Умма и ее единство: как поступил бы Пророк?

На эту тему трудно писать.

Мы можем быть довольно чувствительными и эмоциональными, когда речь идет о нашем самосознании как мусульман.

Иногда кажется, что наша «версия» ислама лучше, чем у других, и тогда, к сожалению, проявляем настоящую узколобость.

Часто люди имеют очень наивные представления о тех масштабных исторических, политических и социальных факторах, которые влияют на наше восприятие «других», отличных от нас.

Нам нередко попадается литература, в которой говорят об изоляции и преуменьшении достоинств мусульман в социуме, особенно если они составляют меньшинство, но этот феномен достаточно распространен и в мусульманском обществе. Как ни печально, но некоторые пакистанские мусульмане полагают, что мусульмане из Индии не могут быть «правильными мусульманами», потому что живут в светской стране и общаются с немусульманами. Точно также неправильно, когда арабскоговорящие мусульмане смотрят свысока на тех, кто не говорит по-арабски; похожий комплекс превосходства встречается и среди тех, для кого родным является урду.

И это всего несколько примеров. Подчеркиваем, речь идет далеко не обо всех, потому что многие, например, ученые, образованные молодые мусульмане, признают богатство и разнообразие ислама.

Действительно, как метко выразился американский ученый Джон Эспосито (John Esposito, Islam the Straight Path) в своей книге «Ислам: прямой путь»: «Ислам не один, их много». Он также признает, что многие мусульмане могут обидеться на такое утверждение, и оговаривается, что «ислам один, а мусульман много».

В любом случае, какую бы точку зрения мы не предпочитали, сегодня, в ХХІ веке, когда мы ищем свой путь в условиях глобализации, расслоения самосознания, электронных коммуникаций, социальных сетей и «арабской весны», нам нужно коллективно задуматься и о своей социальной, культурной и, наконец, национальной идентичности. В этой статье мы остановимся на национальной идентичности. Кто мы, мусульмане?

Обычно я спрашиваю: Как бы поступил Мухаммад (мир ему и благословение)?

Итак, мы, в первую очередь, мусульмане или все-таки египтяне, малазийцы, британцы, сомалийцы и т.д.?

Какое место мы занимаем во всем мусульманском сообществе, и возможно ли единство этого сообщества?

В чем заключается верность нашей самобытности и в чем она должна заключаться?

Урок 1. Верность самому себе

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) происходил из племени курайшитов. Это было древнее и могущественное племя, гордившееся своей родословной и несущее почетную обязанность хранить Каабу и организовывать паломничество в Мекку.

В различных версиях его биографии указано, что Пророк Мухаммад любил свою семью и свое племя. Он радовался, когда кто-нибудь принимал ислам, но особенную радость ему доставляло, если ислам принимал член его семьи или родственник из курайшитов.

Его также печалило упорное сопротивление со стороны некоторых соплеменников. Несмотря на гонения первых мусульман, они и Пророк упорно несли свое послание мира. В результате преследований, он уехал из Мекки, но она осталась в его мыслях и планах, и после долгой борьбы Пророк вернулся к миру, чтобы вернуть Мекку всем мусульманам до скончания веков. При этом его возвращение сопровождалось минимальным насилием, хотя, по сути, это был военный поход.

Далее, Пророк Мухаммад был справедливым и честным в отношении к друзьям, семье, врагам и обидчикам. Обращаясь к жителям Мекки, которые добивались его ухода, он повторил слова Пророка Юсуфа (мир ему):

«Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, ибо Он - Милосерднейший из милосердных» (удостоверено аль-Албани).

Можно ли извлечь из этого урок?

Конечно можно!

Это урок преданности, любви и ответственности перед своей семьей, племенем, культурой, народом, урок верности своей национальной принадлежности. В нашем нынешнем контексте успешной революции и самоуправления это - крайне важный урок того, как важна верность идее, упорство, честность, справедливость и способность прощать. Власть сопровождается иллюзиями и заблуждениями, и, свергнув тирана, нам нужно не терять бдительности, чтобы самим не превратиться в тиранов.

Урок 2. Верность новой родине

Но уроки из жизни Пророка Мухаммада на этом не заканчиваются. Мы можем поучиться у него и многому другому.

Когда тебя преследуют, приходится уезжать и искать более гостеприимные места. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и первые мусульмане не могли больше оставаться в Мекке из-за издевательств и преследований, и они решили переселиться в Медину. Тогда Пророк объявил:

«Мне было показано место вашего переселения, я увидел между двумя каменистыми участками орошаемую землю, на которой во множестве росли финиковые пальмы» (Бухари)

Эта земля надежды и была Мединой, или, как она раньше называлась, Ясрибом. Там он построил дом, мечеть, и стал жить. Медина стала для него любимым городом, и ее продолжают любить миллионы мусульман.

