Женская активность с позиций ислама

В современном мусульманском мире еще очень крепки позиции тех,кто выступает категорически против не только участия женщины мусульманки в делах общины, но и даже получения ею высшего образования. Отцы и мужья, придерживающиеся подобных взглядов,обрекают своих дочерей и жен на пожизненное заточение в четырех стенах, запрещая им выходить из дома. Но их позиция не имеет никакого обоснования в Шариате.

Подобные жесткие отцы и мужья ссылаются в своих решениях на коранический айят «Оставайтесь в своих домах» (33:33). Из этого айята они выводят доказательство запретности для женщины покидания своего дома, кроме как в случае крайней потребности или необходимости. На самом же деле, данный довод не является убедительным.

Дело в том, что, во-первых, этот айят обращен к женщинам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), как это следует из предыдущего айята: «О, жены Пророка…» (33:32).

А на женщинах Пророка (мир ему и благословение), как известно, лежали более жесткие ограничения и запреты, нежели на всех остальных женщинах. Что также подтверждается предыдущим айятом: «О, жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…» (33:32).

Во-вторых: матерь правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) даже при наличии этого айята вышла из своего дома и была непосредственной свидетельницей «Верблюжьей битвы», которая вспыхнула между мусульманами из-за убийства третьего халифа Усмана (да будет доволен им Аллах).

В-третьих, заточение женщин в своих домах должно применяться только в одном случае – если она подозревается в совершенном прелюбодеянии и ждет решения исламского суда по своему делу. Аллах Всевышний узаконил это в следующих словах: «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь» (4:15). Как после этого можно утверждать, что заточение в домах должно применяться ко всем мусульманкам?

Женщина – это дееспособная личность, как и мужчина, от которой требуется поклонение Всевышнему Аллаху, установление Его религии, выполнение обязанностей, отстранение от запретов, призыв к Исламу, повеление одобряемого и запрещение порицаемого. Самым первым свидетельством того являются обращения Всевышнего Аллаха к Своим рабам. Когда Он говорит в Коране «О, люди» или«О, вы, которые уверовали!», это не является обращением только к мужчинам, но ко всем людям, включая и женщин.

Именно поэтому, когда одна из величайших сподвижниц Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) услышала его зов «О, люди…», она поспешила на этот зов. Несмотря на то, что она была занята некоторыми своими делами, она оставила их, и направилась к Пророку (мир ему и благословение). А людям, удивившимся стремительностью ее отклика на этот зов, она ответила: «Я тоже из людей».

Основой для определения круга прав и обязанностей мужчин и женщин является то, что женщина в своей дееспособности и ответственности равна мужчине, за некоторыми исключениями. По поводу вопроса соотношения позиций мужчин и женщин Всевышний сказал: «Одни из вас произошли от других» (3:195). А Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произнес: «Поистине женщины сестры мужчинам». (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ад-Дарими)

Священный Коран определяет, что ответственность за наставление общества и его удержание от пороков, что на языке Ислама называется «амр би-ль-ма’руф ва нахи ‘ани ль-мункар» - «повеление одобряемого и запрещение порицаемого» лежит, как на мужчинах, так и на женщинах.

Аллах говорит: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними» (9:71). Точно также Коран упомянул об ответственности за грехи и проступки, как мужчин, так и женщин: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое…» (9:67)

Кроме того, мусульманские женщины уже вышли и выходят из своих домов для посещения школы, мадраса, университета, для работы в различных общественных сферах - врачами, учителями, воспитателями и т.д. Данный аспект активности женщин вне дома практически никем не оспаривается и не опровергается.

И, наконец, долгом мусульманок, кроме религиозных обязанностей, призыва в Ислам, воспитания детей, является борьба за установление в мире истинного понимания Ислама. Наши женщины должны вступить в борьбу с пороками, разлагающими не только немусульманское, но уже и мусульманское общества – с безнравственностью, неграмотностью, бездуховностью.

Обязанностью именно женщин мусульманок является вступить в борьбу за души и сердца подрастающего поколения, чтобы не дать ему попасть под влияние ложных убеждений, идеологий и образа жизни, воспитать его в чистоте и целомудрии. Именно на хрупких женских плечах лежит огромный груз ответственности за наше будущее.



комментариев