Народное давление нарастает с каждым днем. Египетский народ уже более двух недель выступает против своих деспотичных правителей, создавая новую страницу Истории. Сейчас История – в их руках. Если диктаторский режим Мубарака падет, как это произошло в Тунисе несколько раньше, можно ожидать колоссальных последствий на региональном и международном уровне.
С крахом египетского режима, учитывая исключительную важность страны в аспектах экономики, геополитики и безопасности, в арабском мире и на Ближнем Востоке возможен любой поворот.
И, понимая это, правительства важнейших мировых стран и регионов – США, «Израиля», Европы, арабских стран – совершают теневые маневры в надежде, что народное противостояние продлится достаточно долго, чтобы они успели найти альтернативы, защитить свои интересы и подготовиться к лучшему (или худшему). Не исключено, что они могут попытаться проникнуть в ряды и контролировать массовое движение, которое до сих пор не смогли направить в желательное для них русло ни политические, ни государственные деятели и силы.
За дымовой завесой лицемерных воззваний к демократии, свободе и защите прав человека, стоят холодные и циничные расчеты. От Вашингтона до Тель-Авива, от Каира до Дамаска, Саны, Алжира, Триполи и Рияда, всех волнует одно: как лучше управлять движением, и, если возможно, обернуть его в свою пользу.
Ведь, в конечном счете, кому нужна настоящая, независимая, прозрачная демократия в Египте или арабском мире? Кроме самого народа и голосов гражданского общества, кого по-настоящему волнует, достигнут ли цели массовые протесты, сотрясающие Египет, будет ли в стране свобода, уважение народа, демократия?
Мы слышим как Барак Обама, Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон и другие наставляют народ, объясняют ему значение понятий «демократия» и «народный выбор». Это те же самые лидеры, которые десятилетиями, не терзаясь муками совести, обхаживали худших из диктаторов, в том числе, Хосни Мубарака, которого они и до сих пор призывают стать более демократичным. Найдется ли кто-нибудь столь наивный, чтобы поверить в красивые речи, за которыми они скрывают грубые попытки политических манипуляций?
Представителям гражданского общества и оппозиции Египта предстоит сделать серьезный исторический выбор.
Пропагандистская машина режима (телевидение с его попытками посеять раздоры среди населения) работает без перерыва, и ей удается подорвать единство и заронить искру разногласий среди граждан Египта.
Оппозиция должна пребывать в состоянии готовности, твердо держаться принципов ненасилия и солидарности, что мы видим на потрясающих фотографиях, запечатлевших лица египетских коптов и мусульман, стоящих рука об руку на площади Освобождения в Каире.
Оппозиционеры должны быть смелыми и дальновидными: освобождение не будет «легким», как это было в Тунисе; придется предпринимать неоднократные и трудные попытки взять на себя управление революционным движением. Дело в том, что ставки слишком высоки: если народ сможет свергнуть тиранический режим и обеспечить хотя бы минимум настоящей демократии, изменится все. И тогда в арабском мире начнется рассвет новой эры, о которой мечтают все демократы.
Чтобы это произошло, недостаточно требовать ухода Мубарака. Необходимо разрушить весь его коррумпированный режим, всю систему, построенную на издевательствах над народом, систематическом воровстве и кумовстве.
Считается, что состояние семьи Мубарака (в том числе его сына Гамаля, не говоря уже о многочисленных союзниках), оценивается в десятки миллиардов долларов, которые вложены в банки и целиком контролируемые или фиктивные компании. Мужчины и женщины, политические и интеллектуальные лидеры, представители гражданского общества или оппозиции – от левых до исламистов, таких как «Братья-мусульмане» - сейчас предстали перед моментом истины: либо они соглашаются создать оппозиционный фронт, который будет уважать волю народа, либо пытаются взять народное движение под свой контроль, рискуя расколоть революцию и привести ее к неминуемому поражению.
Ни левые, ни профсоюзы, ни «Братья-мусульмане» не могут притязать на исключительное право представлять массовое движение во всем его величии – они должны служить ему. Поэтому будущее арабского мира будет зависеть от того, хватит ли оппозиционным силам ума создать единое движение: иначе, в случае провала, пусть винят сами себя.