Урок в том, что новую родину тоже можно любить. Детство и годы становления Посланника прошли в Мекке, но во многих отношениях Медину он любил больше любого другого места на земле, и она стала известна как город Пророка. Он полюбил ее за то, что в тяжкие дни испытаний обрел здесь убежище и защиту. Он полюбил ее и за то, что именно здесь ему удалось построить и сплотить мусульман, сделав их одним народом.

В этом заключается урок, о котором должны знать все мусульмане, живущие в современном глобализованном мире, особенно те, кто живет на Западе, ставшем им второй родиной. Это урок верности и ответственности. Точно так же, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) любил и защищал Медину, мы имеем обязательства по отношению к нашей новой родине, будь то Лондон, Париж, Торонто, Нью-Йорк или другой город.

В современном мире к обязанности быть хорошими мусульманами прибавляется обязанность быть хорошими гражданами: законопослушными, сознательными, заботящимися об обществе и природе. Как мусульмане мы должны быть достойными представителями своей веры, и своими словами и поступками постоянно опровергать заявления исламофобских СМИ.

Урок 3. Ценить многообразие

Жители Мекки, переселившиеся в Медину, не полностью ассимилировались с местным населением. Кроме своей религиозной принадлежности (которой они поделились со своими сподвижниками в Медине), они сохраняли свою уникальность и в других отношениях, и гордились своими корнями. Пророк Мухаммад называл тех, кто пришел с ним из Мекки, мухаджирами (переселенцами), а население Медины, поддержавшее мухаджиров в самое трудное время после переселения, – ансарами (помощниками).

Обе группы разделяли одни и те же религиозные взгляды и любили Пророка. Обе помогали друг другу, но при этом сохраняли свою индивидуальность. Это говорит о том, что национальная и религиозная самобытность одного народа может и должна дополнять самобытность другого.

Мы убеждены, что религиозная и национальная принадлежность не противоречат одна другой. Можно быть мусульманином, и при этом считать себя французом, саудовцем, американцем, эфиопом, марокканцем, индусом, индонезийцем. Между религией и национальностью не должно быть конфликта. Напротив, взаимодействуя друг с другом, они определяют нашу жизнь, деятельность и предпочтения, включая и то, какие формы исповедания своей религии вы выбираете.

Все мы согласны с тем, что мусульмане во всех странах мира имеют одинаковые фундаментальные убеждения, все они верят то, что Бог един, Коран есть неоспоримое слово самого Бога, а Мухаммад – последний Посланник Всевышнего. Но вряд ли кто-нибудь возразит, если мы скажем, что несмотря на эти сходства, мы очень отличаемся друг от друга: говорим на разных языках, предпочитаем разную кухню, имеем разные привычки и обычаи и, в целом, живем совершенно по-разному.

Тем не менее, наша вера умещается в рамках этого культурного разнообразия, которое подразумевает, что одни и те же вещи мы делаем по-разному. Например, мужчины и женщины по-разному соблюдают хиджаб, то есть скромность в одежде: только взгляните, какие разные головные уборы носят мужчины, от куфийи на Ближнем Востоке до тюрбанов, шапочек «куфи» и больших меховых шапок, а иногда и вовсе обходятся без головного убора! То есть, при всем единстве исламу присуще многообразие, и его нужно ценить.

Коран совершенно ясно говорит о разнообразии человечества:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Коран, 49:13)

Да, нашему общему миру свойственно многообразие, и мы должны узнавать друг друга. Наш долг – изучать социальное и культурное разнообразие и ценить его, помня, что «другое» не обязательно значит «опасное». Этот аят – о всем человечестве, о мусульманах и немусульманах, и он очень важен для мусульманской уммы, которая является воплощением многообразия народов, рас, языков и культур.

Мы должны уважать уникальное в себе и других. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) тоже абсолютно ясно говорил об этом. В своей последней проповеди он напомнил нам о многообразии и необходимости солидарности уммы:

«Всё человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет превосходства над неарабом, также неараб не имеет никакого превосходства над арабом, также белый не имеет превосходства над чёрным, чёрный не имеет никакого превосходства над белым, кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство. Ничто, принадлежащее мусульманину, не будет законно другому мусульманину, если оно не отдавалось свободно и с желанием. Поэтому не будьте несправедливы к самим себе» (аль-Байхаки).

Так и поступал Пророк Мухаммад, и именно так должны поступать все мусульмане.



комментариев