Канадский сериал про маленькую мусульманскую общину в вымышленном городке Мерси несколько лет назад просто взорвал телевизионное пространство Северной Америки. Зрители прильнули к экранам, побиты были все рекорды рейтингов телевизионных сериалов.
Критики спорили о причинах успеха столь экзотического проекта про повседневные проблемы маленькой мечети. Они сходились во мнении, что фильм через юмор приблизил последователей Ислама к западному обывателю, сделал их понятными для окружающих. Мусульмане со всеми их особенностями перестают таким образом быть «другими», «пришельцами из зазеркалья». И зрители, и герои сериала, за которыми с удовольствием, вниманием и сопереживанием наблюдают американцы, канадцы и европейцы, начинают говорить на одном, понятном всем, языке.
А наши единоверцы, тем временем, записали в свой актив еще одну маленькую победу на культурном фронте и сделали Ислам еще ближе и понятнее современному миру. Сериал, по сути, сыграл серьезную общественно-политическую и, без лишнего пафоса, историческую роль.
Сюжетная линия
"Маленькая мечеть в прериях" – это канадский комедийный сериал, впервые показанный на канале CBC. Создателем его является Зарка Наваз – пакистанка, родившаяся в Британии и выросшая в Канаде. Сериал посвящен жизни мусульманской общины в вымышленном маленьком канадском городке Мерси.
Основным местом встреч этой общины и действия сериала является маленькая мечеть, которая располагается в арендуемом мусульманами приходе городской англиканской церкви. Кроме того, события сериала разворачиваются в кафе "У Фатимы", принадлежащем еще одному герою фильма Фатиме Динсса.
Главой общины является Ясир Хамуди, строительный подрядчик, который отдал под новую мечеть помещение, арендованное им первоначально под свой бизнес. А имамом по сюжету становится адвокат из Торонто Амар Рашид. Название сериала отсылает канадских зрителей к другому известному сериалу "Маленький дом в прериях", героями которого были христиане.
Герои сериала
Согласно сюжету, имам мечети Амар Рашид, которого играет Заиб Шейх, является адвокатом из Торонто, который откликнулся на объявление в газете о поиске кандидатуры имама для новой мечети. Амар склонен поддерживать более открытое обновленное видение Ислама, из-за чего нередко спорит с более консервативными традиционными мусульманами из общины.
Ясир Хамуди, которого играет Карло Рота, является неформальным главой общины. Он – строительный подрядчик, который отдает свой офис под мечеть. Ясир достаточно практичный человек, всегда стремящийся к компромиссу. При этом он недостаточно ревностен в соблюдении обязательных предписаний Ислама и является членом Консервативной партии Канады.
Сара Хамуди, которую играет Шейла Маккарти, по сюжету – бывшая последовательница англиканский церкви, которая работает в качестве агента по связям с общественностью в мэрии. Она приняла Ислам и вышла замуж за Ясира. Как и ее муж, Сара пытается давать новую интерпретацию некоторым религиозным предписаниям и отвергает определенные народные обычаи.
Раййан Хамуди, которую играет Ситара Хьюитт – 25-летняя дочь Ясира и Сары, врач по профессии. Она олицетворяет образ настоящей современной мусульманки в полном смысле этого слова - придерживается убеждения, что женщины должны усиливать свою роль в исламском обществе, носит хиджаб и относится к религии очень серьезно. Раййан зачастую спорит с родителями из-за их слабой приверженности Исламу, но также и с хозяйкой кафе Фатимой из-за ее слишком архаичных и "народных" (т.е. суеверий) взглядов на Ислам.
Бабер Сиддики – разведенный профессор Колледжа экономики и наиболее консервативный представитель общины этого городка. Он носит тюбетейку, постоянно ворчит и пытается жестко контролировать свою дочь подросткового возраста. Бабер был имамом мечети до приезда в городок Амара.
Фатима Динсса – темнокожая мусульманка, хозяйка кафе, которая также придерживается довольно консервативных традиционалистских взглядов на Ислам. Остальными героями сериала являются - добрый друг Амара священник Англиканской церкви, мэр города, ведущий ток-шоу на местном радио и Лейла – дочь Барбера.Лейла – девочка подросток, которая разрывается между необходимостью соблюдать исламские предписания и желанием быть похожей на своих канадских сверстниц. Отец весьма строг к ней, из-за чего она называет отцовский дом "Барберистан".
