Счет убитых за последние годы в Дагестане имамов итак уже идет на несколько десятков. Но в этом году, судя по всему, здесь открыт очередной сезон охоты на имамов и исламских ученых. Люди, призванные олицетворять путь Пророка (мир ему), искренность и самоотречение в служении своей религии, гибнут в необъявленной войне одними из первых. Потому что не прячутся, не отгораживаются от общества охраной и колючей проволокой, потому что проповедуют то, во что верят.
А ведь в нарастающем в Дагестане религиозно-политическом противостоянии имамы, проповедники и люди религиозного знания, скорее всего, окажутся единственной гражданской силой, способной удержать враждующие группы от братоубийственной войны. Таким образом, наши имамы при таком раскладе предстают не только наследниками пророков и наставниками уммы, но и этакими гражданскими предохранителями нашего общества от кровавого сценария.
Причем в последние годы наметилась пугающая тенденция ликвидации имамов и по другим российским регионам – Исамутдин Акбаров в Новом Уренгое, Абдулмаджид Манукян в Ярославле, Курман Исмайлов на Ставрополье…
Если бы наши чиновники и силовики ставили бы во главу угла своей службы не личностные интересы, а свой долг перед народом, они бы обеспечили нашим имамам достойную защиту и безопасность. Они сберегли бы их для будущего всей России, разработали бы для них специальную программу защиты духовных наставников, по примеру западных программ защиты свидетелей.
Однако наша бюрократическая система больше заточена на защиту коррупционеров и казнокрадов во власти, нежели на защиту собственного населения, собственных граждан и общественных лидеров. В этой ситуации я даже не говорю о том, чтобы наши власти проводили стратегическую работу на выявление в среде молодых имамов и исламских деятелей перспективных лидеров, которые могли бы в среднесрочной или долгосрочной перспективе стать силой, формирующей общественные тенденции и процессы.
Оттого, при всем нашем стремлении соответствовать евростандартам в развитости гражданского общества, уровне привлекаемых инвестиций, качестве футбола, очевидно, что в плане обеспечения безопасности собственных граждан и умении работать на стратегическую перспективу мы о равнении на Европу даже и заикаться не можем. И в этом плане, ситуация в некоторых республиках Кавказа больше напоминает не Европу, а ситуацию где-нибудь в Узбекистане Ислама Каримова, Сирии Хафиза Асада или Ираке Саддама Хусейна, где кровь имамов и исламских ученых обесценилась почти до нуля.
Именно подобная политика сделала иракский и сирийский режимы предельно уязвимыми перед угрозой внешнего вторжения и угрозой внутренней революции. В то же самое время западные страны готовы были все последние десятилетия предоставлять интеллектуальным и духовным лидерам мусульманских стран убежище и гарантии безопасности.
Так, лидер тунисского исламского движения «ан-Нахда» Рашид аль-Ганнущи, бежав из Туниса, нашел убежище в Британии. Видный исламский ученый из Ирака Таха Джабир аль-Альвани, покинув страну, нашел убежище в США. Зять основателя движения «Братья Мусульмане» Хасана аль-Банны и отец современного исламского интеллектуала Тарика Рамадана - Саид Рамадан, выехав из Египта, нашел убежище в Швейцарии. То же самое касается Франции, Бельгии, Германии, Канады… Этот список можно продолжать долго.
Но самое интересное, что в странах Запада эти имамы и проповедники получали не только безопасность, но и возможность дальнейшего интеллектуального и политического роста. Здесь они защищали докторские диссертации, возглавляли университетские кафедры, создавали влиятельнейшие в мировом масштабе общественные организации…
Я понимаю, почему им эти возможности не давали власти Ирака, Египта и Туниса. Потому что они боялись с их стороны конкуренции. Я понимаю, для чего им все эти возможности предоставляли страны Запада. Потому что они работают на перспективу и взращивают у себя в странах будущих лидеров исламского мира.
Я не понимаю одного, почему республики Северного Кавказа в отношении своей сегодняшней и будущей духовной элиты выбирают не стандарты Швейцарии и Франции, а стандарты Узбекистана и Сирии?
Тем не менее, тысячи наших молодых выпускников исламских вузов, будущая духовная элита страны, несмотря на угрозы своей жизни и безопасности, усердием и самоотречением реализуют свою миссию перед Всевышним. Более того, десятки и сотни наших молодых мыслителей и ученых уже нашли свое место в учебных заведениях арабского мира, Турции, Малайзии, Европы и Северной Америки.
Современный мир открыт и земля Аллах обширна для призыва… Оттого в скором времени кровь наших имамов, которой они щедро полили горы Кавказа, прорастет не только в нашей стране, но и по всему остальному миру…