Некоторые представители религии, например муфтий Египта, осудили протесты. Если институционный ислам, ислам на службе государства не может (или не отваживается) выступить против правительства, которое его наняло на работу, пусть лучше молчит и не пытается политизировать религию.
Будущее зависит от того, сможет ли народ создать платформу для объединения различных голосов оппозиции и организовать демократические выборы, которые, в конце концов, позволят судить, действительно ли народ доверяет тем, кто называет себя народными представителями.
Момент истины наступил и для свободолюбивых граждан Запада. Они могут притвориться, что верят в рассуждения своих правительств. Они могут и дальше позволять манипулировать собой, воображать, что Соединенные Штаты и европейские страны боятся революции в арабском мире, потому что искренне опасаются прихода к власти исламистов, которые якобы не чтят права человека, женщин, и, в целом, сами принципы демократии.
Или не США, Европа и ООН (с согласия «Израиля») организовали первые свободные и честные выборы на оккупированных территориях, согласились на то, чтобы на время предвыборной кампании движение ХАМАС изменило свое название и, как и ожидалось, победило, а потом начали наказывать и душить палестинский народ за его историческую ошибку?
Стратегические отношения между западными правительствами и происламскими движениями имеют давнюю историю, в которой часто случались альянсы: их отношения всегда определялись экономическими и геополитическими интересами, и западные правительства никогда ни секунды не колебались, заключая союзы с экстремистскими группами.
Однако западные граждане должны сохранять верность своим принципам и требовать, чтобы их правительства уважали демократические принципы и выбор народа. Они должны перестать закрывать глаза (сознательно или бессознательно) на избирательное очернение оппозиционных движений арабского мира и мусульманских стран.
На нас, как на жителях Запада, лежит огромная ответственность: мы имеем свободу, доступ к информации и образованию, поэтому наш долг – поддержать законные требования народа без лицемерия и иллюзий. Популистские, консервативные и потенциально радикальные оппозиционные силы существуют во всех восточных и западных обществах; демократические принципы требуют, чтобы мы дали им отпор с помощью дебатов и политических средств, при условии, что они уважают законность, свободу выборов и демократический процесс (и до, и после выборов).
Более нельзя мириться с тем, чтобы «демократии Севера» во имя безопасности или своих экономических или геополитических интересов, поддерживали диктатуру, репрессии и пытки.
Недавний призыв израильского правительства к Западу в поддержку диктатора Мубарака по меньшей мере удивителен со стороны государства, называющего себя единственной демократией в регионе, как будто его безопасность зависит от того, чтобы его окружали диктаторы, угнетающие собственный народ. Страна, которая действительно заботится о безопасности и региональной стабильности, заключает мирные договора не с тиранами, а со свободными людьми, пользующимися всеми правами.
За десять лет, которые прошли после всем известных серьезных терактов, неоднократно предпринимались попытки начать дебаты, организовать форумы для «диалога» или «альянса цивилизаций». В свете реальных событий в арабском мире сейчас эти усилия представляются либо чисто теоретическими упражнениями, либо уловками с целью отвлечь внимание от реальных политических проблем. Мир меняется, Ближний Восток лихорадит.
Запад может сколько угодно повторять, что оппозиционные силы арабского мира опасны (потому что они носят исключительно исламистский либо радикальный характер), а это, в свою очередь, служит оправданием для того, чтобы ограничить (или контролировать) «дозировку» демократии для арабов и мусульман.
Либо жители Запада могут встать плечом к плечу рядом с народами, которые выбрали путь к свободе. Это вопрос человеческих ценностей и политической этики.
Что касается защиты «наших» интересов, ради которых мы часто забываем о принципах, мы должны помнить, что в долгосрочной перспективе уважение людей и их достоинства – единственный способ обеспечить безопасность Запада. Только когда народы «глобального Юга» будут пользоваться свободой и возможностью доступа к их благосостоянию, мы можем откорректировать международный дисбаланс, который питает усиленную миграцию и нестабильность.
Наше будущее не просто связано, оно у нас – общее.
Тарик Рамадан - доктор философских наук, профессор Фрайбургского университета в Швейцарии, является автором и со-автором более 20 книг и 700 публикаций.