Особенности сериала
Несмотря на оригинальную задумку фильма, который строит юмористический сюжет вокруг проблем взаимодействия мусульман с немусульманами, консерваторов и верующих с более открытой позицией, в основе своей – это традиционный сериал. Его единственное отличие от других аналогов в том, что его главными героями являются представители самой пугающей и малопонятной большинству западных зрителей общины.
Создатель сериала Зарка Наваз сама заявила, что главной задачей сериала является развлечь и рассмешить зрителя, а не решать политические проблемы. На ее взгляд, комедия – это один из самых лучших и действенных способов сломать барьеры непонимания в обществе и содействовать диалогу между культурами. Рекламным слоганом фильма является фраза "Маленький канадский город с мусульманским акцентом".
Несмотря на этот акцент на религиозной теме, сюжет построен вокруг стандартных для сериала тем – семья, друзья, юмор повседневной жизни. Даже когда сюжет касается серьезных тем, таких, как визит в мечеть канадской службы безопасности, или задержание героя сериала в аэропорту из-за опасения, что он является террористом, все это подается с юмором.
При этом сериал с юмором повествует о повседневных проблемах и спорах мусульманской общины. Например, о том, как определить начало месяца Рамадан – своими глазами, посредством телескопа, или положиться на расчеты астрономов; может ли мусульманин играть в боулинг или карты; стоит ли разделять и без того маленькую молельную комнату на женскую и мужскую половины и так далее.
Факторы успеха
В сериале достаточно ярко прорисованы характеры основных героев, их взгляды на спорные моменты. Консервативные Бабер и Фатима дополняются консервативным радиоведущим. Либеральные Амар и Раййан дополняются либеральным священником англиканской церкви. Более умеренные Ясир и Сара - прагматичным мэром города.
Премьера сериала состоялась еще в январе 2007 года. Телевизионная критика отметила, что его упор на традиционные темы и сюжетные линии, несмотря на мусульманскую оболочку, является одной из причин успеха сериала сразу после его старта в эфире.
Сериал широко обсуждался и комментировался в ведущих СМИ, таких как "Нью-Йорк таймс", "Вашингтон таймс", "Хьюстон Хроник", а также на каналах CNN, NPR и ВВС. Невероятным является тот факт, что он смог собрать у телеэкранов более 2 миллионов зрителей. Это - необыкновенно высокий рейтинг для канадских и американских сериалов в стране. Для сравнения, самые успешные проекты канадских сериалов и передач собирали у экранов чуть менее миллиона зрителей. СВС, окрыленное успехом, запустило продолжение сериала в нескольких сезонах.
Что для нас наиболее примечательно то, что образ Раййаны Хамуди был особо отмечен СМИ, как яркий и сильный образ для молодых женщин, исповедующих Ислам. Многие западные мусульманки старались походить на нее не только в одежде, поскольку данная героиня одевалась в удивительно стильные и современные хиджабы, но и старались перенять ее модель поведения, ее способность совмещать твердую приверженность Исламу с активной позицией в жизни.
Пример заразителен?
Нам в России не лишним было бы серьезно задуматься над успехом наших зарубежных братьев. Если у нас когда-то появится телеканал, ориентированный на мусульман, ему обязательно следует запустить проект типа «Мечети в прериях», например о мусульманах большого российского мегаполиса – имаме и бизнесмене, полицейских и радикалах, салафитах и суфиях, о женщинах в хиджабах и косынках, о бабаях, апалар и подростках, о кавказцах, татарах и выходцах из Средней Азии. Шуток, веселых и глубоких смыслом ситуаций, драмы хватит сполна.
Это дорого и сложно, но, как видно, оно того стоит. Тот, кто введет образ современного российского мусульманина в пространство отечественной культуры, сделает соблюдающего Шариат человека своим, понятным, близким для обывателя, останется в истории. Он сделает для Ислама в России не меньше, а, может, и больше, чем многие наши муфтии.
По сути, о какой исламофобии тогда можно будет говорить, если мусульманин будет не пугать зрителя, а вызывать в нем позитив, симпатию, радость и веселье. Тот кто вызывает улыбку, уже не страшен и не ненавистен.
Российским мусульманам давно пора прекратить игры в «царя горы» (точнее, во «властелина минбара») и «последний герой», когда должен остаться только один, и заняться реальными делами, которые на живых примерах эффективно доносят до всех окружающим то, что мы так упорно и столь же безуспешно пытаемся прокричать на непонятном всем языке. По сути, крича в пустоту.
Абдулла Ринат Мухаметов