Последние события, вызвавшие возмущения и протесты мусульман по всему миру, а именно выход в массовый прокат фильма «Невинность мусульман», оскорбляющий религиозные чувства сотен тысяч людей по всему миру, а также последствия в виде нападений на посольство в Ливии и организованных демонстраций, с новой остротой ставят вопрос о том, насколько в настоящее время разрешима проблема противодействия подобным провокациям в рамках закона, без использования силовых средств, а также без нагнетания вражды и ненависти между культурами, цивилизациями.
Существуют международные нормативно-правовые акты, гарантирующие соблюдение основных прав и свобод человека, среди которых Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция основных прав и свобод. Исламская концепция прав человека отражена в таких документах как Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г., Каирская декларация по правам человека в исламе 1990 г., Арабская хартия прав человека 1994 г.
Несмотря на некоторые кардинальные отличия этих концепций, состоящие в понимании происхождения прав и свобод, их пределов, а также способа реализации, есть положения, общие для всех хартий, конвенций и деклараций –отражающих как западную, так и исламскую концепции прав человека. Среди таких положений – свобода исповедовать свою религию, запрет дискриминации по религиозному признаку, необходимость уважения религиозных чувств.
Помимо декларации свободы вероисповедания, ст. 12 Всеобщей исламской декларации прав человека содержит положение, в соответствии с которым «Никто не должен ни презирать, ни осмеивать религиозные убеждения других лиц, ни способствовать общественной враждебности по отношению к ним. Уважение религиозных чувств других обязательно для всех мусульман».
Положения международно-правовых документов, отражающие европейскую концепцию, легли в основу соответствующих положений нормативно-правовых актов национального законодательства европейских государств.
Особую актуальность после событий 11 сентября 2001 г. получили проблемы исламофобии, негативного отношения как к мусульманам, так и к исламу со стороны многих европейцев, поддавшихся на истерию, развернувшуюся в средствах массовой информации.
Совместные усилия исламских стран и европейских государств, направленные на прекращение разжигания розни по религиозному признаку привели к принятию ООН резолюций, направленных против диффамации религий – 2005, 2008, 2009 и 2010 г. Значительную роль в принятии в 2010 г. резолюции «Борьба против диффамации религий» сыграла ОИК (ныне – ОИС).
В Резолюции, принятой в 2010 г отмечается озабоченность тем фактом, что диффамация религий и подстрекательство к религиозной ненависти в целом могут привести к социальной дисгармонии и нарушениям прав человека. Совет по правам человека, будучи встревожен бездействием некоторых государств в борьбе с распространением этой растущей тенденции и применением такой дискриминационной практики в отношении последователей определенных религий, особо отмечает в этом контексте необходимость ведения эффективной борьбы с диффамацией всех религий и подстрекательством к религиозной ненависти в целом и по отношению к исламу и мусульманам в частности.
Также отмечается, что ислам часто и ошибочно ассоциируется с нарушениями прав человека и терроризмом, и в связи с этим Совет по правам человека выражает сожаление по поводу принятия законов или административных мер, конкретно направленных на осуществление контроля и мониторинга мусульманских меньшинств, что стигматизирует их и узаконивает дискриминацию, объектом которой они являются.
Формирование негативного стереотипного представления о религиях и диффамации религий, проявления нетерпимости и дискриминации в вопросах религии и убеждений, которые по-прежнему имеют место в мире, приводит к нетерпимости по отношению к последователям этих религий.
Совет по правам человека сожалеет по поводу использования печатных, аудиовизуальных и электронных средств информации, включая Интернет, и любых других средств для подстрекательства к актам насилия, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и дискриминации в отношении какой-либо религии, а также глумления над религиозными символами и почитаемыми деятелями, говорится в резолюции.
Факты, имеющее место повсеместно, лишь подтверждают сказанное – публичное сожжение Корана, конкурсы карикатур на Пророка Мухаммада (мир ему), попытки установления контроля над русскими женщинами, принявшими ислам.
Необходимо отметить, что упомянутые резолюции ООН встретили сопротивление со стороны некоторых правозащитных организаций. Так, многие из них заявляли, что данные документы направлены, в основном, на защиту мусульман и ислама. Так, Глава Комиссии США по свободе религии в мире Леонард Лео в 2009 г. заявил, что документы, предложенные за последние несколько лет ОИК, направлены на защиту религий в целом, акцент в них сделан лишь на исламе и его последователях. Данные резолюции, полагает Л. Лео, являются "неприкрытой попыткой перенести на международный уровень репрессивные законы о богохульстве, которые действуют в ряде стран ОИК".
Препятствуют принятию этих резолюций и имплементации многих их положений в национальное законодательство отсутствие согласия в определении термина «диффамация», т.е. какие именно действия являются таковыми. Речь идет о возможном ущемлении права на свободу выражения своего мнения, пределы которого различны в европейской и исламской концепциях прав человека.
Как известно, концептуальные различия в трактовке прав и свобод человека в европейских и исламских международно-правовых документах, являются отражением тех кардинальных различий, систем ценностей, которые лежат в основе западной и исламской цивилизации.
Не вдаваясь в дискуссию, начатую еще Г. Кантом относительно возможности существования универсальных ценностей и основанных на них всеобщих прав и свобод, уместно в связи со сказанным выше привести слова выдающего философа современности Ю. Хабермаса: «Ценности», даже те, которые заслуживают глобального признания, - не существуют в вакууме; они обретают признание только в нормативных общественных системах и в практиках определенных культурных жизненных форм. …незападные культуры вправе осваивать универсальное содержание прав человека исходя из собственных ресурсов и в собственном прочтении, привязывая их к собственному опыту и интересам»
Из вышесказанного можно сделать несколько выводов. Первый из них состоит в необходимости признания на международном уровне исламской трактовки прав и свобод человека. Второй – в необходимости и возможности использовать существующие правовые методы защиты прав и свобод, в том числе, права на отсутствие дискриминации по религиозному признаку и право на защиту верующих людей от действий, оскорбляющих их религиозные чувства. И третий – все участники межконфессионального диалога должны понимать, что эти права и обязанности – взаимны. Лишь тогда речь может идти об истинном диалоге культур, а не о пресловутой «битве цивилизаций», которую упорно пытаются навязать человечеству.