"Забрать все книги бы да сжечь" (Александр Грибоедов. Горе от ума). Как известно, пастор Терри Джонс и религиозная организация Центр мировой поддержки "Голубь" (штат Флорида, США) объявили о намерении осуществления 11 сентября сожжения 200 переплетов Корана. Планируемого на территории церкви Dove World Outreach Center (Гейнсвилл) - в годовщину трагических событий 9-ти летней давности). Актуальность акции очерчивается, как реализация задачи о предостережении об исходящей от Ислама опасности: Коран-де не является книгой мира, а мусульманство значительно более склонно к насилию, чем полагают многие.
Из истории
Эта ситуация позволяет вспомнить, что исторически цензуре государственной предшествовала цензура церковная. Главное предназначение которой виделось в недопущение появления альтернативной официальным воззрениям Церкви взглядам. По другому и быть не могло в условиях искусственного наделения пап полномочиями носителей абсолютной истины, как "наместников Бога на земле". Отсюда - сожжение книг, называемых еретическими. А "по пути" и их авторов. Как это имело место с идеологом чешской Реформации, мыслителем Яном Гусом, в 1415 г. сожженным вместе со своими трудами. Постепенно на историческую сцену заступили называемые элегантным словом "Индексы" списки запрещенной литературы. В середине XVI в. один из индексов включал сочинения Коперника, Галилея, Джордано Бруно. Само сожжение книг принимяло характер их уничтожения в качестве ритуальной казни. Вскоре по распоряжению великого инквизитора (в сане кардинала) Франсиско Хименеса де Сиснероса в 1508 г. в Гранаде в пламени исчезли 100 тыс древних арабских рукописей. Хотя именно благодаря арабам мир познакомился с сочинениями выдающихся мыслителей древнего мира.
Естественно, когда церковная линия европейская лидерства оказалась ослабленной взятием под контроль умов жителей континента светским вектором, непосредственно государство приняло на себя цензорские функции. Все в тех же целях. Как следствие, в 1933 г. во всех университетских(!) городах Германии прошел т.н. "Праздник костра" - легальное сожжение запрещенных нацистами книг (реализация проекта противостояния «негерманскому духу»). В почетном числе "еретиков" оказались места для свыше 10 тыс трудов почти 150 писателей. Среди которых Карл Маркс, Томас и Генрих Манн, Бертольд Брехт, Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк, Эрих Кестнер, Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй и др.
Весьма симтоматично нахождение в списке удостоенных к сгоранию трудов - произведения немецкого поэта XIX в. Генриха Гейне.Он родился в еврейской семье, но, проучившись в Берлинском университете, перед получением диплома доктора, вынужден был креститься, т.к. свидетельства выдавались только христианам. Тонкость в том, что перу Г.Гейне принадлежат следующие строки:
"Здесь церковь на трупах плясала канкан,
Свирепствуя беспредельно...
Здесь книги жгли и жгли людей,
Чтоб вытравить дух крамольный,
И пели при этом, славя творца
Под радостный звон колокольный".
Так вот, спустя несколько лет после "книжного варфоломеевского дня" действительно получилось по Г.Гейне. В 1942 г. фашисты присутпили к строительству комплекса лагерей смерти Аушвиц-Биркенау, включавших Освенцим. Четыре газовые камеры позволяли сразу лишать жизни свыше 10 тыс человек. Тем самым, на на место сожженных книг заступили живые тела Божьих созданий; а костры оказались замещенными крематориями. Но не рядом ли огонь и газ?
Из современности
Мир не безмолвно наблюдает за происходящим сегодня в США.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен и командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Дэвид Петреус осудили планируемую акцию по сожжению экзепляров Корана. Но не как вопиющий факт сам по себе, а по причине возможного спровоцирования "действий экстремистов по всему миру" и постановке "под угрозу войск НАТО в Афганистане"(2). Аналогичной позиции придерживается и официальный представитель Вашингтона Роберт Гиббс, зявивший ооб отрицательном влиянии такого рода действий на безопасность американских войск в регионе и иных мусульманских странах.
Правда, госдеятели несколько в ином ключе оценили ситуацию.
Представитель Госдепа США Филипп Кроули назвал акцию “неамериканской”, по причине ее несоответствия "принципам религиозной терпимости и религиозной свободы". Госсекретарь Хиллари Клинтон оценила прозвучавшие осуждения "этого неуважительного, отвратительного поступка" со стороны "религиозных лидеров Америки всех вероисповеданий, от христиан-евангелистов и от иудейских раввинов, от светских лидеров США и от общественности" как обнадеживающие. Не осталась в стороне и ООН.
Но, все же, вряд ли данная ситуация несет спонтанный характер. Читатели знают, что некоторое время назад в США появился проект строительства 13-этажного исламского культурного центра и мечети неподалеку от места трагедии 11 сентября 2001 г. Инициативу выдвинул имам Фейзал Абдул Рауф, а поддержал мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Посчитавший новый центр "символом неприятия исламом терроризма". Вслед за чем, на встрече дипломатов исламских стран и представителей американской мусульманской общины, американский президент Барак Обама сообщил о готовности помочь реализации идеи. Причем он заявил о праве мусульман на исповедование своей религии в той же степени, как и любого другого жителя страны.
Практически сразу же началась кампания против строительства, лейтомотивом которой являлось слово "предательство" по отношению "к памяти погибших во время теракта людей". Среди недовольных фигурировала фамилия экс-кандидат на пост вице-президента США Сара Пэйлин (республиканская партия).
Уже в конце августа в центре Манхэттена (Нью-Йорк) свои манифестации провели противники и сторонники осуществления проекта. Силы тогда разделила полиция и баррикады. А в начале текущего месяц ряд СМИ привели данные о недовольстве 71% ньюйоркцев ожидаемым строительством мечети. Такое же количество респондентов высказались за тщательную проверку генеральным прокурором Нью-Йорка финансирования проекта.
Следовательно, акция по сожжению Корана следует в русле определенных тенденций в американском обществе. Не случайно, лидеры мусульман США (в частности, глава Совета Американо-Исламских Отношений (CAIR) Нихад Авад) высказались об актуальности защиты общины в повышенных мерах безопасности со стороны правоохранительных органов (в ракурсе новой волны исламофобии).
Кстати, в ракурсе вышеизложенного кто-то может подумать о некоем фанатизме (антимусульманском) в плане антитмечетских настроений. Но разве все так однозначно? Еще в XVIII в. английский евангелист, основатель методизма, Джон Уэсли сутью фанатизма определял "беспорядочность ума", мешающую "здравому рассудку". С его слов, фанатизм "не только затемняет", но и "полностью закрывает глаза пониманию". Почему его можно считать "видом безумства, а не глупостью"(3).
Однако, в сегодняшней ситуации в Соединенных Штатах в описываемом направлении просматривается далеко не "фанатичная модель". Насколько и куда она затянет общество - покажет ближайшее время...Мы же в заключение лишь вспомним слова одного из героев Михаила Булгакова из нестареющего романа "Мастер и Маргарита":
"Простите, не поверю, - ответил Воланд, - этого быть не может.
Рукописи не горят".
Ну вот интересно: если рукописи не горят, может ли кто-то "сжечь" Откровение каким-либо своим действом?