Фундаментализм и «исламская подлинность»

Буквальное значение понятия «фундаментализм» значительно отличается от того, что под ним обычно подразумевается в обыденной речи. До того, как исламские деятели начали говорить о фундаментализме, они часто использовали слово «подлинный».

Стоит заметить, что многие из них не возражают против использования буквального значения понятия, которое отсылает верующих к фундаментальным истинам вероучения. Как предыдущие, так и нынешние поколения мыслителей Ислама остаются достаточно последовательными в своих призывах к мусульманам вернуться к изначальным основам их религии.

Но в отличие от прямолинейных доводов или лозунгов первого поколения т.н. «мусульманских реформаторов», второе поколение сумело выработать аргументы в пользу возвращения Ислама к «подлинности» и адаптировали это понятие к реалиям XX века. Современный исламский призыв старается привести образ жизни мусульман в соответствие с нормами, указанными в исторических текстах и исламской традиции, и в то же время пытается приспособить содержащиеся в них смыслы к контексту современности.

Эти мыслители предприняли попытку создания дискурса, в котором традиционные концепции исламской общественной жизни были бы изложены посредством современных интерпретационных моделей. Они предлагали подходы, предложения и альтернативы, позволявшие решать стоящие перед современной уммой проблемы на основе следующих принципов:

– вернуться к оригинальным источникам Ислама - или фундаментальным понятиям, сформулированным в Коране и Сунне, - и избавиться от неточностей, искажений и утративших адекватный смысл интерпретаций;

– воспользоваться плодами научного прогресса и расширить горизонты мусульманского миропонимания;

– посредством иджтихада взяться за решение современных проблем, беспрецедентных для прошлых эпох.

Таким образом, пересмотр всего исламского дискурса с позиций обращения к «подлинности» Ислама, основанный на описанных выше подходах, зашел намного дальше, чем прямолинейная реакция первых реформаторов. Он стал источником вдохновения для целого поколения мыслителей, писателей и активистов, которые еще более расширили мусульманский кругозор и понимание окружающего мира.

Ко второй половине XX века неудача светских программ развития общества и национальных правительств стала очевидной. Одряхлевшие традиционные религиозные школы были вынуждены признать интеллектуальные течения нового формата единственно возможной исламской альтернативой современным идеологиям.

На этом пути были успехи и достижения. Хаос в Алжире и Афганистане, ограниченные успехи в Иране, Пакистане и Судане, провал исламских движений во многих мусульманских государствах, опыт мусульманских групп в Малайзии, Турции и Иордании создают новые условия и стимулы, которые толкают на проведение следующей фазы обновления.

Сегодня становится очевидным, что дискурс второго поколения современных мыслителей Ислама уже более неадекватен для решения вопросов, возникающих перед новыми поколениями мусульман. В настоящее время стоит необходимость двигаться от попыток примирения противоречий старины и современности посредством апеллирования к «подлинному Исламу» к конструированию современного исламского дискурса отвечающего критериям «подлинности».

Почему необходимо далее развивать дискурс «подлинного Ислама»?

Самая насущная проблема, стоящая перед мусульманами, имеет не политический или экономический характер, но заключается в кризисе нашего осмысления и изучения самих себя, Ислама, мусульман и человечества в целом. Какой-либо критический обзор внешних условий, симптомов или причин современного упадка исламского мира не представляет практической ценности до тех пор, пока его не будет предварять серьезный и глубокий самоанализ.

Становится ясно, что идейно-культурная среда играет критически важную роль в формировании сознания и в развитие человеческих характеров. Подсознательно, она питает умы предположениями, готовыми смысловыми схемами и нормами. Условия жизни направляют эмоции людей, влияют на них и формируют их пути развития.

Как правило, люди не размышляют особенно глубоко над аксиомами своих убеждений, однако многие обращают на них гораздо более пристальный взгляд во времена кризисов, серьезных вызовов эпохи или будучи подверженными крупному внешнему влиянию.



1 комментариев


  1. (11.02.2013 20:30) #
    2

    Так как Коран ниспослан от Создателя всего сущего с законодательством, для упорядочевания любой человеческой проблемы, то мы понимаем, что никто лучше Создателя не знает свои творения. И только Он знает истинное предназначение человека, несмотря прохождения некоторого периода времени законы не меняются! Они удовлетворяют инстинкты и потребности человека и приводят его к гармонии!