Взгляд голливудского кинорежиссера на роль мусульманок в жизни исламского мира

Женщины с самого начала были сердцем и опорой Ислама. С самых ранних дней формированию Ислама как религии и его распространению способствовала женская рука – начиная с отважной Хадиджи, первой жены Пророка Мухаммада (мир и благословения ему) и первой новообращенной мусульманки, блестящей и независимой ученой Аиши, тоже жены Пророка, политически гениальных мусульманок-монархов, таких как египетская Шаджарат Ад-Дур и индийская Нур Джахан, и заканчивая духовной мудростью таких праведниц, как Рабия из Басры.

Сегодня, когда арабский мир преодолевает чрезмерно затянувшуюся конфронтацию между диктатурой и демократией, женщины по-прежнему остаются на передовой.

В этот поворотный момент многие мусульманки, выступающие в роли политических лидеров, получают обширное внимание со стороны СМИ. Тунисская блоггерша Лина Бен Менни впервые привлекла внимание мировой общественности к несправедливости в своей стране, что привело к народному восстанию, впоследствии распространившемуся по всему арабскому миру. В Египте 26-летняя Асма Махфуз стала известна тем, что посредством социальной сети Facebook вдохновила своих сограждан на восстание против режима Хосни Мубарака. Среди лауреатов Нобелевской премии 2011 г. была Таваккуль Карман, йеменская журналистка, чей арест спровоцировал волну протестов и в конце концов привел к отставке президента Али Абдуллы Салеха.

Эти молодые женщины, а также многие другие, чьи имена, возможно, известны только их родным и близким, ускорили изменения в своих странах. Но возникает вопрос, почему именно сейчас? Частично это связано с демографией, ведь 60% населения арабского мира составляют лица моложе 30 лет, больше половины – женского пола. Отчасти это обусловлено расширением доступа к информации и социальным сетям. Эти факторы уже много обсуждались в прессе.

Но гораздо меньшее внимание было привлечено к роли духовного пробуждения в восстании мусульманок против угнетения. В июне я писал о том, что мусульманки все чаще становятся исламскими учеными и очищают свою религию женоненавистнического налета, который мужчины нарастили на ней за века.

Эта повторная активизация феминистских элементов Ислама сыграла ключевую роль в восстановлении положенного им по праву достоинства и влияния и помогла им отбиться от чрезмерно консервативных и устаревших традиций, тормозивших развитие мусульманских стран в прошлом веке.

Недавно мне попался замечательный документальный фильм, который как раз и повествует о том, как это происходит, как мусульманки берут в свои руки собственное религиозное воспитание даже перед лицом угнетения. Мировая премьера независимого документального фильма «Свет в ее глазах» состоялась 19 ноября на Международном фестивале документального кино в Амстердаме. Это первый фильм, снятый на тему мечети в Сирии именно с женской точки зрения. Фильм показывает, почему современные женщины добровольно решают практиковать Ислам в нашем стремительно меняющемся обществе.

Снятый и выпущенный Джулией Мельтцер и Лорой Никс, фильм «Свет в ее глазах» - это история мусульманского лидера-женщины Худы Аль-Хабаш и одного лета в ее коранической школе для девочек в Дамаске. Аль-Хабаш и ее ученицы смело бросают вызов культурным традициям, при этом оставаясь преданными Исламу. Довольно неожиданно, Аль-Хабаш учит их тому, что реализовывать свои амбиции – это способ поклонения Богу. «Свет в ее глазах» дает возможность познакомиться с исламским возрождением с женской точки зрения и пролить свет на влияние, которое это возрождение могло бы оказать на Сирию при смене нынешнего режима.

Подоплеку недавнего восстания в Сирии можно увидеть в настойчивости, с которой женщины стараются получить образование и решать сами за себя. Авторы этого фильма получили беспрецедентный доступ в мир консервативных сирийских мусульманок, съемки длились больше трех с половиной лет, и за это время политический климат становился все более репрессивным.

Основные съемки были завершены в ноябре 2010 г., за 4 месяца до начала сирийского восстания. Зрители в этом фильме могут заглянуть за вуаль внутренней жизни и духовных устремлений мусульманок, увидеть, какую роль играет религия в их самоопределении и их надеждах на будущее.

Идея коранической школы, руководимой женщинами и для женщин, может многим показаться неожиданной. Но Худа Аль-Хабаш просто следует традиции мусульманок, которые во времена самого Пророка (мир и благословения ему) были учеными-богословами и преподавателями. В своей книге «Матерь верующих» я описываю, как жена Пророка (мир и благословения ему) Аиша стала ученой, знатоком Корана и правоведом, и по сути была одним из главным источников исламских законов и вероучения. Будучи самой близкой к Пророку Мухаммаду женщиной, Аиша занимала уникальное положение, позволявшее ей передавать даже самые личные разговоры со своим супругом, начиная от практики интимной жизни и до очищения при ритуальном омовении. Она передала более 10 000 хадисов, связанных со всевозможными аспектами своей жизни с Пророком (мир и благословения ему), и сведения, полученные от Аиши, по сей день остаются краеугольным камнем исламской юриспруденции. И она не была увядающим синим чулком. Аиша была уверенной, целеустремленной женщиной, способной открыто бросить вызов мужчинам, ведь она даже безо всякого страха спорила с самим Пророком (мир и благословения ему) по религиозным вопросам. После его смерти она стала политическим лидером, сыграла ключевую роль в диспутах о халифате и в конце концов взяла в руки оружие, чтобы бороться за свои убеждения, - повела армию в Ирак во время первой в Исламе гражданской войны. Я не сомневаюсь в том, что Аиша бы высоко оценила Худу Аль-Хабаш и кораническую школу, продолжающую ее же собственное наследие как исламского лидера-феминистки.

Фраза «исламский лидер-феминистка» может показаться некоторым оксюмороном. И этот удивительный документальный фильм удивит многих, кто считает, что на фоне освобождения стран Ближнего Востока мусульманки будут стремиться перестроить свою жизнь на манер светского западного феминизма. Как рассказывают мусульманские женщины и девушки, снятые в документальном фильме, усиление феминисток будет происходить в рамках Ислама, и огульная враждебность по отношению к религиозным аспектам Арабской весны лишь создаст новый раскол в понимании между Востоком и Западом.

Единственный способ предотвращения таких недопониманий заключается в том, чтобы мы научились смотреть на мир глазами других. Несмотря на ярость антимусульманских деятелей, Ислам не уйдет в сторону, и изменения на Ближнем Востоке только усилят его присутствие на мировой арене. Вопрос состоит в том, какой Ислам займет главное место, когда осядет пыль после революций и трансформаций. Будет это Ислам, который толкает людей назад, или же продвигает вперед?

Смотря этот документальный фильм, начинаешь понимать, что на этот вопрос по большей части должны отвечать сами мусульманки. Как говорят мусульманки, снятые в фильме «Свет в ее глазах»: «Женщина – это школа. Если вы учите ее, то вы учите целое поколение».

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев