События последних месяцев – ажиотаж вокруг хиджаба, со всей отчетливостью продемонстрировал наличие большого пласта проблем мусульман России – как внутреннего, так и внешнего характера.
К внешним можно отнести негативное отношение многих наших сограждан ко всему, что традиционно ассоциируется с исламом и все более нарастающую готовность некоторых государственных чиновников к активным действиям против проявлений веры и религиозных чувств мусульман.
К внутренним относится неумение мусульманского сообщества эффективно противостоять произволу чиновников, действиям, направленным против религиозной идентичности мусульман, а также отсутствие полноценного диалога с российским обществом, частью которого являются мусульмане. Думается, во многом на этих причинах базируются неудачи мусульман в области защиты своих религиозных прав и свобод. Здесь – проблемы запретов исламской литературы, строительства мечетей и другие актуальные и «больные» вопросы.
Вполне закономерное возмущение мусульман запретами платков обращено как к исполнительной власти, так и к рядовым гражданам, которые выражают свой протест против хиджабов, поддерживая действия чиновников. Протест, выражаемый властям, вполне закономерен – он является требованием предоставления гарантий соблюдения конституционных прав и свобод.
Относительно причин, побуждающих граждан выражать несогласие, речь шла в предыдущей статье - это протест не против платков как таковых, а против негативных явлений в социальной сфере, насилия и грубых нарушений прав человека, которые пытаются связать с исламом.
Но это еще, к большому сожалению, неприятие образа мусульманина, сложившегося в представлении многих наших сограждан. Составляющими этого образа являются агрессивность, низкий уровень культуры и образования, бесправие женщин и пр.
Не будем ограничиваться простой констатаций фактов, а зададимся вопросом: «Какие шаги были предприняты мусульманами в попытках формирования иного образа мусульманина, альтернативного культивируемому «образу врага»?».
Глобализация и развитие информационных технологий предоставляет нам уникальную возможность, стать «лицом к лицу» со всем обществом, и обратившись к каждому, изменить сформировавшееся негативное представление. Неудачи мусульман в этом направлении, думается, обусловлены утопичным желанием и попытками создания единого, целостного образа, что не представляется возможным, поскольку понятие «мусульмане России» не подразумевает исчерпывающий набор характеристик, общих для мусульман Средней Азии, Северного Кавказа и средней полосы России. Различные культурные и политические реалии сформировали различные образы. Мусульмане, подобно остальным гражданам, имеют различный уровень образования, различное отношение к явлениям окружающего мира. Признание этого факта поможет нам избежать расхожих штампов и лубочных картинок, которые значительно расходятся с реальностью не только у наших сограждан, но и у самих мусульман. Подобное расхождение лишь усиливает недоверие, сформированное антиисламской пропагандой.
Сломать стереотипы восприятия можно, лишь сказав правду, которая состоит в том, что совершенен лишь ислам, но не человек, что мусульмане зачастую подвержены порокам и недостаткам, что мусульмане, живя в тех же сложных экономических реалиях, так же озабочены проблемами финансового благополучия семьи, которые для многих сегодня являются вопросами выживания, что их так же беспокоит будущее детей.
Большая роль в формировании положительного имиджа мусульман принадлежит как рядовым мусульманам, так и лидерам мусульман.
Роль духовных лидеров мусульман, как представляется, заключается в обращении от лица своих единоверцев ко всем гражданам России. Заслуженный авторитет многих из них является гарантией высокого уровня доверия к их словам. Тематика этих обращений может быть самой разнообразной – разъяснение вопросов вероисповедания, проблемы мусульманской семьи, ответы на вопросы представителей иных конфессий. При этом необходимо учитывать возможную неготовность многих неисламских СМИ размещать соответственные материалы. К счастью, посетителями многих исламских сайтов являются представители иных конфессий.
Влияние средств массовой информации трудно переоценить. Именно они сегодня формируют отношение общества к тому или иному вопросу, проблеме. Их воздействие на процессы, происходящие в социуме, на сознание масс и сознание отдельного индивидуума – тема многих философских, социологических, психологических исследований. Мусульмане на сегодня располагают внушительным арсеналом средств такого воздействия – от печатной продукции до мощных информационных порталов. При этом, основное содержание статей и аналитических материалов рассчитано, в основном, на мусульман, которые, собственно, и являются их целевой аудиторией. Безусловно, эта работа крайне необходима. Вместе с тем, многие проблемы волнуют, как, правило, исключительно мусульман и абсолютно не заботят остальное население. То же можно сказать в отношении мусульман, которым по большей части безразличны многие проблемы немусульман. Это – удручающая закономерность, поскольку тотальное безразличие к судьбам людей, страдающих от насилия и произвола – реальность, в которой живет каждый из нас.
Как сказал Абдулла Ринат Мухаметов: «у нас вообще отсутствует какое-либо внимание к происходящему. А равно как и ко многим другим вопросам, которые будоражат всю остальную страну».
Ограничивая круг интересов и проблем узкими конфессиональными рамками, мы оставляем вне этих рамок людей, которые живут в той же социальной реальности, и которых так же беспокоит систематическое уничтожение здоровых основ общества – религии, основанной на ней морали, культуры, семьи, взаимного уважения, справедливых законов и возможности следовать своим религиозным убеждениям.
Сегодня у многих мусульман принято говорить о русской культуре, как о синониме безнравственности, повального пьянства и распущенности. Эта тема рефреном проходит сквозь многие статьи, она присутствует в обсуждениях на форумах и в соцсетях. При этом авторами удивительным образом забывается, что это культура, породившая великих писателей и поэтов, философов и мыслителей, коими были Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Бердяев и Булгаков. Это – духовные традиции стремления к Богу и вечный поиск Бога. На долю русского народа выпало не меньше горя и страданий, чем на долю мусульман. На протяжении десятилетий советской власти религия каленым железом выжигалась не только из душ мусульман, но также из душ православных русских людей.
Состояние российского общества сегодня – это следствие растоптанной культуры, поруганной веры, искалеченной души и изуродованной нравственности русского человека.
У мусульман есть осознание глобальной миссии, которую ислам несет человечеству. При этом, помимо стратегических целей и задач, необходимо понимание и четкое формулирование той миссии, которую мусульмане могут нести каждому обществу, частью которого они являются, в частности, обществу российскому. Это поможет определиться с форматом диалога, а также с его тематикой и методами ведения. Также, думается, важным является осознание факта невозможности отгородиться от проблем общества, в котором мы живем и необходимости принимать в их решении живое участие.
Ислам может дать духовную опору и нравственные ориентиры человеку любого времени, восстановить разрушенные жестокой эпохой ценности, среди которых религия, вера, семья. Именно об этом должны в первую очередь говорить мусульмане своим согражданам. Мы можем и должны вести диалог с теми здоровыми силами российского общества, которые готовы бороться за вечные ценности, за свободу вероисповедания, за справедливость законов, за будущее без страха за судьбу своих детей, за формирование российского гражданского общества, построенном на принципах взаимного уважения, взаимопомощи и готовности встать на защиту любого, кто подвергается несправедливым гонениям и притеснениям.
Однако, чтобы быть услышанными, мы сами, в первую очередь, должны услышать других. Если мы считаем наших сограждан, не разделяющих наши религиозные взгляды, чужими, мы навсегда останемся чужими для них. Если мы полагаем, что нам не о чем с ними говорить, с нами вести диалог также никто не захочет. Не уважая право другого быть иным, мы не добьемся уважения своего права иметь отличия.
Ислам содержит уникальные механизмы, препятствующие ассимиляции мусульман, их растворению в культурах других народов. Это помогло исламской цивилизации выстоять под напором западной цивилизации, это и сегодня помогает мусульманам сохранить свою веру под натиском тотального безверия, свою семью в эпоху отношений без взаимных обязанностей, свою личность в эру всеобщего отчуждения и душевной пустоты. Это – фундаментальные понятия, лишившись которых, народы становятся просто листьями, уносимыми ветрами политических перемен. Именно этот посыл должны донести сегодня мусульмане до всего общества в целом и до каждого человека в отдельности.
Разумеется, было бы недальновидно отрицать наличие объективных трудностей и препятствий для такого диалога. У мусульман – это отсутствие единообразного отношения к вопросу, касающегося если не принципиальной возможности подобного диалога, то его возможного формата. У всех сторон диалога - накопившиеся взаимные претензии и многолетние обиды. Зачастую это искалеченные судьбы, десятки тысяч убитых на войне, и тысячи убитых и пропавших без вести в мирное время, это трагедии целых народов. Я не призываю простить тех, кто этого прощения не заслуживает и забыть то, что забывать нельзя. Есть деяния, за которые нет прощения ни в этой жизни, ни в последующей. Необходимо помнить об этом, чтобы никогда и никому не позволить повторить подобное.
Диалог, направленный на понимание, преодоление накопившихся за многие годы отчуждения и тотального недоверия, координацию совместных усилий в области общих ценностей, защиты прав и свобод, борьбы с негативными явлениями социальной действительности сегодня необходим. Иначе – проиграют все, и ценой этого проигрыша будет будущее не только мусульман, но России в целом.