы. И очень печально то, что эту мысль подхватывают сами же мусульмане, причём не рядовые, а те, кто своими речами представляет российскую умму. Если эти люди думают, что мусульмане не в курсе их дел, то они глубоко ошибаются. Их идеи с дозволения Аллаха не пройдут — мусульмане этого не позволят, тем более благоразумных верующих в десятки раз больше т. н. коранитов. Ложь уйдет как морская пена, а истины, заключенные в Коране и хадисах пророка ﷺ, останутся на века для будущих поколений.